06.12.2013

Материализация северной Венеции

В Петербурге завершено строительство дома «Венеция»: нарисованный три года назад, он воплотился с редким по нашим временам вниманием к особенностям материала и деталям. Получилось дорого, но увлекательно.

информация:

Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Мы уже писали о проекте «Дома с грифонами» на Крестовском острове, и теперь он построен. Построен очень точно, с лишь небольшими отличиями от проекта: яркий колорит визуализаций сменился скромными оттенками северной (хотя и солнечной) осени. Кирпич из красного стал коричневым, во дворе исчезли задуманные рельефы. Но это детали. Дом встал на своем месте ровнехонько так, как его проектировали, и архитекторы с тихой гордостью демонстрируют фотографии с тех же точек, любуясь близким сходством воплощения задуманного.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнеры
Жилой дом «Венеция». Проект. © Евгений Герасимов и партнерыоткрыть большое изображение

Эффект материализации, действительно, впечатляет. Особенно – рельефный каменный руст первого яруса с шероховатой поверхностью, алмазная грань замковых камней, полновесные консоли, скульптурные львиные маски, приземистые колонны с полуготическими кватрочентистскими капителями перед глубокой лоджией входа. Дом приобрел ту степень материальной плотности, реальности формы, которая так радует в исторической архитектуре. В наше время добиться этого эффекта довольно сложно: камень недешев, индустрия предпочитает тонкий полированный спил массивному рельефу, – который, к тому же, требует вместо полировки тщательной скульптурной отделки. Словом, не только грамотно нарисовать дом-стилизацию, но и реализовать затем весь придуманный декор в материале – задача не из легких, по-настоящему штучная работа.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

И хотя в Петербурге много и всерьез говорят о строительстве в исторических формах, воплотить мечту получается вовсе не у многих. Евгений Герасимов строит уже третий дом, так что «питерский историзм» постепенно складывается у этого архитектора в собственное направление. Первой была гостиница на площади Островского, каменное палаццо в самом центре города рядом с Александринкой, вторым – покрытый каменной шубой в духе северного модерна дом на Тверской улице. У Герасимова также есть несколько нереализованных проектов в том же духе, на грани историзма и модерна.

Старательно нарисованные и добросовестно выполненные, дома-стилизации Евгения Герасимова хорошо узнаваемы. Уже на трех примерах можно говорить о чертах почерка архитектора. Прежде всего, ни один из них – не подделка, то есть перепутать их с настоящей исторической архитектурой невозможно не только из-за чисто отмытых фасадов. Осваивая язык историзма, Герасимов никогда не выбирает одно наречие целиком, а выбрав основную тему, дальше комбинирует приемы с другими, неуловимо, но достаточно достоверно свидетельствующими о дате постройки.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Дом с грифонами называется «Венеция». Он стоит у воды, а рисунок кирпичных ромбов и широкие колонны и арки происходят из палаццо Дожей – но на этом прямые аналогии заканчиваются. Риэлторское название не следует воспринимать слишком серьезно; к тому же венецианские аллюзии – тема, многократно сыгранная, – тянут за собой дополнительные смыслы. Самый очевидный из них получаем, добавляя к Венеции «северная»: в начале XX века петербургские архитекторы так или иначе уже разработали много «венецианских тем», к примеру – обращенных к воде входных лоджий, так что сейчас сложно сказать, что именно цитирует дом Евгения Герасимова, Венецию итальянскую или северную. С другой стороны, кирпичные орнаменты палаццо Дожей любили «сталинские» архитекторы в Москве – и абрис сталинского ар-деко в этом доме тоже присутствует.

Особенно если смотреть издали. Но приближаясь, замечаем, что вставки трехэтажных окон больше похожи на окна английских дворцов XVII века, чем сталинских или венецианских фасадов (к слову, что-то британское как правило присутствует во многих современных стилизациях, это своего рода примета времени, все слишком любят Англию рады заметить нечто похожее на фасадах). Грифоны же на углах дома возвращают нас обратно к символам Петербурга.

Над светлым внутренним двором-атриумом, как мост, перекинута легкая стеклянная арка, что на  пару минут создаст у входящего (впрочем, придирчиво-внимательного наблюдателя) иллюзию реставрации исторического пространства: как будто каменные стены здесь были давно, а стеклянное перекрытие – часть реконструкции. Все стены атриума облицованы камнем и, хотя его не удалось, вторя вестибюлю Адмиралтейства, покрыть таким же крупным рустом, как и фасад (что было задумано в проекте), сетка блоков все же читается вполне отчетливо на четырех лестничных башнях, которые делают двор крестообразным и напоминают о замковой архитектуре Гатчины Павла I, что опять же возвращает нас в Петербург.
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкого
Жилой дом «Венеция». Фотография Алексея Народицкогооткрыть большое изображение

Возможно, разбор архитектурных цитат и их источников можно было бы продолжить, но смысл полученного образа, как мне кажется, такой: Евгений Герасимов не столько добавил Петербургу новый «венецианский» дом (как это делали нередко в XIX веке), сколько посвятил свой, успешно реализованный, проект размышлениям о «венецианском в Петербурге» – то есть о том, много ли Венеции здесь, на севере, и какова она. Результат вполне материален и думается, что он займет свое место в коллекции увлеченной культурным собирательством северной столицы.
 

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Бровкин
  • Роман Леонидов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Иванов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Наталья Сидорова
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Наталия Шилова
  • Илья Машков
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Игорь Шварцман
  • Олег Мединский
  • Петр Фонфара
  • Евгений Герасимов
  • Николай Переслегин
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов
  • Даниил Лоренц
  • Юлия Тряскина
  • Магда Кмита
  • Юлий Борисов
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Андрей Романов
  • Сергей Кузнецов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Георгий Трофимов
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Асадов
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Сергей Переслегин
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Никита Бирюков
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Никита Явейн

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»
  • Музей русского импрессионизма
  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»

Технологии:

18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
другие статьи