Арарат и его отражения

В анфиладе главного здания Музея Архитектуры 12 февраля открылась выставка «Москва – Еревану». Она посвящена памяти Давида Саркисяна и представляет работы российских архитекторов, принимавших участие в международном конкурсе на лучший проект многофункционального центра и гостиницы Intercontinental в столице Армении.

mainImg
Открытый международный конкурс в Ереване состоялся впервые, его организаторами выступили Союз архитекторов Армении и компания «Авангард моторс», а вся необходимая организационно-правовая поддержка была оказана МСА. Состязание вызвало огромный интерес в мире – оргкомитет получил в общей сложности более тысячи заявок на участие и около 300 проектов (об одном из них, выполненном мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», мы уже писали).

Подобный ажиотаж объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, Ереван – город древний и обладает столь богатым архитектурным наследием, что любой уважающий себя проектировщик почтет за честь построить в нем что-то новое. Во-вторых, конкурсная площадка занимает чрезвычайно важное в градостроительном плане место – со склона Канакерского плато открывается захватывающая дух панорама армянской столицы и вид на библейскую гору Арарат. И, наконец, в-третьих, новый деловой центр и гостиница строятся на месте одной из самых известных построек Еревана советского периода – Дворца молодежи.

Все, кто хоть раз бывал в Ереване в советские годы или видел фотографии города того периода, запомнили этот объект – так называемый «Крцац Кукуруз», который был похож на гигантский цилиндр, изрезанный характерными овальными окнами и увенчанный «летающей тарелкой» смотровой площадки. Построенный в 1972 году по проекту архитекторов Г. Г. Погосяна, А. А. Тарханяна и С. Е. Хачикяна, Дворец молодежи долгие годы являлся символом города и его самым высоким зданием, видным абсолютно из любой точки. Однако в 2006 году, после того, как собственником здания стало ООО «Авангард моторс», оно неожиданно было признано не соответствующим требованиям о сейсмоустойчивости и снесено. Общественность Еревана пыталась защитить «Крцац Кукуруз», но власти города не прислушались ни к ее мнению, ни даже к авторам постройки, которые были готовы доказать прочность и надежность своего творения и выполнить проект его модернизации.

Одним из лейтмотивов сноса высотки было желание ее собственника построить на этом месте «восьмое чудо света», яркое произведение современной архитектуры, способное дать Еревану новую высотную доминанту, на весь мир заявить о его своеобразии в целом и статусе компании «Авангард моторс» в частности. Именно с целью поиска такого объекта в октябре 2009 года и был объявлен международный архитектурный конкурс. Однако хоть он и был проведен в соответствии с правилами UNESCO-UIA и утвержден Международным союзом архитекторов, его результаты чрезвычайно озадачили как журналистов, следивших за развитием событий, так и самих участников состязания. Дело в том, что первая премия так и не была присуждена, вторая и третья достались малоизвестных европейским бюро (2 место – Agence Search (Франция), 3 место – Федерико Еннас (Италия) и их отнюдь не самым продуманным архитектурно-градостроительным концепциям, а большинство проектов, по мнению членов Российского отделения Союза архитекторов Армении, и вовсе не были рассмотрены жюри. 

Выставка, открывшаяся в МУАРе, неслучайно посвящена памяти Давида Саркисяна. Бывший директор Музея архитектуры родился и вырос в Ереване, любил этот город и тяжело переживал происходившие с ним изменения. В частности, новость о сносе Дворца молодежи Давид Ашотович воспринял как личную трагедию, а когда несколько лет спустя был объявлен конкурс на проект застройки этого места, очень рассчитывал на его результаты и с самого начала планировал посвятить ему выставку. Организаторы этой экспозиции – Союз архитекторов России и Российское отделение Союза архитекторов Армении – подчеркивают, что их проект ни в коем случае не преследует цель «вступить в полемику с результатами конкурса, но дает возможность ознакомиться с интересным архитектурным материалом». И с тем, что представленный материал действительно разнообразен, любопытен и многопланов, не поспоришь: все стены «Зеленого зала» плотно завешаны планшетами, на каждом из которых представлен собственный сценарий развития Еревана.

Конкурсное задание предписывало спроектировать многофункциональный комплекс таким образом, чтобы гостиничная функция была размещена в высотном объеме, а офисная и торговая – либо в равных ему по высоте, либо в более низких. Максимальная отметка высоты была обозначена в 101 метр, что для Еревана и его многовековой склонности к развитию по горизонтали является очень серьезной цифрой. Как мы уже писали, рассказывая о проекте Сергея Киселева, если у проектируемого комплекса и будет конкурент по высоте, то это расположенный на горизонте силуэт Арарата, и именно на библейскую гору участникам конкурса и предстояло сориентировать свои проекты. Антитеза «город – гора» и стала основным источником вдохновения для архитекторов.

Многие просто уподобили новый комплекс горе. Например, архитектурная мастерская Yort спроектировала объем, чей главный фасад напоминает модернисткие здания 1970-х с их идеально ровным и предельно лаконичным «выражением лица», а задний решен как крутой горнолыжный спуск со шлейфом, протянувшимся далеко по склону. Определенное сходство с горной грядой можно также усмотреть в проектах мастерской «Богачкин и Богачкин», PS architectural studio и коллектива архитекторов под руководством Виталия Бочкова. Бюро «Рождественка» нарисовало силуэт горы с помощью гигантского портала, установленного на полукруглое основание, а «АРТЭ+» уподобили композицию из нескольких высотных объемов огромной перголе, создавшей ощущение интерьерности всего пространства комплекса. Еще один портал придумал коллектив под руководством Степана Мкртчяна, правда, на этот раз «вход» заложен стопкой гигантских булыжников. А «Студио-ТА» сделали свой высотный комплекс словно бы высеченным из ледника.

Впрочем, тезис конкурсного задания о доминирующей роли нового объекта отнюдь не все участники трактовали как указание спроектировать произведение подчеркнуто современной архитектуры. Для многих знатоков и поклонников 2800-летней истории Еревана было важно создать комплекс, который бы много значил для города не в смысле визуального превосходства над ним, но в смысле органичной впаянности в его градостроительную и социальную структуру. Вот почему целый ряд работ исследовал возможность преодоления изолированного расположения комплекса в городе – архитекторы стремились не просто спроектировать его из разных по высоте и функциям объемов, но перекинуть своеобразный мост к улице Теряна, которую он замыкает. Наиболее ярко и полно эта идея реализована в проекте архитектурной мастерской Вазгена Захарова (автор концепции – Юрий Волчок): на склоне, ведущем к высотному объему, проектируется улица-мост, окруженная блокированной застройкой, между которой создаются традиционные ереванские дворики. Сам же гостиничный блок решен в виде башни, составленной из нескольких кубов, сдвинутых относительно друг друга. И хотя авторы концепции указывают в сопроводительной записке, что эта композиция символизирует «природные и социальные тектонические сдвиги, сформировавшие биографию Еревана», эта композиция воспринимается как отчетливое эхо московского «Города столиц» или даже небоскреба Turning Torso Сантьяго Калатравы. Заслуживает внимания и проект бюро «Остоженка»: коллектив Александра Скокана спроектировал многофункциональный комплекс в виде нескольких малоэтажных кварталов, поверх которых установлена широкая пластина гостиничного блока. Высотная часть облицована матовым и зеркальным стеклом и благодаря этому растворяется в окружающем ландшафте, воспринимается как знойное марево, мираж, причудившийся оттого, что голову напекло.

Богатая на символы древняя армянская культура многих участников конкурса вдохновила на настоящие культурологические изыскания. Так, бюро SPeeCH нашло образ своего комплекса в статуе Ники Самофракийской – гостиничный блок распростер над городом символичные крылья в обещании победы. Архитектор Оскар Мадера решил комплекс как средневековую крепость с высокой неприступной башней посередине, а Александр и Инна Ивинские представили отель в виде гигантского диска, символизирующего город солнца.

В день открытия выставки в МУАРе состоялся «круглый стол», посвященный проблемам развития архитектуры на постсоветском пространстве на примере реконструкции Еревана. Не оценивая итоги прошедшего конкурса (по большому счету, и оценивать-то пока нечего), его участники много говорили о мощном потенциале данной площадки и, увы, столь же мощной свободе инвестора построить на ней все, что угодно. Много горьких сожалений было высказано в адрес утраченного Дворца молодежи и шире – беззащитного положения построек советского периода. Фактически сегодня город развивается так, как будто советской архитектуры никогда не существовало в принципе. Конечно, о художественных достоинствах и сталинского ампира, и модернизма 1960-х можно спорить, но когда вместо спора полувековой период истории просто стирается, возникает вакуум. А создавать в вакууме что-то новое не только очень трудно, но и страшно – вдруг снесут еще при жизни?
проект бюро «Остоженка»
проект мастерской «АРТЭ+»
проект «Студио-ТА»
проект бюро «Рождественка»
проект бюро SPeeCH
проект архитектурной мастерской Yort
проект архитектурной мастерской Вазгена Захарова
снесенный Дворец молодежи в Ереване

15 Февраля 2010

Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Пресса: Японский проект на месте Дворца молодежи
Стало известно имя победителя открытого международного архитектурного конкурса на лучшую архитектурную концепцию 5-звездочной гостиницы Inter Continental и бизнес-центра. Им стал японский архитектор Кийакацу Араи. Комплекс будет располагаться на месте бывшего Дворца молодежи в Ереване, снесенного в 2006 году. Об этом корр. “ГА” сообщил член конкурсной комиссии, председатель Союза архитекторов РА Мкртич Минасян.
Пресса: Устойчивая к землетрясениям солнечная Башня-Вулкан
Сейчас, когда заголовки новостей пестрят сообщениями о землетрясениях, наиболее остро встаёт вопрос архитектуры, устойчивой к подземным ударам. All-Seasons Tent Tower (Всесезонная башня-шатёр) – концепт, разработанный компанией OFIS Architecture. Проект состоит из двух цилиндрических башен, обеспечивающихся солнечной энергией, внутри которых будут располагаться рестораны, апартаменты, магазины, бизнес центры, spa-центр, бассейн, бар и гараж.
Арарат и его отражения
В анфиладе главного здания Музея Архитектуры 12 февраля открылась выставка «Москва – Еревану». Она посвящена памяти Давида Саркисяна и представляет работы российских архитекторов, принимавших участие в международном конкурсе на лучший проект многофункционального центра и гостиницы Intercontinental в столице Армении.
Гора с горою говорит
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» приняла участие в открытом международном конкурсе на лучший проект делового центра с гостиницей Intercontinental в Ереване. В своем варианте комплекса архитекторы трактовали его как новую высотную доминанту армянской столицы, вступающую в диалог со знаменитой горой Арарат.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.