Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2009

«Зодчество-2009»: разговор с куратором

Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».

Юрий Аввакумов. Фотография Юлии Тарабариной
Юрий Аввакумов. Фотография Юлии Тарабариной

Архи.ру:
Как получилось, что Вы стали куратором Зодчества?

Юрий Аввакумов:
Был приглашен СА России. Конкретно – Андреем Боковым и Георгием Солоповым. Согласился далеко не сразу – у Зодчества была плохая репутация и традиционно чудовищный дизайн, так что я вполне рисковал повторить опыты своих предшественников. Не согласился бы вообще, если бы мне не была обещана свобода действий. Надо отдать должное, эта свобода в процессе работы союзными руководителями не ограничивалась, хотя в силу инерции фестиваля, да и цеховых представлений о том, как надо показывать архитектуру, некоторые мои решения кое-кому казались чуть ли не революционными. Единственное серьезное ограничение этого года – бюджет.

Предполагается ли, что Ваше кураторство будет долговременным – т.е. будете ли Вы куратором в следующем году?

Мне предлагалось более развернутое кураторство, но сам я еще не решил, нужно ли продолжать, или заложенная в этом фестивале схема сможет работать самостоятельно и при других кураторах. Я слышал разговоры, что найденная пространственная компоновка настолько удачна, что ее стоит сохранить и для следующего года. Может быть.

Ваши впечатления о работе с Зодчеством – и как Вы оцениваете результат – то, что получилось в этом году?

Практически все задачи, которые я ставил перед самим собой, разрешены. Выставка стала простой, читаемой и, одновременно эффектной, представляющей новое лицо профессионального цеха архитекторов. Благодаря Андрею Логвину фестиваль получил запоминающийся логотип. Мне кажется, что архитекторы увидели, что у них есть богатые резервы для демонстрации своих проектов в будущем, и что фестиваль вполне способен соревноваться с Арх-Москвой. За представленную же на фестивале архитектуру я не отвечаю и отвечать не могу. Как и за выбор жюри проектов и построек. В то же время, есть что совершенствовать в организационном плане.

Какова была цель проведения конкурса кураторов?

Целей две. Одна – сделать выборы кураторов, представляющих российскую архитектуру на международных смотрах, открытыми и честными, с экспертным участием Союза Архитекторов России. Как они происходят сейчас для, например, венецианской биеннале, все хорошо знают. Другая – сделать Зодчество полигоном кураторской мысли. Куратор – особая профессия, которой нигде не обучают, и которая приобретается опытным путем. Я считаю чрезвычайно важным делом расширить географию нашего кураторства, и разнообразить экспозиционные приемы архитектурной репрезентации. Замечательно, что размеры манежных павильонов совпали с размером главного зала щусевского павильона в Венеции. Тренироваться всегда полезно. И смотрите – в распоряжении СА России уже сейчас оказались две выставки, способные начать просветительское движение по российским городам.

Были ли дополнительные условия для участников, помимо того, что написано в пресс-релизе (размера павильона)?

Не было. На дополнительные вопросы я отвечал на сайте Зодчества.

Сколько проектов был подано на конкурс кураторов? Вы планировали публиковать номинантов – будете ли Вы их публиковать?

В конкурсе приняло участие 24 проекта. Для первого раза – очень много. Все они уже опубликованы, т.е. демонстрируются на главном экране Манежа. Надеюсь, что в будущем проектов станет больше, и кроме экспозиционных приемов (были и весьма остроумные) участники уделят больше внимания собственно архитектуре, которую они от имени России соберутся демонстрировать. Проект Чобана-Шиповой победил в основном благодаря выбору темы, а не приема.

Кто выбирал победителя?

Единственном членом жюри был, как куратор фестиваля, я, и всю ответственность за выбор проекта победителя принимаю на себя. Так же как за приглашение Владимира Белоголовского стать куратором павильона, посвященного «устойчивой» архитектуре.

Рассчитываете ли Вы «продвигать» победивший проект дальше (на биеннале) и как вообще Вы представляете дальнейшую судьбу победившего проекта?

Конкурс кураторов никаким образом не претендует заменить собой Министерство Культуры и самовольно определить российского участника венецианской биеннале, хотя бы потому, что наш конкурс должен проводиться ежегодно, а биеннале устраивается раз в два года. И потому что тема венецианской биеннале следующего года еще не объявлена, а иногда важно с темой корреспондировать, чтобы не получилось как в прошлом году: все про смыслы, а мы про девелоперов. Но к тому моменту, когда Минкульт будет принимать решение, у него появится выбор, а это уже другая история. Что до конкретного проекта-победителя, то министр культуры вполне мог бы с ним ознакомиться. На открытие фестиваля его приглашали.

материал подготовила: Юлия Тарабарина