06.12.2013

Материализация северной Венеции

В Петербурге завершено строительство дома «Венеция»: нарисованный три года назад, он воплотился с редким по нашим временам вниманием к особенностям материала и деталям. Получилось дорого, но увлекательно.

информация:

Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Мы уже писали о проекте «Дома с грифонами» на Крестовском острове, и теперь он построен. Построен очень точно, с лишь небольшими отличиями от проекта: яркий колорит визуализаций сменился скромными оттенками северной (хотя и солнечной) осени. Кирпич из красного стал коричневым, во дворе исчезли задуманные рельефы. Но это детали. Дом встал на своем месте ровнехонько так, как его проектировали, и архитекторы с тихой гордостью демонстрируют фотографии с тех же точек, любуясь близким сходством воплощения задуманного.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнеры
Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнерыоткрыть большое изображение

Эффект материализации, действительно, впечатляет. Особенно – рельефный каменный руст первого яруса с шероховатой поверхностью, алмазная грань замковых камней, полновесные консоли, скульптурные львиные маски, приземистые колонны с полуготическими кватрочентистскими капителями перед глубокой лоджией входа. Дом приобрел ту степень материальной плотности, реальности формы, которая так радует в исторической архитектуре. В наше время добиться этого эффекта довольно сложно: камень недешев, индустрия предпочитает тонкий полированный спил массивному рельефу, – который, к тому же, требует вместо полировки тщательной скульптурной отделки. Словом, не только грамотно нарисовать дом-стилизацию, но и реализовать затем весь придуманный декор в материале – задача не из легких, по-настоящему штучная работа.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

И хотя в Петербурге много и всерьез говорят о строительстве в исторических формах, воплотить мечту получается вовсе не у многих. Евгений Герасимов строит уже третий дом, так что «питерский историзм» постепенно складывается у этого архитектора в собственное направление. Первой была гостиница на площади Островского, каменное палаццо в самом центре города рядом с Александринкой, вторым – покрытый каменной шубой в духе северного модерна дом на Тверской улице. У Герасимова также есть несколько нереализованных проектов в том же духе, на грани историзма и модерна.

Старательно нарисованные и добросовестно выполненные, дома-стилизации Евгения Герасимова хорошо узнаваемы. Уже на трех примерах можно говорить о чертах почерка архитектора. Прежде всего, ни один из них – не подделка, то есть перепутать их с настоящей исторической архитектурой невозможно не только из-за чисто отмытых фасадов. Осваивая язык историзма, Герасимов никогда не выбирает одно наречие целиком, а выбрав основную тему, дальше комбинирует приемы с другими, неуловимо, но достаточно достоверно свидетельствующими о дате постройки.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Дом с грифонами называется «Венеция». Он стоит у воды, а рисунок кирпичных ромбов и широкие колонны и арки происходят из палаццо Дожей – но на этом прямые аналогии заканчиваются. Риэлторское название не следует воспринимать слишком серьезно; к тому же венецианские аллюзии – тема, многократно сыгранная, – тянут за собой дополнительные смыслы. Самый очевидный из них получаем, добавляя к Венеции «северная»: в начале XX века петербургские архитекторы так или иначе уже разработали много «венецианских тем», к примеру – обращенных к воде входных лоджий, так что сейчас сложно сказать, что именно цитирует дом Евгения Герасимова, Венецию итальянскую или северную. С другой стороны, кирпичные орнаменты палаццо Дожей любили «сталинские» архитекторы в Москве – и абрис сталинского ар-деко в этом доме тоже присутствует.

Особенно если смотреть издали. Но приближаясь, замечаем, что вставки трехэтажных окон больше похожи на окна английских дворцов XVII века, чем сталинских или венецианских фасадов (к слову, что-то британское как правило присутствует во многих современных стилизациях, это своего рода примета времени, все слишком любят Англию рады заметить нечто похожее на фасадах). Грифоны же на углах дома возвращают нас обратно к символам Петербурга.

Над светлым внутренним двором-атриумом, как мост, перекинута легкая стеклянная арка, что на  пару минут создаст у входящего (впрочем, придирчиво-внимательного наблюдателя) иллюзию реставрации исторического пространства: как будто каменные стены здесь были давно, а стеклянное перекрытие – часть реконструкции. Все стены атриума облицованы камнем и, хотя его не удалось, вторя вестибюлю Адмиралтейства, покрыть таким же крупным рустом, как и фасад (что было задумано в проекте), сетка блоков все же читается вполне отчетливо на четырех лестничных башнях, которые делают двор крестообразным и напоминают о замковой архитектуре Гатчины Павла I, что опять же возвращает нас в Петербург.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Возможно, разбор архитектурных цитат и их источников можно было бы продолжить, но смысл полученного образа, как мне кажется, такой: Евгений Герасимов не столько добавил Петербургу новый «венецианский» дом (как это делали нередко в XIX веке), сколько посвятил свой, успешно реализованный, проект размышлениям о «венецианском в Петербурге» – то есть о том, много ли Венеции здесь, на севере, и какова она. Результат вполне материален и думается, что он займет свое место в коллекции увлеченной культурным собирательством северной столицы.
 

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Александр Бровкин
  • Николай Переслегин
  • Екатерина Грень
  • Антон Ладыгин
  • Петр Фонфара
  • Дмитрий Селивохин
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых
  • Олег Шапиро
  • Сергей Сенкевич
  • Даниил Лоренц
  • Шимон Матковски
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Васильев
  • Георгий Трофимов
  • Павел Андреев
  • Лукаш Качмарчик
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Переслегин
  • Олег Карлсон
  • Магда Чихонь
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Сергей Скуратов
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Антон Барклянский
  • Магда Кмита
  • Алексей Курков
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей  Орешкин
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи