«Зодчество-2009»: разговор с куратором

Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».

mainImg

Архи.ру:
Как получилось, что Вы стали куратором Зодчества?

Юрий Аввакумов:
Был приглашен СА России. Конкретно – Андреем Боковым и Георгием Солоповым. Согласился далеко не сразу – у Зодчества была плохая репутация и традиционно чудовищный дизайн, так что я вполне рисковал повторить опыты своих предшественников. Не согласился бы вообще, если бы мне не была обещана свобода действий. Надо отдать должное, эта свобода в процессе работы союзными руководителями не ограничивалась, хотя в силу инерции фестиваля, да и цеховых представлений о том, как надо показывать архитектуру, некоторые мои решения кое-кому казались чуть ли не революционными. Единственное серьезное ограничение этого года – бюджет.

Предполагается ли, что Ваше кураторство будет долговременным – т.е. будете ли Вы куратором в следующем году?

Мне предлагалось более развернутое кураторство, но сам я еще не решил, нужно ли продолжать, или заложенная в этом фестивале схема сможет работать самостоятельно и при других кураторах. Я слышал разговоры, что найденная пространственная компоновка настолько удачна, что ее стоит сохранить и для следующего года. Может быть.

Ваши впечатления о работе с Зодчеством – и как Вы оцениваете результат – то, что получилось в этом году?

Практически все задачи, которые я ставил перед самим собой, разрешены. Выставка стала простой, читаемой и, одновременно эффектной, представляющей новое лицо профессионального цеха архитекторов. Благодаря Андрею Логвину фестиваль получил запоминающийся логотип. Мне кажется, что архитекторы увидели, что у них есть богатые резервы для демонстрации своих проектов в будущем, и что фестиваль вполне способен соревноваться с Арх-Москвой. За представленную же на фестивале архитектуру я не отвечаю и отвечать не могу. Как и за выбор жюри проектов и построек. В то же время, есть что совершенствовать в организационном плане.

Какова была цель проведения конкурса кураторов?

Целей две. Одна – сделать выборы кураторов, представляющих российскую архитектуру на международных смотрах, открытыми и честными, с экспертным участием Союза Архитекторов России. Как они происходят сейчас для, например, венецианской биеннале, все хорошо знают. Другая – сделать Зодчество полигоном кураторской мысли. Куратор – особая профессия, которой нигде не обучают, и которая приобретается опытным путем. Я считаю чрезвычайно важным делом расширить географию нашего кураторства, и разнообразить экспозиционные приемы архитектурной репрезентации. Замечательно, что размеры манежных павильонов совпали с размером главного зала щусевского павильона в Венеции. Тренироваться всегда полезно. И смотрите – в распоряжении СА России уже сейчас оказались две выставки, способные начать просветительское движение по российским городам.

Были ли дополнительные условия для участников, помимо того, что написано в пресс-релизе (размера павильона)?

Не было. На дополнительные вопросы я отвечал на сайте Зодчества.

Сколько проектов был подано на конкурс кураторов? Вы планировали публиковать номинантов – будете ли Вы их публиковать?

В конкурсе приняло участие 24 проекта. Для первого раза – очень много. Все они уже опубликованы, т.е. демонстрируются на главном экране Манежа. Надеюсь, что в будущем проектов станет больше, и кроме экспозиционных приемов (были и весьма остроумные) участники уделят больше внимания собственно архитектуре, которую они от имени России соберутся демонстрировать. Проект Чобана-Шиповой победил в основном благодаря выбору темы, а не приема.

Кто выбирал победителя?

Единственном членом жюри был, как куратор фестиваля, я, и всю ответственность за выбор проекта победителя принимаю на себя. Так же как за приглашение Владимира Белоголовского стать куратором павильона, посвященного «устойчивой» архитектуре.

Рассчитываете ли Вы «продвигать» победивший проект дальше (на биеннале) и как вообще Вы представляете дальнейшую судьбу победившего проекта?

Конкурс кураторов никаким образом не претендует заменить собой Министерство Культуры и самовольно определить российского участника венецианской биеннале, хотя бы потому, что наш конкурс должен проводиться ежегодно, а биеннале устраивается раз в два года. И потому что тема венецианской биеннале следующего года еще не объявлена, а иногда важно с темой корреспондировать, чтобы не получилось как в прошлом году: все про смыслы, а мы про девелоперов. Но к тому моменту, когда Минкульт будет принимать решение, у него появится выбор, а это уже другая история. Что до конкретного проекта-победителя, то министр культуры вполне мог бы с ним ознакомиться. На открытие фестиваля его приглашали.

материал подготовила: Юлия Тарабарина

Юрий Аввакумов. Фотография Юлии Тарабариной

17 Октября 2009

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Хрустальный Дедал. Высшую награду «Зодчества-2009»...
Архитектурное и объемно-планировочное решение школы обусловлены стесненностью сложившейся территории школы, а также застройкой улиц Советской Армии и Трифоновской. Здание запроектировано четырехэтажным, с функциональным разделением школьных помещений. Учебные классы ориентированы на дворовую часть территории и отделены от шума транспортной магистрали коридорами и рекреационными зонами.
Пресса: Реконструкция. «Волна» принесла своим авторам бронзовый...
Торгово-выставочный комплекс размещается на участке площадью 22 792 кв. метров, ограниченном с северо-запада – проездом вдоль левого берега Большой Охты, с запада – проспектом Энергетиков, с юго-востока – Заневским проспектом и с севера – территорией ООО «Тэкс».
Пресса: Серебро за дерево. Актуализированная русская архитектурная...
Проект двухэтажного загородного дома выполнен для семьи из 4–6 человек. Предполагаемое место строительства – сосновый бор на побережье Горьковского водохранилища. Стены и основные конструкции дома выполнены из высокоэкологичного, не требующего внешней и внутренней отделки клееного бруса, темного – для первого этажа, светлого – для второго.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.