Монастырь вместо вокзала?

В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?

mainImg
На сайте Минкультуры РФ с 17 июля 2024 опубликован акт ГИКЭ [1], обосновывающий исключение здания Речного вокзала Твери из реестра охраняемых объектов [2]. 

Возражения и замечания принимают до 6 августа 2024 года включительно: здесь

На сайте областного органа охраны [3] период сбора замечаний уже прошел, опубликована сводка предложений и возражений на акт ГИКЭ. Там – достаточно много доводов против этого акта. Как и возражений от областного органа охраны. К примеру – специальность экспертов, составивших Акт ГИКЭ: В.Ю. Жомина и С.А. Лесного из Саратова, Е.М. Федосеевой из Москвы – инженер и инженер-строитель; их специальность слабо связана с оценкой историко-культурной ценности. Но законодательство РФ таких деталей не учитывает [4]. Как пишет Архнадзор, Владислава Жомина и Елену Федосееву градозащитники относят к недобросовестным экспертам, аттестованным для «грязной работы»...
Предыстория: хроника смены курса
Здание гниет и разрушается уже с начала 2000-х годов. 

Жители Твери, в том числе объединения общественного мониторинга «Тверские своды» неоднократно обращались в разные организации области [5] с просьбами сохранить, отреставрировать «перезапустить» здание Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, июль 2015, ротонда до обрушения
Фотография © Ирина Малышева
zooming
Фасад. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
zooming
Планы 1935 и 1937 годов: изменение замысла. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
zooming
Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Речной вокзал Твери, июль 2015
    Фотография © Ирина Малышева
  • zooming
    Речной вокзал Твери, июль 2015
    Фотография © Ирина Малышева

В интернете встречаются ответы, датированные начиная с 2016 года: все они однотипные и содержат, в основном, информацию о статусе ОКН и ограниченных возможностях тверского бюджета. В январе 2014 была создана рабочая группа по реконструкции вокзала [6]. 29 марта 2016 года Владимир Тюрин создал петицию «Сохранение и реставрация Речного вокзала в Твери»; она была адресована правительству области и набрала 2503 подписи. Спустя год, 31 марта 2017, комиссия [7] признала состояние Речного вокзала ограниченно-работоспособным с участками аварийного и крайне аварийного состояния фасада южной части центральной ротонды, конструкции аркады стилобата, полуарки, ограничивающие сквозные проходы, декоративные элементы бельведера, перекрытия над вторыми этажами крыльев здания. Рекомендовалось немедленно ограничить доступ людей к аварийным участкам здания и принять меры по срочной ликвидации аварийности конструкций и стабилизации прогрессирующих дефектов.

7 августа 2017 года в 23:45 верхние перекрытия центральной ротонды обрушились

В августе-сентябре 2017 были проведены противоаварийные работы: демонтировали купол со шпилем, несколько аварийных колонн, аварийные конструкции бельведера; были укреплены отдельные участки центральной части здания. Отсутствующий сегмент центральной части, выходящий на стрелку рек Волги и Тверцы, закрыли баннером.
Ротонда обрушилась в 2017 году. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В 2018 году в правительстве Тверской области возникла идея создания единого туристического пространства в центре Твери – объединения находящихся там учреждений культуры. Идею создания культурно-исторического кластера губернатор Тверской области Игорь Руденя озвучил в письме президенту РФ от 5.08.2021. Планировалось, в числе прочего, перенести вокзал ближе к реке и воссоздать Отроч монастырь: «На части территории монастыря расположено здание объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», которое в настоящее время находится в аварийном состоянии и является сдерживающим фактором для воссоздания Отроч монастыря». Вскоре была создана уже другая рабочая группа [8] – по кластеру, и на ее первом заседании губернатор Игорь Руденя озвучил идею воссоздания Отроча монастыря при сохранении Речного вокзала. 6 августа 2021 Юлия Саранова, тогда еще кандидат в депутаты Госдумы, заявила, что готова обратиться к министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой «принять безотлагательные меры к началу восстановительных работ здания» Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

8 августа 2021 начался активный сбор подписей за восстановление Речного вокзала, даже был придуман хэштег #заречной, создан сайт  www.zarechnoy.ru, на котором также можно было поддержать инициативу. К концу 2022 года было собрано порядка 8000 подписей, затем приблизительно в течение года, подписи  пролежали «под спудом», прежде чем их отправили министру [9]. Никаких итогов сбора подписей объявлено не было. 

Городское сообщество «Ветер Тверских крыш» в апреле 2022 года опубликовало статью со снимками интерьеров вокзала спустя пять лет после обрушения. На снимках видно, что здание не законсервировано должным образом, баннер никак не защищает от дождя, осадки свободно проникают внутрь, разрушая здание – попеременно замерзанием и оттаиванием. 
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На обращение в ГУГООКН по Тверской области с просьбой провести проверку по соблюдению собственником вокзала – ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея» – охранного обязательства с приложением фотографий разрушающихся конструкций и интерьеров, управление 23.11.2022 ответило, что опубликованные фотографии неактуальны и что в настоящее время создана рабочая группа под руководством Владимира Мединского по реализации масштабного проекта по созданию в Твери культурно-исторического пространства, в рамках которого, в том числе будет проработан вопрос, касающийся проведения комплексных реставрационных работ Речного вокзала.
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Речной вокзал Твери, август 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытная деталь: в апреле 2022 года хакеры взломали переписку губернатора. Нехорошо это, взламывать переписки. Но в числе прочего там обнаружилось, что руководство параллельно обсуждало две дорожные карты: по переносу вокзала и по его исключению из реестра ОКН. Судя по всему, «победил» второй вариант. 

Значит, прощай, вокзал?
 
 
Градации ценности
Тверской Речной вокзал построен в период с 1935 по 1938 годы по проекту архитекторов Е.И. Гавриловой и П.П. Райского и инженера И.М. Тигранова и был рассчитан на 550 пассажиров. 

Вокзал стоит на стрелке при впадении Тверцы в Волгу и повторяет ее контур своими крыльями; плывущие по реке корабли здание встречало высоким шпилем на широкой ротонде, двухъярусной колоннадой на арочных субструкциях.

Его архитектура по-конструктивистски эргономична, градостроительно выверена и, как это было принято в тридцатые годы, классична. Здание вписано в контекст речного строительства своего времени: московский и тверской вокзалы не одинаковы, но заметно перекликаются между собой – это легкие, воздушные структуры, похожие на корабли, а может быть, даже более элегантные – так что нет оснований не говорить об особенной «речной» архитектуре тридцатых годов. Все знают, что это время не было столь жизнерадостным, как поет в кино Любовь Орлова, и тем не менее архитектура речных вокзалов стала одним из позитивных воплощений его оптимизма. 

Здание речного вокзала включено в фундаментальное издание Свода памятников по Тверской области [10] и в перечень объектов культурного наследия, требующих первоочередной реставрации [11]. В 2017 году выпускница МАРХИ Мария Пичугина защитила посвященный вокзалу диплом бакалавра.
  • zooming
    Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017

В своей статье, написанной в соавторстве с руководителем работы Юрием Волчком, она пишет: 

«Авторы Речного вокзала в Твери сумели органично связать вновь проектируемый объект с уцелевшим храмом Отроча монастыря, создав, благодаря этому, единую композицию на Волжской стрелке, вернув городу главную доминанту. Приемы архитектуры авангарда, реализованные в структуре Речного вокзала, рассмотрены в работе в сопоставлении их с творческим наследием И.А. Голосова, И.И. Леонидова и К.С. Мельникова (решения клуба завода Каучук в Москве архитектора К. С. Мельникова, по своей композиции перекликается с проектом Дворца Пионеров И.И. Леонидова в Твери). Исследование показало, что внутренняя структура здания в полной мере отвечает авангардным закономерностям архитектурного формообразования двадцатых годов. Морфологический анализ структуры Речного вокзала показал последовательное использование авторами ключевых приёмов авангарда в организации объемно-пространственной структуры здания, обеспечивающих ее функциональную и визуальную целостность. <…> Проведенное исследование позволяет говорить о высоком уровне профессионализма авторов Речного вокзала и предлагать повысить его статус регионального памятника архитектуры до памятника федерального значения».

Пока что мы наблюдаем обратное: вместо федерального статуса здания лишают статуса ОКН вообще. На региональную охрану памятник был поставлен в 1997 году [12]. До настоящего времени не был разработан даже предмет охраны, помимо дипломной работы Марии Пичугиной нет другого историко-архитектурного исследования здания. 
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вокзал и монастырь
Вокзал был построен в тридцатые годы на месте Отроча монастыря, закрытого в 1918 году. Монастырь очень древний. Именно в нем в XIII и XIV веке, в период соперничества Твери с Москвой, был написан Тверской летописный свод и Повесть о Михаиле Тверском, убитом по приказу московского князя Юрия Даниловича в Орде. В XVI веке Малюта Скуратов, вероятно по приказу Ивана Грозного, прямо в монастыре убил заточенного в нем митрополита Филиппа; затем царь Алексей Михайлович перевез мощи Филиппа в московский Успенский собор и публично просил у митрополита прощения за грех своего предка – по настоянию патриарха Никона. С Отрочем монастырем связано много историй. Был в нем и каменный собор XIV века. Но не сохранился. 

К началу XIX века самой древней постройкой монастыря был Успенский собор, построенный в 1722 году в духе «нарышкинской» архитектуры. Он цел и действует, когда в 1930-е годы строили вокзал, собор пощадили как памятник архитектуры. Но пощадили не только собор, в 1930-е годы для строительства вокзала разобрали только часть монастырских построек: колокольню и многократно перестроенную церковь на его юго-восточном углу. Монастырские здания разбирали еще в 1960-е годы. Все они были поздними, панорама монастыря состояла из стен, башен и келейных корпусов.

Зато главный предмет восстановления среди монастырских построек – та самая небольшая церковь на углу; в ней, по преданию, Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, в основном за то, что противоречил государю. Сложно определить действительную необходимость восстановления этого небольшого, многократно перестроенного и не очень интересного строения; новое здание не будет подлинным свидетелем убийства, а будет только напоминанием о нем. 

В тридцатые годы строить что-то «прогрессивное» на месте культовых сооружений было общепринятой практикой, особенно любили заменять церкви школами: проводники новых ценностей осознавались как антагонисты веры. 
Тем не менее практиковалось два способа: «замена» и «соседство». В данном случае случилось именно соседство – вокзал был построен рядом с монастырем, лишь немного заступив на его территорию. 

Больше того, Мария Пичугина в своей дипломной работе обстоятельно доказывает, что авторы вокзала срифмовали его с сохраненным зданием собора, выстроив новый ансамбль. 
  • zooming
    Сохранение храма и замена доминанты. Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
  • zooming
    Речной вокзал в Твери
    Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Собор Отроча монастыря и остатки вокзала неплохо смотрятся с реки и сейчас. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следовательно, в наше время, когда с 1989 года прошло больше 30 лет и уже не обязательно что-то сносить, чтобы доказать восстановление прав Церкви после гонений, они могут соседствовать. Не пора ли им прекратить быть антагонистами?

Некоторое время назад была даже предложена идея частичного восстановления монастыря с сохранением вокзала. Там восстанавливается колокольня, но не церковь, в которой, гипотетически, задушили опального митрополита. 

Судя по озвученным выше планам администрации, так и планируется: восстановить монастырь и сохранить вокзал. Было бы хорошо, тем более что башня вокзала создавала неплохую пару доминанте Екатерининского монастыря на левом берегу Тверцы. 
Планы переноса
Надо согласиться с мнениями, высказанными в публикации проекта Хранители наследия 2021 года: уже после обрушения вокзала в 2017 году на фоне планов восстановления Отроча монастыря сформировалось стойкое ощущение – руководство ждет, когда вокзал тихо сгниет и уступит место монастырю. Планы переноса здания вокзала требуют, как минимум, подсыпки грунта со стороны Тверцы, здание стоит на склоне, на перепаде высот, поэтому на речном фасаде внизу мы видим арки, а со стороны площади арок нет. Оно встроено в склон, и переносить его надо вместе со склоном.

Следовательно, надо согласиться и с другим предположением, высказанным там же – вероятно, планируется не перенос здания, а строительство новодела вместо него. И все это ради восстановления церкви, где по преданию, задушили митрополита Филиппа. 

Но главное – зачем снимать статус ОКН, если здание планируется сохранить и только передвинуть? 

В принципе случаи перемещения памятников архитектуры известны, все музеи деревянного зодчества состоят из перемещенных памятников архитектуры. Далее, если вокзал планируют выстроить заново как новодел, то есть современную копию утраченного здания, – такое тоже возможно, но в предмете охраны должно быть записано «решение фасадов». Но оно не записано, не определен предмет охраны для вокзала. 

А теперь его и вовсе хотят с охраны снять. Буквально на днях это произойдет согласно акту.

Есть большие опасения, что после снятия с охраны вокзал просто снесут, так как он находится в аварийном состоянии. Кроме того, история с вокзалом может послужить «подкреплением» для умышленного бездействия собственников – доведения «неудобных» объектов культурного наследия до исчезновения с последующим воссозданием из новых материалов или даже расчистки места под новое строительство. Будем считать, что нашим читателям не обязательно объяснять, чем отличается новодел от подлинного здания. 
Возражаем? 
Министерство культуры РФ – это последняя инстанция, которая вынесет вердикт памятнику градостроительства и архитектуры регионального значения – Речному вокзалу в Твери, поставит запятую в нужном месте: «сохранить нельзя снести».
Перечень уже найденных и направленных замечаний собрали в своей группе «Возражения на акт ГИКЭ по Речному вокзалу» сообщество «Хранители Верхневолжья».

До 6 августа 2024 года еще можно отправить свои возражения по акту ГИКЭ через электронную приемную Минкультуры РФ. Времени очень мало, но попробовать можно.
 
 ____________
1. Государственная историко-культурная экспертиза.
2. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (ГУГООКН).
 4. Согласно пункту 7 Положения о ГИКЭ в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям: высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология».
5. В Комитет по делам культуры Тверской области, в Министерство экономического развития Тверской области, в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
6. Состав рабочей группы утверждён распоряжением Правительства Тверской области от 21.01.2014 № 27-рп «О рабочей группе по реализации проекта реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал».
7. Состав комиссии, подписавшей акт визуального технического осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Памятника архитектуры постройки 1935-38 гг – Речной вокзал»: и.о. зам директора ГБУК Тверской области «Тверская областная картинная галерея» Базилевич А.В., Биленко Д.С. от Минстроя, от ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» – и.о. директора Калабин А.Н., ведущий инженер по надзору за строительством Попова И.В., от АО НРЦ «Тверьпроектреставрация» – генеральный директор Серов А.А., гл.специалист Лысиков В.Г., вед.архитектор Рахмангулов Т.И., вед.инженер Зимин С.Б.
8. Распоряжение «О межведомственной группе по созданию культурного-исторического кластера в г. Твери» подписано руководителем администрации президента А. Вайно 7.09.2021. Первое заседание рабочей группы состоялась 23.09.2021. 
9. 19 апреля 2024 года активисты направили депутату Государственной Думы Ю.В. Сарановой обращение с вопросом, в каком количестве в итоге были собраны «живые» подписи за восстановление Речного вокзала в Твери, направлялись ли подписи адресату и с какими регистрационными номерами были направлены письма. По информации, полученной от депутата ГД от 14.11.2022, в адрес Министра культуры РФ О.Б. Любимовой и руководителя рабочей группы по восстановлению  Речного вокзала в Твери В.Р. Мединского были направлены 8015 оцифрованных подписей с регистрацией от 14.11.2022 СЮВ-2т/326 и 14.11.2022 СЮВ-2т/327. То есть больше года собранные подписи за восстановление Речного вокзала не были направлены обещанному адресату.
10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Часть 1.  М., 2023. С.  278-279. 
11. Перечень составлен при участии «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» и научно-реставрационного сообщества в соответствии с п.3 «и» Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 27 октября 2020 г. № 77-Пр правительству Российской Федерации после заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству, что подтверждает архитектурную и градостроительную ценность объекта для областного центра и страны.
 12. На основании постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 № 647 «Об объявлении объектов историко-культурного наследия Тверской области памятниками истории и культуры местного значения».

04 Августа 2024

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.