Ну, может, не совсем типичная, поскольку это «персоналка с объектом». Что роднит ее с выставкой Аввакумова в музее ДПИ, только там персоналка Щусева, а объект Аввакумова, а здесь всё одного автора. Но, в сущности, какая разница?
Объект Пономарева – большая стеклянная ладья, установленная во втором зале. Авторское название: «Хрупкость плывущего мира».
Между тем хрупкое сооружение состоит из 6 секций по 500 кг каждая, в целом должно быть порядка 3 тонн. Его делали 3 завода, в Нижнем, Казани и Владимире – последний оказался единственным, где смогли изогнуть большое стекло так, как требовалось. С одной стороны, большая лодка это в духе Александра Пономарева как художника, проведшего молодость на флоте и увлеченного кораблями, – с другой стороны, возникает некое парадоксальное напряжение между гигантской не плавающей лодкой, которую и по частям-то с трудом затащили на 2 этаж Третьяковки, а потом не без труда же смонтировали, целый подвиг, – и темой хрупкости. Тоже мне, хрупкость на 3 тонны весом.
Да и, признаюсь, стекло как материал тут кажется мне совершенно неподходящим. Какое-то оно, ювелирное, декоративное. Особенно – синее в основании лодки.
UPD: по словам Александра Пономарева, битое стекло – от синих бутылок, производимых где-то в Германии: «переплавить их нельзя, а разбить можно», а синий цвет – это «цвет Атлантического океана на 55 параллели в хорошую погоду». Прямо даже приятно дополнить такой информацией.
Но и вообще все в целом. Возникают какие-то лишние ассоциации с Гусем Хрустальным, сувенирами и туристами. Довольно быстро вспоминаешь Мурано, и понимаешь, что стеклянные скульптуры, расставленные там – определенно не без цели привлечь или хотя бы проинформировать туристов – интереснее и привлекательнее. Художественное высказывание можно разглядеть разве что в возникающих парадоксах: как между хрупкостью и размером, так и между «туристичностью» стеклянной поделки и брутальностью творчества Александра Пономарева в целом. Но поворот кажется слишком сложным и маловероятным. Все же перед нами «персоналка» и объект на ней – скорее необходимость.
Поэтому лодку я бы не назвала самой привлекательной вещью на выставке, хотя сил и времени в нее было вложено очень много. После закрытия автор планирует ее куда-то переместить: «...может быть, в Калининград, а может, на Дальний Восток».
Выставка интересна другим, двумя вещами: ретроспективой объектов и инсталляций Пономарева, показанной в первом зале, причем стеллаж из «сырого» металла соорудил его неизменный соавтор Алексей Козырь, – и рисунками, многие из которых сделаны на географических картах незадолго перед выставкой.
То и другое интересно рассматривать, поскольку объекты Пономарева, определенно, составляют часть «золотого фонда» нашего совриска, и показаны довольно увлекательно, и роликами, и макетами, часть которых анимирована, а один испускает пар.
Сам Александр Пономарев говорит о себе, в частности, так: «художник это субъективация объективного мира», – и красиво, и правильно.
А вот предметы он, как правило и как будто нарочно, выбирает сложные для субъективации – хотя бы потому, что очень крупные: гору, остров, колокольню, пирамиды, наконец. И удаленные: добраться до Антарктиды, чтобы поместить под воду складывающиеся шары, тоже не всякий может, хотя и нельзя сказать, что Пономарев единственный, в общем-то южный материк постепенно становится местом не только для научных исследований, но и для художественных высказываний.
Так вот, если стеклянная лодка, может быть, и выглядит надуманной, то все остальное – очень интересно для вникания и изучения.
Выставка продлена до середины марта.