Монастырь вместо вокзала?

В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?

mainImg
На сайте Минкультуры РФ с 17 июля 2024 опубликован акт ГИКЭ [1], обосновывающий исключение здания Речного вокзала Твери из реестра охраняемых объектов [2]. 

Возражения и замечания принимают до 6 августа 2024 года включительно: здесь

На сайте областного органа охраны [3] период сбора замечаний уже прошел, опубликована сводка предложений и возражений на акт ГИКЭ. Там – достаточно много доводов против этого акта. Как и возражений от областного органа охраны. К примеру – специальность экспертов, составивших Акт ГИКЭ: В.Ю. Жомина и С.А. Лесного из Саратова, Е.М. Федосеевой из Москвы – инженер и инженер-строитель; их специальность слабо связана с оценкой историко-культурной ценности. Но законодательство РФ таких деталей не учитывает [4]. Как пишет Архнадзор, Владислава Жомина и Елену Федосееву градозащитники относят к недобросовестным экспертам, аттестованным для «грязной работы»...
Предыстория: хроника смены курса
Здание гниет и разрушается уже с начала 2000-х годов. 

Жители Твери, в том числе объединения общественного мониторинга «Тверские своды» неоднократно обращались в разные организации области [5] с просьбами сохранить, отреставрировать «перезапустить» здание Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, июль 2015, ротонда до обрушения
Фотография © Ирина Малышева
zooming
Фасад. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
zooming
Планы 1935 и 1937 годов: изменение замысла. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
zooming
Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Речной вокзал Твери, июль 2015
    Фотография © Ирина Малышева
  • zooming
    Речной вокзал Твери, июль 2015
    Фотография © Ирина Малышева

В интернете встречаются ответы, датированные начиная с 2016 года: все они однотипные и содержат, в основном, информацию о статусе ОКН и ограниченных возможностях тверского бюджета. В январе 2014 была создана рабочая группа по реконструкции вокзала [6]. 29 марта 2016 года Владимир Тюрин создал петицию «Сохранение и реставрация Речного вокзала в Твери»; она была адресована правительству области и набрала 2503 подписи. Спустя год, 31 марта 2017, комиссия [7] признала состояние Речного вокзала ограниченно-работоспособным с участками аварийного и крайне аварийного состояния фасада южной части центральной ротонды, конструкции аркады стилобата, полуарки, ограничивающие сквозные проходы, декоративные элементы бельведера, перекрытия над вторыми этажами крыльев здания. Рекомендовалось немедленно ограничить доступ людей к аварийным участкам здания и принять меры по срочной ликвидации аварийности конструкций и стабилизации прогрессирующих дефектов.

7 августа 2017 года в 23:45 верхние перекрытия центральной ротонды обрушились

В августе-сентябре 2017 были проведены противоаварийные работы: демонтировали купол со шпилем, несколько аварийных колонн, аварийные конструкции бельведера; были укреплены отдельные участки центральной части здания. Отсутствующий сегмент центральной части, выходящий на стрелку рек Волги и Тверцы, закрыли баннером.
Ротонда обрушилась в 2017 году. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В 2018 году в правительстве Тверской области возникла идея создания единого туристического пространства в центре Твери – объединения находящихся там учреждений культуры. Идею создания культурно-исторического кластера губернатор Тверской области Игорь Руденя озвучил в письме президенту РФ от 5.08.2021. Планировалось, в числе прочего, перенести вокзал ближе к реке и воссоздать Отроч монастырь: «На части территории монастыря расположено здание объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», которое в настоящее время находится в аварийном состоянии и является сдерживающим фактором для воссоздания Отроч монастыря». Вскоре была создана уже другая рабочая группа [8] – по кластеру, и на ее первом заседании губернатор Игорь Руденя озвучил идею воссоздания Отроча монастыря при сохранении Речного вокзала. 6 августа 2021 Юлия Саранова, тогда еще кандидат в депутаты Госдумы, заявила, что готова обратиться к министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой «принять безотлагательные меры к началу восстановительных работ здания» Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

8 августа 2021 начался активный сбор подписей за восстановление Речного вокзала, даже был придуман хэштег #заречной, создан сайт  www.zarechnoy.ru, на котором также можно было поддержать инициативу. К концу 2022 года было собрано порядка 8000 подписей, затем приблизительно в течение года, подписи  пролежали «под спудом», прежде чем их отправили министру [9]. Никаких итогов сбора подписей объявлено не было. 

Городское сообщество «Ветер Тверских крыш» в апреле 2022 года опубликовало статью со снимками интерьеров вокзала спустя пять лет после обрушения. На снимках видно, что здание не законсервировано должным образом, баннер никак не защищает от дождя, осадки свободно проникают внутрь, разрушая здание – попеременно замерзанием и оттаиванием. 
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На обращение в ГУГООКН по Тверской области с просьбой провести проверку по соблюдению собственником вокзала – ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея» – охранного обязательства с приложением фотографий разрушающихся конструкций и интерьеров, управление 23.11.2022 ответило, что опубликованные фотографии неактуальны и что в настоящее время создана рабочая группа под руководством Владимира Мединского по реализации масштабного проекта по созданию в Твери культурно-исторического пространства, в рамках которого, в том числе будет проработан вопрос, касающийся проведения комплексных реставрационных работ Речного вокзала.
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытная деталь: в апреле 2022 года хакеры взломали переписку губернатора. Нехорошо это, взламывать переписки. Но в числе прочего там обнаружилось, что руководство параллельно обсуждало две дорожные карты: по переносу вокзала и по его исключению из реестра ОКН. Судя по всему, «победил» второй вариант. 

Значит, прощай, вокзал?
 
 
Градации ценности
Тверской Речной вокзал построен в период с 1935 по 1938 годы по проекту архитекторов Е.И. Гавриловой и П.П. Райского и инженера И.М. Тигранова и был рассчитан на 550 пассажиров. 

Вокзал стоит на стрелке при впадении Тверцы в Волгу и повторяет ее контур своими крыльями; плывущие по реке корабли здание встречало высоким шпилем на широкой ротонде, двухъярусной колоннадой на арочных субструкциях.

Его архитектура по-конструктивистски эргономична, градостроительно выверена и, как это было принято в тридцатые годы, классична. Здание вписано в контекст речного строительства своего времени: московский и тверской вокзалы не одинаковы, но заметно перекликаются между собой – это легкие, воздушные структуры, похожие на корабли, а может быть, даже более элегантные – так что нет оснований не говорить об особенной «речной» архитектуре тридцатых годов. Все знают, что это время не было столь жизнерадостным, как поет в кино Любовь Орлова, и тем не менее архитектура речных вокзалов стала одним из позитивных воплощений его оптимизма. 

Здание речного вокзала включено в фундаментальное издание Свода памятников по Тверской области [10] и в перечень объектов культурного наследия, требующих первоочередной реставрации [11]. В 2017 году выпускница МАРХИ Мария Пичугина защитила посвященный вокзалу диплом бакалавра.
  • zooming
    Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017

В своей статье, написанной в соавторстве с руководителем работы Юрием Волчком, она пишет: 

«Авторы Речного вокзала в Твери сумели органично связать вновь проектируемый объект с уцелевшим храмом Отроча монастыря, создав, благодаря этому, единую композицию на Волжской стрелке, вернув городу главную доминанту. Приемы архитектуры авангарда, реализованные в структуре Речного вокзала, рассмотрены в работе в сопоставлении их с творческим наследием И.А. Голосова, И.И. Леонидова и К.С. Мельникова (решения клуба завода Каучук в Москве архитектора К. С. Мельникова, по своей композиции перекликается с проектом Дворца Пионеров И.И. Леонидова в Твери). Исследование показало, что внутренняя структура здания в полной мере отвечает авангардным закономерностям архитектурного формообразования двадцатых годов. Морфологический анализ структуры Речного вокзала показал последовательное использование авторами ключевых приёмов авангарда в организации объемно-пространственной структуры здания, обеспечивающих ее функциональную и визуальную целостность. <…> Проведенное исследование позволяет говорить о высоком уровне профессионализма авторов Речного вокзала и предлагать повысить его статус регионального памятника архитектуры до памятника федерального значения».

Пока что мы наблюдаем обратное: вместо федерального статуса здания лишают статуса ОКН вообще. На региональную охрану памятник был поставлен в 1997 году [12]. До настоящего времени не был разработан даже предмет охраны, помимо дипломной работы Марии Пичугиной нет другого историко-архитектурного исследования здания. 
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вокзал и монастырь
Вокзал был построен в тридцатые годы на месте Отроча монастыря, закрытого в 1918 году. Монастырь очень древний. Именно в нем в XIII и XIV веке, в период соперничества Твери с Москвой, был написан Тверской летописный свод и Повесть о Михаиле Тверском, убитом по приказу московского князя Юрия Даниловича в Орде. В XVI веке Малюта Скуратов, вероятно по приказу Ивана Грозного, прямо в монастыре убил заточенного в нем митрополита Филиппа; затем царь Алексей Михайлович перевез мощи Филиппа в московский Успенский собор и публично просил у митрополита прощения за грех своего предка – по настоянию патриарха Никона. С Отрочем монастырем связано много историй. Был в нем и каменный собор XIV века. Но не сохранился. 

К началу XIX века самой древней постройкой монастыря был Успенский собор, построенный в 1722 году в духе «нарышкинской» архитектуры. Он цел и действует, когда в 1930-е годы строили вокзал, собор пощадили как памятник архитектуры. Но пощадили не только собор, в 1930-е годы для строительства вокзала разобрали только часть монастырских построек: колокольню и многократно перестроенную церковь на его юго-восточном углу. Монастырские здания разбирали еще в 1960-е годы. Все они были поздними, панорама монастыря состояла из стен, башен и келейных корпусов.

Зато главный предмет восстановления среди монастырских построек – та самая небольшая церковь на углу; в ней, по преданию, Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, в основном за то, что противоречил государю. Сложно определить действительную необходимость восстановления этого небольшого, многократно перестроенного и не очень интересного строения; новое здание не будет подлинным свидетелем убийства, а будет только напоминанием о нем. 

В тридцатые годы строить что-то «прогрессивное» на месте культовых сооружений было общепринятой практикой, особенно любили заменять церкви школами: проводники новых ценностей осознавались как антагонисты веры. 
Тем не менее практиковалось два способа: «замена» и «соседство». В данном случае случилось именно соседство – вокзал был построен рядом с монастырем, лишь немного заступив на его территорию. 

Больше того, Мария Пичугина в своей дипломной работе обстоятельно доказывает, что авторы вокзала срифмовали его с сохраненным зданием собора, выстроив новый ансамбль. 
  • zooming
    Сохранение храма и замена доминанты. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Собор Отроча монастыря и остатки вокзала неплохо смотрятся с реки и сейчас. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следовательно, в наше время, когда с 1989 года прошло больше 30 лет и уже не обязательно что-то сносить, чтобы доказать восстановление прав Церкви после гонений, они могут соседствовать. Не пора ли им прекратить быть антагонистами?

Некоторое время назад была даже предложена идея частичного восстановления монастыря с сохранением вокзала. Там восстанавливается колокольня, но не церковь, в которой, гипотетически, задушили опального митрополита. 

Судя по озвученным выше планам администрации, так и планируется: восстановить монастырь и сохранить вокзал. Было бы хорошо, тем более что башня вокзала создавала неплохую пару доминанте Екатерининского монастыря на левом берегу Тверцы. 
Планы переноса
Надо согласиться с мнениями, высказанными в публикации проекта Хранители наследия 2021 года: уже после обрушения вокзала в 2017 году на фоне планов восстановления Отроча монастыря сформировалось стойкое ощущение – руководство ждет, когда вокзал тихо сгниет и уступит место монастырю. Планы переноса здания вокзала требуют, как минимум, подсыпки грунта со стороны Тверцы, здание стоит на склоне, на перепаде высот, поэтому на речном фасаде внизу мы видим арки, а со стороны площади арок нет. Оно встроено в склон, и переносить его надо вместе со склоном.

Следовательно, надо согласиться и с другим предположением, высказанным там же – вероятно, планируется не перенос здания, а строительство новодела вместо него. И все это ради восстановления церкви, где по преданию, задушили митрополита Филиппа. 

Но главное – зачем снимать статус ОКН, если здание планируется сохранить и только передвинуть? 

В принципе случаи перемещения памятников архитектуры известны, все музеи деревянного зодчества состоят из перемещенных памятников архитектуры. Далее, если вокзал планируют выстроить заново как новодел, то есть современную копию утраченного здания, – такое тоже возможно, но в предмете охраны должно быть записано «решение фасадов». Но оно не записано, не определен предмет охраны для вокзала. 

А теперь его и вовсе хотят с охраны снять. Буквально на днях это произойдет согласно акту.

Есть большие опасения, что после снятия с охраны вокзал просто снесут, так как он находится в аварийном состоянии. Кроме того, история с вокзалом может послужить «подкреплением» для умышленного бездействия собственников – доведения «неудобных» объектов культурного наследия до исчезновения с последующим воссозданием из новых материалов или даже расчистки места под новое строительство. Будем считать, что нашим читателям не обязательно объяснять, чем отличается новодел от подлинного здания. 
Возражаем? 
Министерство культуры РФ – это последняя инстанция, которая вынесет вердикт памятнику градостроительства и архитектуры регионального значения – Речному вокзалу в Твери, поставит запятую в нужном месте: «сохранить нельзя снести».
Перечень уже найденных и направленных замечаний собрали в своей группе «Возражения на акт ГИКЭ по Речному вокзалу» сообщество «Хранители Верхневолжья».

До 6 августа 2024 года еще можно отправить свои возражения по акту ГИКЭ через электронную приемную Минкультуры РФ. Времени очень мало, но попробовать можно.
 
 ____________
1. Государственная историко-культурная экспертиза.
2. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (ГУГООКН).
 4. Согласно пункту 7 Положения о ГИКЭ в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям: высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология».
5. В Комитет по делам культуры Тверской области, в Министерство экономического развития Тверской области, в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
6. Состав рабочей группы утверждён распоряжением Правительства Тверской области от 21.01.2014 № 27-рп «О рабочей группе по реализации проекта реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал».
7. Состав комиссии, подписавшей акт визуального технического осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Памятника архитектуры постройки 1935-38 гг – Речной вокзал»: и.о. зам директора ГБУК Тверской области «Тверская областная картинная галерея» Базилевич А.В., Биленко Д.С. от Минстроя, от ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» – и.о. директора Калабин А.Н., ведущий инженер по надзору за строительством Попова И.В., от АО НРЦ «Тверьпроектреставрация» – генеральный директор Серов А.А., гл.специалист Лысиков В.Г., вед.архитектор Рахмангулов Т.И., вед.инженер Зимин С.Б.
8. Распоряжение «О межведомственной группе по созданию культурного-исторического кластера в г. Твери» подписано руководителем администрации президента А. Вайно 7.09.2021. Первое заседание рабочей группы состоялась 23.09.2021. 
9. 19 апреля 2024 года активисты направили депутату Государственной Думы Ю.В. Сарановой обращение с вопросом, в каком количестве в итоге были собраны «живые» подписи за восстановление Речного вокзала в Твери, направлялись ли подписи адресату и с какими регистрационными номерами были направлены письма. По информации, полученной от депутата ГД от 14.11.2022, в адрес Министра культуры РФ О.Б. Любимовой и руководителя рабочей группы по восстановлению  Речного вокзала в Твери В.Р. Мединского были направлены 8015 оцифрованных подписей с регистрацией от 14.11.2022 СЮВ-2т/326 и 14.11.2022 СЮВ-2т/327. То есть больше года собранные подписи за восстановление Речного вокзала не были направлены обещанному адресату.
10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Часть 1.  М., 2023. С.  278-279. 
11. Перечень составлен при участии «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» и научно-реставрационного сообщества в соответствии с п.3 «и» Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 27 октября 2020 г. № 77-Пр правительству Российской Федерации после заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству, что подтверждает архитектурную и градостроительную ценность объекта для областного центра и страны.
 12. На основании постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 № 647 «Об объявлении объектов историко-культурного наследия Тверской области памятниками истории и культуры местного значения».

04 Августа 2024

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.