Мавзолей Щусева

Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.

mainImg
Юбилей Алексея Щусева прошел бурно, как и полагается 150-летию академика. В двух корпусах Музея архитектуры еще работает большая выставка; другие выставки уже успели закрыться, а некоторые открылись позже: к примеру, в конце ноября – про конструктивизм в центре Гиляровского. У каждого свой взгляд на знаменитого архитектора, в чем кураторам помогает многогранность, чтобы не сказать всеядность, его личности, и сложность исторических обстоятельств, через которые архитектору пришлось пройти. 

Выставка в музее ДПИ на Делегатской, которую еще не поздно посмотреть до 14 января – в какой-то мере кажется альтернативной самой большой экспозиции в Музее Щусева. Там – исследовательская; она оформлена умело и тонко, но монографичность замысла четырех (!) кураторов сама по себе отодвигает искусство экспонирования на второй план, и авторы дизайна стоически это приемлют, впрочем, их работа остается качественной, уверенной и какой-то во многих отношениях «прочной». От нее даже останутся некоторые вещи для дальнейшей работы музея (обо всем этом можно почитать здесь). 

Как будто в противовес неизбежной фундаментальности большой выставки архитектурного музея – выставка куратора Юрия Аввакумова на Делегатской погружена в художественное высказывание. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На ней показывают храмы Щусева: проектную графику, эскизы и фотографии, преимущественно из архива наследников архитектора, несколько вещей, дополняющих историю поиска нового русского стиля начала XX века.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А также целый ворох шаблонов резьбы для собора Марфо-Мариинской обители, сделанных, в основном, Никифором Тамонькиным для Щусева и хранящихся, почему-то, в Музее декоративного искусства. И объект – макет Мавзолея из костяшек домино, один из трех, сделанных Аввакумовым: один хранится в коллекции Stella Art, другой в центре Помпиду, а третий, вот, здесь.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Он сделан из черных доминошек со стразами Сваровски, которых на объект пошло порядка 3500 штук, в 2008 году, а на выставке сопровожден цитатой из постановления тройки с участием маршала Ворошилова: «Мавзолей должен быть импозантным зрелищем, центром притяжения для всех глаз». Кураторский текст, сопровождающий цитату и объект, говорит нам, что «Мавзолей стал местом коммунистического паломничества», что в 1991 году «великая империя Советский союз» рассыпалась «как домино – в один момент», что «модель мавзолея <...> должна символизировать <...> вечную память о покойном, <...> и напоминание о преходящей славе любой империи <...> и «импозантное зрелище», завещанное нам ее советскими основателями». 

Конец этого объяснения показался мне немного путаным, а начало интересное: Мавзолей – тоже храм, а следовательно, его место среди храмов Щусева вполне законно. Он даже в каком-то роде последний храм из спроектированных архитектором. Просто в другое время. 

Даже пространство для размещения выставки выбрано храмового свойства, в правом крыле – базиликальное, трехнефное. Причем помимо базиликальности оно обладает еще и свойством катакомбности, поскольку средний неф самый узкий, затесненный, а боковые залы побольше.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гибрид базилики с катакомбой – и если начать фантазировать, то можно подумать, что катакомбность напоминает нам про полуподпольное существование христиан в советское время, а базиликальность – широту взглядов на храмовое строительство перед революцией.  

Так или иначе, а в конце центрального нефа портрет Щусева размещен почти как на алтаре. 

По сторонам – истории его храмов, написанные Сергеем Колузаковым. 

Но все же главное эмоциональное связующее этой выставки – не кураторские тексты, а дизайнерский замысел Юрия Аввакумова, который, безусловно, в дизайне выставок мастер. Мало что другое могло бы вытянуть такой парадоксальный, чтобы не сказать, урезанный набор экспонатов: храмы плюс мавзолей, и все, закончился Щусев. А тут получается так, что он правильно закончился – выставка показывает нам, когда Щусев был живым, а потом аккуратно так хоронит его. Все остальное, получается, не должно интересовать ни посетителей, ни кураторов, никого. Умер и умер. И мы бродим внутри, в каком-то роде, мавзолея воспоминаний о его творчестве, пока оно еще было творчеством. 

Помимо катакомбно-базиликального пространства, которое тут не выдумано, а, скорее, дано, в мизансцене участвуют: приглушенный свет, бело-желтый, цвета старой кисеи из прабабушкиного сундука; фотографии, распечатанные на стекле и тоже похожие на рисунки кисеи – часть стекол посередине зала, как этакие тени придорожных крестов, часть по стенам, с отступом от них, отчего эффект становится особенно кисейным, потому что полупрозрачный рисунок еще и двоится. Фотографии теряют в информативности, но сложно показать их интереснее.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один вид «кисеи» – умозрительный: элементы старой орфографии, добавленные Аввакумовым во все тексты больших, кроме последнего, мавзолейного. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В ту же игру включается зал шаблонов Тамонькина – на выставке в ГНИМА шаблон один, а тут много, они зажаты между стекол, желты и орнаментальны, череда стекол с крупными листами рисунков напоминает уже не столько кисею, сколько театральные постановки 1970-х – 1980-х, где слои такой кисеи использовали для создания сложного пространства, что-то из Левенталя. Это, определенно, удача, бродить среди них – острое впечатление. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но главной удачей стало, а ключевым решением было – сделать макеты не внешних объемов, а внутреннего пространства храмов Щусева и позвать для их росписи Екатерину Уткину. Оборотные макеты напечатаны на 3D-принтере, а расписаны акварелью. Получается, что мы видим овеществленное пространство храмов, на котором как будто «отпечаталась» живопись. Ну вот как если бы мы сделали форму для чего-нибудь, расписали ее, а потом отлили в ней фигуру, и краска перешла на ее поверхность. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Само по себе создание моделей пустоты – довольно популярный архитектурный аттракцион, как правило один-два можно встретить на венецианской биеннале, и даже на наших выставках они стали появляться. Но вот какое совпадение: в 1 номере альманаха «Слово и камень», который начала в 2023 году издавать архитектурная мастерская «ПроХрам», есть статья про итальянского архитектора Луиджи Моретти. Он начал свою карьеру с того, что проектировал клубы фашистской молодежи, стадион для Муссолини и даже EUR, потом посидел немного в тюрьме за сотрудничество с режимом, а позднее занимался теорией нового объективного архитектурного языка, основанного на анализе параметров и даже первым использовал понятие «параметризм», хотя не спроектировал ничего похожего на то, что мы сейчас понимаем под параметрикой. Еще он издавал журнал Spazio (Пространство), где иллюстрировал свои выкладки моделями пространств, в частности, собора Святого Петра и виллы Ротонды. 
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной

Из-за совпадения метода показа возникают аберрации – вероятнее всего, случайные – между моделями, храмами, поисками и судьбами Моретти и Щусева. Оба искали живой универсальный язык и Слово, хотя по-разному, один, хотя многие могут не согласиться, «закончил» Мавзолеем Ленина, другой «начал» с муссолиниевского EURа; оба стремились в абсолюту, каждый в своем понимании. И Щусев, в его ипостаси храмостроителя, намного живее Моретти, может быть, даже ближе к параметризму в его текучем современном представлении. Впрочем, все это может быть совершенно случайно. 

Факт, что несмотря на, в общем-то, известность приема обратного макета, как и приема размещения бумажных экспонатов между стеклами, – в данном случае овеществление пространств вместо оболочек дает совершенно феерический эффект. Остраняет всем известные храмы Щусева по полной. Как не без гордости замечает Юрий Аввакумов в сопровождающем выставку ролике, они становятся похожи на какие-то ракеты, космические корабли. И это правда: первое впечатление – космические объекты. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Конечно, эффект происходит от оконных откосов и его причина довольно проста. Мы привыкли видеть главу храма с тянутым подвышением, яблоком, крестом – а тут лысый лоб. Мы не привыкли, чтобы из церковного объема что-то торчало по бокам – а тут торчит. В общем-то, случайный эффект, но как удивляет. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Роспись Екатерины Уткиной, очень живописная и симпатичная для глаза, – скорее примиряет нас с подчеркнутой несуразностью обращенной, вывернутой наизнанку, как шуба на святки, формы. Словом, впечатление цельное и яркое, этакий сполох. Он будит зрителя, бродящего среди кисейных ретро-декораций. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следующий сполох – последний: блестящий Мавзолей. 

Вообще говоря, первое, что приходит в голову: Юрий Аввакумов показывает свой объект, а вся остальная выставка это лишь умело срежиссированная преамбула к нему. Чего не сделает талантливый человек, чтобы еще раз показать себя. Но, с другой стороны, раз получилось красиво, то, надо думать, можно было? И позволю себе заметить, выставка намного сложнее, живее и интереснее, чем все три Мавзолея из доминошек, в которых единственное, что рифмуется – это гробница и кости (костяшки). Так что в любом случае стоило попробовать. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

История мавзолеев и выстроенные вокруг объекта на стенах примеры склепов, спроектированных Щусевым, как и примеры мавзолеев Самарканда, которые он изучал, кажутся тут какой-то ненужной, или, наоборот, неизбежной шелухой. Если показывать Мавзолей как последний храм Щусева – а в эту версию вполне можно было бы поверить – то следовало показывать его внутреннее пространство, разве нет? Все было бы иначе, даже любопытно, как оно смотрелось бы рядом с храмами-ракетами. Но мы видим этот черный, блестящий гибрид зиккурата с гламуром. Объемную кляксу, которая симметрично расползается в стороны подчеркивая инфернальную природу исходного произведения. 

Строго говоря, Мавзолей на выставке храмовой архитектуры выглядит как оскорбление темы. Но это зависит от того, чьими глазами смотреть. 

Если художника Нестерова, который поссорился со Щусевым после Мавзолея – то одно дело, но можно ведь посмотреть и с другой стороны, советской. Тогда Мавзолей это высшее творение, а поиск образа храма в начале века – подготовительная работа. Почему архитектор на это кончается, вот что интересно. Выдохся? Бог наказал? Но что творческая карьера закончилась именно так, на выставке показано очень выпукло. Сам черный Мавзолей кажется не макетом Мавзолея авторства Щусева, а его собственной гробницей. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

06 Января 2024

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.