5 марта в Москве состоялась первая презентация будущей экспозиции российского павильона на XII международной архитектурной биеннале, которая пройдет в Венеции с 29 августа по 21 ноября этого года. Проект, который наша страна представит на самом престижном архитектурном смотре, получил название «Фабрика «Россия».
Григорий Ревзин. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Венецианская биеннале – высота, которая, по большому счету, нам никогда не покорялась. Единственный архитектурный «Золотой лев», уехавший в Россию, принадлежит Илье Уткину и был вручен за фотографии. Наши неуспехи в Венеции принято списывать на то, что показывать нам, по большому счету, нечего – принадлежностью к европейскому мейнстриму российская архитектура может похвастаться едва ли, а то, что в изобилии возводится в Москве и других городах страны в рамках явления под названием «строительный бум», демонстрировать как-то неловко. Но на самом деле проблема, пожалуй, глубже: биеннале – это та же олимпиада или вот, скажем, конкурс «Евровидение», количество побед в которых для наций с болезненным самомнением не просто важно, а очень важно, до слез.
Словом, мы всегда так сильно хотели «прозвучать» на биеннале, что это желание мешало мыслить хладнокровно. То мы выставляли классику, то отправляли на биеннале студентов архитектурных вузов, чтобы переняли европейский опыт, а два года назад показали «Турнир за Россию» – шахматное поле, на котором вместо фигур были расставлены макеты зданий, спроектированных для российских мегаполисов отечественными и иностранными архитекторами. Было в тех пешках и королях несколько реализаций и много проектов, полностью утвержденных и готовых к строительству. Только теме биеннале, сформулированной тогдашним куратором Аароном Бетски, как назло, предельно расплывчато «Извне. Архитектура помимо зданий», эта экспозиция не вполне соответствовала. А два года спустя стало очевидно и другое: разыгранная в 2008-м партия оказалась столь же далека от реальной архитектуры, как и все предыдущие наши биеннальные экспозиции: из-за экономического кризиса большая часть проектов с той шахматной доски либо заморожена на неопределенный срок, либо отклонена вовсе.
Кризис отрезвляет – с этим не поспоришь. И сегодня победа любой ценой уже котируется не так высоко, как, например, оправданность затрат и универсальность применения. Именно эти качества и положены в основу российской экспозиции-2010, кураторами которой являются Павел Хорошилов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан. И если дуэт Хорошилова-Ревзина занимается уже второй биеннале подряд, то российско-немецкий архитектор Чобан присоединился к ним лишь в этом году, после того, как проект, сделанный им совместно с Ириной Шиповой и посвященный исследованию отечественного опыта возрождения промышленных комплексов, победил в конкурсе кураторов на «Зодчестве-2009». Тот конкурс был задуман и проведен Юрием Аввакумовым и ориентирован (хотя и неофициально, но вполне определенно) на будущий российский павильон венецианской биеннале 2010 года. Итак, конверсия заводов и фабрик – сюжет вообще беспроигрышный, а уж после того, как была объявлена тема XII архитектурной биеннале (куратор Кадзуё Сэдзима сформулировала ее как «Люди встречаются в архитектуре»), стало понятно, что Сергей Чобан попал «в яблочко».
Однако искушенный как в европейской архитектуре, так и в западной манере делать концептуальные исследования, заряженные значительным социальным пафосом, Чобан понимал, что одних стендов с иллюстрациями про то, как мы научились реконструировать фабрики под офисы и арт-площадки, мало. Подновить здание внешне и перепланировать его изнутри сегодня умеют все, превратить бывшую руину в доходное место тоже несложно, а вот сделать так, чтобы вчерашняя фабрика стала местом встречи людей – друг с другом, с искусством, историей или будущим, причем местом, способным изменить жизнь всего города, – это и впрямь задача. Задача, достойная биеннале и чрезвычайно актуальная в принципе, причем не столько для крупных мегаполисов, сколько для других городов, поменьше.
Так и было принято решение удалиться от Москвы километров на триста и исследовать потенциал промышленной архитектуры малых городов России. «Фабрика» – это и про типологию, потому что проект предусматривает конверсию реальных фабричных зданий, и про образ конвейера, потому что к участию в нем приглашаются пять ведущих архитекторов страны. Важно и то, что продукт «фабрики» в дальнейшем может быть адаптирован для любого малого города России, где есть промышленные постройки, уже никак не используемые.
Теперь о главном, а именно о месте действия и главных действующих лицах. В качестве модели малого города выбран Вышний Волочок. Город с 300-летней историей, уникальным генпланом и созданной Петром регулярной системой каналов (привет, Венеция!), а главное, расположенный аккурат между Москвой и Санкт-Петербургом. На протяжении веков он развивался как центр текстильной промышленности, и сегодня в пределах пешеходной доступности от центра Вышнего Волочка насчитывается целых три крупных промзоны – Прохоровские мануфактуры, завод «Красный май» и мануфактуры Рябушинских, а также бывшая учебная текстильная фабрика «Аэлита». Характерна и текущая социально-экономическая ситуация в городе: последние 20 лет застройка центра постепенно приходила в упадок, а новых производств или инфраструктуры, связанной с обслуживанием ж/д, автотрасс и водного пути, так и не возникло. Расположение Вышнего Волочка между двумя столицами натолкнуло Сергея Чобана на мысль пригласить к участию в проекте архитекторов из обоих городов: Москву на биеннале представят Сергей Скуратов, Владимир Плоткин и Сергей Кузнецов, Петербург – Евгений Герасимов и Никита Явейн.
Сверхзадача проекта в двух словах описывается так: «понимание старых производственных зон как исторического ландшафта, открытого к универсальным трансформациям». «Саму тему конверсии промышленных зданий уже смело можно называть традиционной, в том числе и в России, – рассказывает Григорий Ревзин. – Но что обычно делают на месте брошенной фабрики? Если вдуматься, существует довольно ограниченный набор сюжетов – дискотека, музей современного искусства, лофты или офисы. Ни один из них не нужен малому городу, ресурсы и возможности которого очень ограничены, а при этом именно старые фабрики зачастую составляют основу городской ткани. Вот мы и задались вопросом, как можно принципиально иначе переосмыслить роль промзон в малых городах?» Как рассказал на презентации проекта Сергей Чобан, конверсия фабрик и мануфактур Вышнего Волочка будет вестись по пяти направлениям: жилье и отели, возрождение производства, в том числе текстильного, Центр изучения фольклора и фольклорного театра (в городе проводится ежегодный «театр малых городов России»), водная транспортная система и музей водных путей сообщения. Общая площадь проектирования, включая реконструкцию и новое строительство, составит около 75 тысяч квадратных метров.
Таким образом, в российском павильоне впервые будет представлена не «выставка достижений» одного архитектора или группы авторов, но проект, созданный специально для биеннале, отвечающий актуальным тенденциям мировой архитектуры и содержащий ответы на острые проблемы архитектуры внутренней. И хотя проект собственно экспозиции пока держится в строжайшей тайне, кураторы намекнули, что пространство второго этажа российского павильона будет трактовано как анфилада, а варианты конверсии представлены как логичное продолжение и развитие друг друга. Что уже известно точно, так это стоимость экспозиции – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ выделило на нее 10 миллионов рублей. Генеральным спонсором российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции стал ВТБ. А «Альфа-банк» оплатил реконструкцию самого павильона, обновив его кровлю и дренажную систему. Так что крыша этим летом протекать не должна.
На пресс-конференции, посвященной презентации проекта «Фабрика »Россия«. Справа налево: Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Петр Авен, Сергей Чобан, Василий Церетели. Фото: Елена Петухова, »Формат"
Григорий Ревзин и Петр Авен. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Чобан. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Справа – Петр Авен, Президент «Альфа-банка». Фото: Елена Петухова, «Формат»
Павел Хорошилов. Куратор Российского павильона на XII архитектурной биеннале в Венеции. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Никита Явейн. Руководитель архитектурной мастерской «Студия 44», г. Санкт-Петербург. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Скуратов. Руководитель бюро «Сергей Скуратов Architects», г. Москва. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Сергей Кузнецов. руководящий партнер архитектурного объединения «SPeeCH». Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Владимир Плоткин. Руководитель ТПО «Резерв», г. Москва. Участник проекта. Фото: Елена Петухова, «Формат»
Олег Меньшиков, мэр г. Вышний Волочок.Фото: Елена Петухова, «Формат»
|