Александр Пономарев. «Я безумен только в норд-норд-вест», ГТГ, 28.09.2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
|
пресс-релиз:
Александр Пономарев (1957 г.р.) – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Произведения художника находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальном фонде современного искусства (Париж) и других.
Название выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» – цитата шекспировского Гамлета. Автор выбрал такое название, помня слова философа Мераба Мамардашвили о том, что Гамлет – поэт и мистик, тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл.
Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее – это 15-метровая инсталляция – стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства.
Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Представленные в экспозиции шестнадцать макетов знакомят посетителей с проектами, осуществленными в разных частях света, такими как «Уроборос» в Египте, «Голос в пустыне» в Марокко, «Подводное небо» в Японии, «Память воды» в Париже, SUBTIZIANO в Венеции, «Карильон Тихого» в Авачинской губе на побережье Тихого океана, «Антарктическое Альбедо» во льдах Антарктиды и других.
Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений.
|