Новый многофункциональный комплекс будет построен на склоне Канакерского плато, между улицей Абовяна и проспектом Азатутян, неподалеку от Парка Победы. Это не совсем центр города, но географически очень выигрышное место, откуда открывается захватывающая дух панорама Еревана и долины с величавым силуэтом Арарата. Сейчас на этом месте расположен непривлекательный пыльный пустырь, однако так было отнюдь не всегда. Еще три года назад здесь возвышался Дворец молодежи Еревана, построенный в 1972 году по проекту архитекторов Г. Г. Погосяна, А. А. Тарханяна и С. Е. Хачикяна. Здание, за которое его авторы получили премию ЦК ВЛКСМ в области архитектуры, представляло собой гигантский цилиндр, изрезанный овальными глазницами оконных проемов и увенчанный «летающей тарелкой» смотровой площадки. Больше тридцати лет Дворец молодежи оставался самым высоким зданием армянской столицы и ее неофициальным символом, видимым из любой точки города и знакомым каждому его жителю. В народе этот объект называли «Крцац Кукуруз», и даже без знания армянского языка можно догадаться, на сходство здания с каким именно растением намекала народная молва. В начале 2004 года собственником ереванского Дворца молодежи стало ООО «Авангард моторс» – официальный дилер продукции автоконцерна «Даймлер Крайслер» в Армении. После этой сделки не прошло и двух лет, как неожиданно выяснилось, что высотка якобы не соответствует требованиям о сейсмоустойчивости, и власти Еревана необыкновенно быстро согласовали ее снос. В тот же год «Авангард моторс» пообещало реализовать на месте Дворца молодежи яркий архитектурный проект, достойный символизировать Армению XXI века, однако ни один из предложенных вариантов не устроил градсовет Еревана. В итоге девелопер принял решение о проведении международного архитектурного конкурса – к слову, первого за весь постсоветский период истории страны. Всего в этом состязании приняли участие более трехсот проектов из 70 стран, один из которых был выполнен «СКиП».
Конкурсное задание предписывало спроектировать многофункциональный комплекс так, чтобы тот стал «важнейшим градостроительным элементом». При этом офисную часть конкурсанты могли компоновать как угодно, а вот гостиничную изначально следовало разместить в западной части участка (это обеспечит максимальное количество номеров с видом на город) и сделать доминантой, максимальная высота которой не должна превышать 101 метр. Нужно сказать, что для Еревана, не знающего, что такое небоскребы, это просто колоссальная цифра, противопоставить которой существующей застройке города, по большому счету, нечего. Если у проектируемого комплекса и есть конкурент по высоте, то это расположенный на горизонте силуэт Арарата.
О роли, которую библейская гора играет в градостроительстве Еревана, нужно сказать отдельно. В системе координат этого города именно Арарат – ключевая точка отсчета, центр притяжения всех визуальных осей. И на его планировку гора повлияла самым непосредственным образом – генплан Еревана напоминает гигантский веер, раскрытый навстречу солнцу и Арарату. Так что Сергею Киселеву, можно сказать, не пришлось ничего придумывать: генплан проектируемого комплекса – это точно такой же веер, только в миниатюре, а его высотная часть – рукотворная горная гряда, обращенная к своему природному «первоисточнику».
В проекте «СКиП» комплекс разделен на две уже упомянутые функциональные зоны: западная часть участка занята высотным объемом гостиницы Intercontinental, в восточной расположились корпуса офисного центра. Сохраняется деление на две части и по вертикали: авторы разводят транспортные и пешеходные потоки, отдавая машинам нижний уровень комплекса, а людям – верхнюю платформу, словно зависшую над холмом. Между высотными объемами гостиницы и более низкими офисными блоками разбивается террасный парк, также ориентированный на Арарат. Этот зеленый клин не только обозначает границу двух различных зон, но и визуально соединяет комплекс с окружающими его парками и в целом с городом, который всегда чрезвычайно щедро озеленялся. А для того, чтобы еще сильнее подчеркнуть связь с природным окружением холма, архитекторы сохраняют имеющиеся в западной части участка старые подпорные стены, а на противоположной его стороне возводят такие же новые.
Собственно гостиничный комплекс состоит из трех призм, которые имеют одинаковую форму, но разную высоту и сгруппированы вокруг внутренней площади. Два корпуса из трех – больший и меньший – заняты гостиничными номерами, средний отдан под размещение апарт-отеля. Объединены эти объемы только на уровне стилобата и первого этажа: попасть в любой из корпусов, а также подземную торговую и спортивную зоны можно из центрального вестибюля гостиницы. Поскольку основное достоинство нового отеля – в его расположении и видах из окна, главные фасады всех корпусов выполнены из стекла, а боковые, к которым обращены лестничные и инженерные стояки, наоборот, решены подчеркнуто брутально и отделаны вулканическим туфом. Этим же материалом облицованы скошенные кровли, так что здания напоминают извлеченные из горных недр каменные породы, по которым прошелся алмазный резец и на идеально ровных спилах во всей своей красе предстал искомый минерал. Использование туфа – это, кстати говоря, очень по-еревански, ведь неповторимый колорит архитектуре армянской столицы не в последнюю очередь придают материалы, заимствованные у окрестных гор – туфы самых разных оттенков, фельзиты, базальты и т.д.
Четыре корпуса офисной части комплекса также объединены общим вестибюлем. При ближайшем рассмотрении они оказываются все теми же призмами, только положенными на длинную сторону. Еще большее сходство с композицией гостиницы им придают наклонные поверхности кровель, благодаря которым этажность зданий постепенно увеличивается, а силуэт в целом приобретает сходство с горной грядой. Получается так, как будто бы небольшой горный массив, со своим пиком – гостиницей и отрогами офисов, взяли да и нарезали на аккуратные пластинки.
Архитектоника чистых, очень простых форм этого проекта образует своего рода «мост» к семидесятническому зданию-предшественнику. С одной поправкой: тогда не были столь актуальны геологические и природные ассоциации. Отчего ереванский гостиничный комплекс в интерпретации архитекторов мастерской Сергея Киселева оказывается на грани между лаконизмом призматических объемов, характерным для 1970-х, и «горной» темой, любимой в наше время. Причем предложенное «СКиП» решение, вероятно, в чем-то даже лаконичнее и строже прежнего здания Дворца молодежи. Так что этот конкурсный проект оказывается дважды контекстуальным: с одной стороны, он салютует библейской горе, с другой – становится воспоминанием о стоявшей здесь башне «классического модернизма». 15 февраля проект «СКиП» будет представлен на выставке российских участников ереванского конкурса, которая откроется в Музее Архитектуры.