Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.08.2024

Монастырь вместо вокзала?

Ирина Малышева, Юлия Тарабарина

В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?

На сайте Минкультуры РФ с 17 июля 2024 опубликован акт ГИКЭ [1], обосновывающий исключение здания Речного вокзала Твери из реестра охраняемых объектов [2]. 

Возражения и замечания принимают до 6 августа 2024 года включительно: здесь

На сайте областного органа охраны [3] период сбора замечаний уже прошел, опубликована сводка предложений и возражений на акт ГИКЭ. Там – достаточно много доводов против этого акта. Как и возражений от областного органа охраны. К примеру – специальность экспертов, составивших Акт ГИКЭ: В.Ю. Жомина и С.А. Лесного из Саратова, Е.М. Федосеевой из Москвы – инженер и инженер-строитель; их специальность слабо связана с оценкой историко-культурной ценности. Но законодательство РФ таких деталей не учитывает [4]. Как пишет Архнадзор, Владислава Жомина и Елену Федосееву градозащитники относят к недобросовестным экспертам, аттестованным для «грязной работы»...

Предыстория: хроника смены курса
Здание гниет и разрушается уже с начала 2000-х годов. 

Жители Твери, в том числе объединения общественного мониторинга «Тверские своды» неоднократно обращались в разные организации области [5] с просьбами сохранить, отреставрировать «перезапустить» здание Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, июль 2015, ротонда до обрушения
Речной вокзал Твери, июль 2015, ротонда до обрушения
Фотография © Ирина Малышева
Фасад. Речной вокзал в Твери
Фасад. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Планы 1935 и 1937 годов: изменение замысла. Речной вокзал в Твери
Планы 1935 и 1937 годов: изменение замысла. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Речной вокзал в Твери
Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Речной вокзал Твери, июль 2015 Фотография © Ирина Малышева
Речной вокзал Твери, июль 2015
Фотография © Ирина Малышева
Речной вокзал Твери, июль 2015 Фотография © Ирина Малышева
Речной вокзал Твери, июль 2015
Фотография © Ирина Малышева

В интернете встречаются ответы, датированные начиная с 2016 года: все они однотипные и содержат, в основном, информацию о статусе ОКН и ограниченных возможностях тверского бюджета. В январе 2014 была создана рабочая группа по реконструкции вокзала [6]. 29 марта 2016 года Владимир Тюрин создал петицию «Сохранение и реставрация Речного вокзала в Твери»; она была адресована правительству области и набрала 2503 подписи. Спустя год, 31 марта 2017, комиссия [7] признала состояние Речного вокзала ограниченно-работоспособным с участками аварийного и крайне аварийного состояния фасада южной части центральной ротонды, конструкции аркады стилобата, полуарки, ограничивающие сквозные проходы, декоративные элементы бельведера, перекрытия над вторыми этажами крыльев здания. Рекомендовалось немедленно ограничить доступ людей к аварийным участкам здания и принять меры по срочной ликвидации аварийности конструкций и стабилизации прогрессирующих дефектов.

7 августа 2017 года в 23:45 верхние перекрытия центральной ротонды обрушились

В августе-сентябре 2017 были проведены противоаварийные работы: демонтировали купол со шпилем, несколько аварийных колонн, аварийные конструкции бельведера; были укреплены отдельные участки центральной части здания. Отсутствующий сегмент центральной части, выходящий на стрелку рек Волги и Тверцы, закрыли баннером.
Ротонда обрушилась в 2017 году. Речной вокзал Твери, август 2024
Ротонда обрушилась в 2017 году. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В 2018 году в правительстве Тверской области возникла идея создания единого туристического пространства в центре Твери – объединения находящихся там учреждений культуры. Идею создания культурно-исторического кластера губернатор Тверской области Игорь Руденя озвучил в письме президенту РФ от 5.08.2021. Планировалось, в числе прочего, перенести вокзал ближе к реке и воссоздать Отроч монастырь: «На части территории монастыря расположено здание объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», которое в настоящее время находится в аварийном состоянии и является сдерживающим фактором для воссоздания Отроч монастыря». Вскоре была создана уже другая рабочая группа [8] – по кластеру, и на ее первом заседании губернатор Игорь Руденя озвучил идею воссоздания Отроча монастыря при сохранении Речного вокзала. 6 августа 2021 Юлия Саранова, тогда еще кандидат в депутаты Госдумы, заявила, что готова обратиться к министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой «принять безотлагательные меры к началу восстановительных работ здания» Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, август 2024
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

8 августа 2021 начался активный сбор подписей за восстановление Речного вокзала, даже был придуман хэштег #заречной, создан сайт  www.zarechnoy.ru, на котором также можно было поддержать инициативу. К концу 2022 года было собрано порядка 8000 подписей, затем приблизительно в течение года, подписи  пролежали «под спудом», прежде чем их отправили министру [9]. Никаких итогов сбора подписей объявлено не было. 

Городское сообщество «Ветер Тверских крыш» в апреле 2022 года опубликовало статью со снимками интерьеров вокзала спустя пять лет после обрушения. На снимках видно, что здание не законсервировано должным образом, баннер никак не защищает от дождя, осадки свободно проникают внутрь, разрушая здание – попеременно замерзанием и оттаиванием. 
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На обращение в ГУГООКН по Тверской области с просьбой провести проверку по соблюдению собственником вокзала – ГБУК ТО «Тверская областная картинная галерея» – охранного обязательства с приложением фотографий разрушающихся конструкций и интерьеров, управление 23.11.2022 ответило, что опубликованные фотографии неактуальны и что в настоящее время создана рабочая группа под руководством Владимира Мединского по реализации масштабного проекта по созданию в Твери культурно-исторического пространства, в рамках которого, в том числе будет проработан вопрос, касающийся проведения комплексных реставрационных работ Речного вокзала.
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытная деталь: в апреле 2022 года хакеры взломали переписку губернатора. Нехорошо это, взламывать переписки. Но в числе прочего там обнаружилось, что руководство параллельно обсуждало две дорожные карты: по переносу вокзала и по его исключению из реестра ОКН. Судя по всему, «победил» второй вариант. 

Значит, прощай, вокзал?
 
 
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, июль 2015 Фотография © Ирина Малышева
Речной вокзал Твери, июль 2015
Фотография © Ирина Малышева
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Градации ценности
Тверской Речной вокзал построен в период с 1935 по 1938 годы по проекту архитекторов Е.И. Гавриловой и П.П. Райского и инженера И.М. Тигранова и был рассчитан на 550 пассажиров. 

Вокзал стоит на стрелке при впадении Тверцы в Волгу и повторяет ее контур своими крыльями; плывущие по реке корабли здание встречало высоким шпилем на широкой ротонде, двухъярусной колоннадой на арочных субструкциях.

Его архитектура по-конструктивистски эргономична, градостроительно выверена и, как это было принято в тридцатые годы, классична. Здание вписано в контекст речного строительства своего времени: московский и тверской вокзалы не одинаковы, но заметно перекликаются между собой – это легкие, воздушные структуры, похожие на корабли, а может быть, даже более элегантные – так что нет оснований не говорить об особенной «речной» архитектуре тридцатых годов. Все знают, что это время не было столь жизнерадостным, как поет в кино Любовь Орлова, и тем не менее архитектура речных вокзалов стала одним из позитивных воплощений его оптимизма. 

Здание речного вокзала включено в фундаментальное издание Свода памятников по Тверской области [10] и в перечень объектов культурного наследия, требующих первоочередной реставрации [11]. В 2017 году выпускница МАРХИ Мария Пичугина защитила посвященный вокзалу диплом бакалавра.
Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Послойная схема здания. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017

В своей статье, написанной в соавторстве с руководителем работы Юрием Волчком, она пишет: 

«Авторы Речного вокзала в Твери сумели органично связать вновь проектируемый объект с уцелевшим храмом Отроча монастыря, создав, благодаря этому, единую композицию на Волжской стрелке, вернув городу главную доминанту. Приемы архитектуры авангарда, реализованные в структуре Речного вокзала, рассмотрены в работе в сопоставлении их с творческим наследием И.А. Голосова, И.И. Леонидова и К.С. Мельникова (решения клуба завода Каучук в Москве архитектора К. С. Мельникова, по своей композиции перекликается с проектом Дворца Пионеров И.И. Леонидова в Твери). Исследование показало, что внутренняя структура здания в полной мере отвечает авангардным закономерностям архитектурного формообразования двадцатых годов. Морфологический анализ структуры Речного вокзала показал последовательное использование авторами ключевых приёмов авангарда в организации объемно-пространственной структуры здания, обеспечивающих ее функциональную и визуальную целостность. <…> Проведенное исследование позволяет говорить о высоком уровне профессионализма авторов Речного вокзала и предлагать повысить его статус регионального памятника архитектуры до памятника федерального значения».

Пока что мы наблюдаем обратное: вместо федерального статуса здания лишают статуса ОКН вообще. На региональную охрану памятник был поставлен в 1997 году [12]. До настоящего времени не был разработан даже предмет охраны, помимо дипломной работы Марии Пичугиной нет другого историко-архитектурного исследования здания. 
Речной вокзал Твери, август 2024
Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вокзал и монастырь
Вокзал был построен в тридцатые годы на месте Отроча монастыря, закрытого в 1918 году. Монастырь очень древний. Именно в нем в XIII и XIV веке, в период соперничества Твери с Москвой, был написан Тверской летописный свод и Повесть о Михаиле Тверском, убитом по приказу московского князя Юрия Даниловича в Орде. В XVI веке Малюта Скуратов, вероятно по приказу Ивана Грозного, прямо в монастыре убил заточенного в нем митрополита Филиппа; затем царь Алексей Михайлович перевез мощи Филиппа в московский Успенский собор и публично просил у митрополита прощения за грех своего предка – по настоянию патриарха Никона. С Отрочем монастырем связано много историй. Был в нем и каменный собор XIV века. Но не сохранился. 

К началу XIX века самой древней постройкой монастыря был Успенский собор, построенный в 1722 году в духе «нарышкинской» архитектуры. Он цел и действует, когда в 1930-е годы строили вокзал, собор пощадили как памятник архитектуры. Но пощадили не только собор, в 1930-е годы для строительства вокзала разобрали только часть монастырских построек: колокольню и многократно перестроенную церковь на его юго-восточном углу. Монастырские здания разбирали еще в 1960-е годы. Все они были поздними, панорама монастыря состояла из стен, башен и келейных корпусов.

Зато главный предмет восстановления среди монастырских построек – та самая небольшая церковь на углу; в ней, по преданию, Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, в основном за то, что противоречил государю. Сложно определить действительную необходимость восстановления этого небольшого, многократно перестроенного и не очень интересного строения; новое здание не будет подлинным свидетелем убийства, а будет только напоминанием о нем. 

В тридцатые годы строить что-то «прогрессивное» на месте культовых сооружений было общепринятой практикой, особенно любили заменять церкви школами: проводники новых ценностей осознавались как антагонисты веры. 
Тем не менее практиковалось два способа: «замена» и «соседство». В данном случае случилось именно соседство – вокзал был построен рядом с монастырем, лишь немного заступив на его территорию. 

Больше того, Мария Пичугина в своей дипломной работе обстоятельно доказывает, что авторы вокзала срифмовали его с сохраненным зданием собора, выстроив новый ансамбль. 
Сохранение храма и замена доминанты. Речной вокзал в Твери Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Сохранение храма и замена доминанты. Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Речной вокзал в Твери Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Речной вокзал в Твери
Мария Пичугина, дипломная работа бакалавра МАРХИ «Объемно-пространственая структура Речного вокзала в Твери, 1938, архитекторов П.П. Райского и Е.И. Гавриловой», 2017
Собор Отроча монастыря и остатки вокзала неплохо смотрятся с реки и сейчас. Речной вокзал Твери, август 2024
Собор Отроча монастыря и остатки вокзала неплохо смотрятся с реки и сейчас. Речной вокзал Твери, август 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следовательно, в наше время, когда с 1989 года прошло больше 30 лет и уже не обязательно что-то сносить, чтобы доказать восстановление прав Церкви после гонений, они могут соседствовать. Не пора ли им прекратить быть антагонистами?

Некоторое время назад была даже предложена идея частичного восстановления монастыря с сохранением вокзала. Там восстанавливается колокольня, но не церковь, в которой, гипотетически, задушили опального митрополита. 

Судя по озвученным выше планам администрации, так и планируется: восстановить монастырь и сохранить вокзал. Было бы хорошо, тем более что башня вокзала создавала неплохую пару доминанте Екатерининского монастыря на левом берегу Тверцы. 
Планы переноса
Надо согласиться с мнениями, высказанными в публикации проекта Хранители наследия 2021 года: уже после обрушения вокзала в 2017 году на фоне планов восстановления Отроча монастыря сформировалось стойкое ощущение – руководство ждет, когда вокзал тихо сгниет и уступит место монастырю. Планы переноса здания вокзала требуют, как минимум, подсыпки грунта со стороны Тверцы, здание стоит на склоне, на перепаде высот, поэтому на речном фасаде внизу мы видим арки, а со стороны площади арок нет. Оно встроено в склон, и переносить его надо вместе со склоном.

Следовательно, надо согласиться и с другим предположением, высказанным там же – вероятно, планируется не перенос здания, а строительство новодела вместо него. И все это ради восстановления церкви, где по преданию, задушили митрополита Филиппа. 

Но главное – зачем снимать статус ОКН, если здание планируется сохранить и только передвинуть? 

В принципе случаи перемещения памятников архитектуры известны, все музеи деревянного зодчества состоят из перемещенных памятников архитектуры. Далее, если вокзал планируют выстроить заново как новодел, то есть современную копию утраченного здания, – такое тоже возможно, но в предмете охраны должно быть записано «решение фасадов». Но оно не записано, не определен предмет охраны для вокзала. 

А теперь его и вовсе хотят с охраны снять. Буквально на днях это произойдет согласно акту.

Есть большие опасения, что после снятия с охраны вокзал просто снесут, так как он находится в аварийном состоянии. Кроме того, история с вокзалом может послужить «подкреплением» для умышленного бездействия собственников – доведения «неудобных» объектов культурного наследия до исчезновения с последующим воссозданием из новых материалов или даже расчистки места под новое строительство. Будем считать, что нашим читателям не обязательно объяснять, чем отличается новодел от подлинного здания. 
Возражаем? 
Министерство культуры РФ – это последняя инстанция, которая вынесет вердикт памятнику градостроительства и архитектуры регионального значения – Речному вокзалу в Твери, поставит запятую в нужном месте: «сохранить нельзя снести».
Перечень уже найденных и направленных замечаний собрали в своей группе «Возражения на акт ГИКЭ по Речному вокзалу» сообщество «Хранители Верхневолжья».

До 6 августа 2024 года еще можно отправить свои возражения по акту ГИКЭ через электронную приемную Минкультуры РФ. Времени очень мало, но попробовать можно.
 
 ____________
1. Государственная историко-культурная экспертиза.
2. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (ГУГООКН).
 4. Согласно пункту 7 Положения о ГИКЭ в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям: высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология».
5. В Комитет по делам культуры Тверской области, в Министерство экономического развития Тверской области, в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
6. Состав рабочей группы утверждён распоряжением Правительства Тверской области от 21.01.2014 № 27-рп «О рабочей группе по реализации проекта реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал».
7. Состав комиссии, подписавшей акт визуального технического осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Памятника архитектуры постройки 1935-38 гг – Речной вокзал»: и.о. зам директора ГБУК Тверской области «Тверская областная картинная галерея» Базилевич А.В., Биленко Д.С. от Минстроя, от ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» – и.о. директора Калабин А.Н., ведущий инженер по надзору за строительством Попова И.В., от АО НРЦ «Тверьпроектреставрация» – генеральный директор Серов А.А., гл.специалист Лысиков В.Г., вед.архитектор Рахмангулов Т.И., вед.инженер Зимин С.Б.
8. Распоряжение «О межведомственной группе по созданию культурного-исторического кластера в г. Твери» подписано руководителем администрации президента А. Вайно 7.09.2021. Первое заседание рабочей группы состоялась 23.09.2021. 
9. 19 апреля 2024 года активисты направили депутату Государственной Думы Ю.В. Сарановой обращение с вопросом, в каком количестве в итоге были собраны «живые» подписи за восстановление Речного вокзала в Твери, направлялись ли подписи адресату и с какими регистрационными номерами были направлены письма. По информации, полученной от депутата ГД от 14.11.2022, в адрес Министра культуры РФ О.Б. Любимовой и руководителя рабочей группы по восстановлению  Речного вокзала в Твери В.Р. Мединского были направлены 8015 оцифрованных подписей с регистрацией от 14.11.2022 СЮВ-2т/326 и 14.11.2022 СЮВ-2т/327. То есть больше года собранные подписи за восстановление Речного вокзала не были направлены обещанному адресату.
10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Часть 1.  М., 2023. С.  278-279. 
11. Перечень составлен при участии «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» и научно-реставрационного сообщества в соответствии с п.3 «и» Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 27 октября 2020 г. № 77-Пр правительству Российской Федерации после заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству, что подтверждает архитектурную и градостроительную ценность объекта для областного центра и страны.
 12. На основании постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 № 647 «Об объявлении объектов историко-культурного наследия Тверской области памятниками истории и культуры местного значения».