Сразу скажу, что с авторами тут нельзя согласиться. Самопознание, конечно, так или иначе, больше или меньше, присутствует в любой религии на разных стадиях ее развития, но сакральное и религия как явления уж точно не исчерпываются самопознанием. Религия это, на минуту, в большей степени стремление к Абсолюту: созерцать его, говорить с ним, постулировать его наличие, ну и так далее. То есть не могу сказать, что тема раскрыта, но тема и взята была такая, и задача так была поставлена, что с первого раза не решить. Другую задачу – «освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций» тоже, пожалуй, не решили, устоявшихся ассоциаций в проектах полно, и с базиликой, и со ступой, и с очагом. Но это тоже сложная задача, может быть, еще и потруднее первой.
Что получилось – так это скорее поразмышлять о квинтэссенции художественного, сконцентрироваться «на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах». Впрочем художественное – производное от сакрального, так что попытка засчитана. Тем более что некоторые фильмы получились очень трогательными, нет-нет да посмотрят в душу.
Особенно отмечу «Храм страха» Катерины Румак, Владислава Лобко и Дарьи Мансуровой – храм-поплавок во льдах на Северном полюсе. В нем и Абсолют можно усмотреть, и устоявшихся ассоциаций заметно меньше.
Показываем все «храмы». ЮТ
Квинтэссенция сакрального: наедине с пространством
Участники: Ярослав Ерохин, НГУАДИ; Алиса Овчинникова, Диана Родионова, Александра Демчук, Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, Екатерина Шишова, МАРХИ; Лобко Владислав, Дарья Мансурова, Мария Гавриленко, СПбГАСУ; Катерина Румак, Кирилл Гульченко, Академия Художеств им.И.Е.Репина
Кураторы: Татьяна Осецкая, Александр Салов и Ульяна Осипова, архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
Кураторы: Татьяна Осецкая, Александр Салов и Ульяна Осипова, архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON)
«Квинтэссенция сакрального» – мысленный эксперимент, призванный изучить объемную тему сакральных пространств вне религиозной функции и отсылок к культурным кодам. Эксперимент стремится ответить на вопросы – нужны ли современному человеку сакральные пространства, как понять сакральное и где оно находится?
Чтобы сохранить чистоту исследования и освободить понятие «сакральности» от устоявшихся ассоциаций, которые безусловно есть в голове каждого творца, прикладную работу построили на внушительном использовании нейросетей во всех их проявлениях (от генерации изображений, до создания видео, аудио и текстов). Этот инструмент позволил обратиться к человеческому опыту, сохранив абстрактность и некоторую недосказанность образов, позволил участникам концентрироваться не на конкретных формах, размерах и материалах, а на эмоциях и чувствах и что самое главное – смыслах.
Главным результатом исследования стало подтверждение гипотезы: такое архитектурное понятие как «храм» может быть не только сугубо конфессиональным объектом. На просторах нашей жизнедеятельности сакральное может быть любого размера и может быть посвящено любым духовным истокам человека. Главное в этом – эффективно вырвать посетителя из цепких лап повседневности и обратить внимание разума внутрь себя.
Прикладным итогом стала разработка решений такого пространства для сред, где можно встретить мыслящего человека: мегаполис, космос, полярные полюса, нетронутая природа и даже метавселенная. Для каждой из пяти сред участники разработали собственное решение сакрального пространства, эффективно работающее только в этой конкретной среде. Визуальный образ и концепцию взаимодействия с пространством представляет короткий видеоролик в сопровождении звукового ряда и смыслового текста, полностью созданные нейросетями на основе изображений и запросов участника. Каждый из проектов сопровождается макетом, чтобы зритель мог ощутить объемное выражение и пространственные характеристики объекта. В составе каждого проекта присутствует атрибут – маленький элемент промышленного дизайна, – который ассоциируется с тем или иным сакральным пространством.
Сакральное в космосе
Ерохин Ярослав, НГУАДИ; Овчинникова Алиса, МАРХИВторая половина XX века стала эпохой покорения человеком космоса. То, что прежде казалось невозможным – покинуть Земные пределы – стало реальностью. Однако чем более мы постигаем космос, тем больше возникает преград на нашем пути. Решая технические и научные проблемы, мы создали космические станции на орбите нашей планеты.
Когда трудности физических категорий были решены, возникли новые – метафизического свойства. В изоляции люди неизбежно сталкиваются с проблемами, сказывающимися на психологическом состоянии, первая из которых – одиночество.
Решением стало создание уникального космического модуля – уединенной стеклянной капсулы. Запуск такого модуля в космос поможет космонавтам оставаться в норме при долгих экспедициях и космических путешествиях.
Уединение в индивидуальных космических ячейках дает возможность отделиться от внешнего мира и открывает путь к медитативному процессу самопознания – человек словно возвращается к жизни на родной Земле, к своим корням.
В то же время, отсек в виде большого стеклянного шара позволяет почувствовать единение с космосом, вселенной, осознать свое место в бесконечном пространстве и времени.
Сакральное в метавселенной
Диана Родионова, Александра Демчук, МАРХИВ наше время эскапизм тесно связан с виртуальной реальностью – погружаясь в игры, социальные сети, сериалы мы лишь пытаемся убежать от повседневности, проблем или окружения. Но виртуальный мир способен стать инструментом, помогающим не избегать, а решить все волнующие вопросы, обратившись к своему подсознанию.
Погружение вглубь своей личности, своего тайного и сакрального может помочь пережить человеку трудности реальной жизни. Стоит лишь увидеть, услышать – прочувствовать себя.
Для всего этого мы разработали объект, предоставляющий уединенное пространство для медитации, погружения в себя, в свои мысли.
Metasphera – компактная капсула, легко интегрируемая в любое общественное пространство для создания возможности ментального восстановления. Человек может погрузиться в него посредством испытания уникального опыта за счет взаимодействия с ассоциативными виртуальными картами в метавселенной. Сложные метафоры и богатые образы создают бесконечное цифровое многообразие, взглянув в которое каждый может найти ответы на свои вопросы, лучше понять самого себя и обрести путь к внутреннему спокойствию, к своему внутреннему Я.
Сакральное в экстремальной среде
Катерина Румак, Академия им. Репина; Владислав Лобко,Дарья Мансурова, СПбГАСУ
Мы редко признаемся, что нам страшно, но именно в этом заключено отражение нашего бытия. Наше умение встретиться со своим страхом – знак человечности. Безопасность формирует вокруг нас пузырь, где невозможно двигаться вперед. Лишь вступая в страх мы начинаем жить.
«Храм страха» – возможность встретиться со страхом там, где он не сможет физически вам навредить. Страх никогда не может нам навредить, но мы боимся его, боимся пропустить его через себя. Наше пространство – приглашение на встречу, в единение со страхом.
Путь к такому единству нелегкий, как и все в жизни. Храм расположен на северном полюсе. В экстремальной среде скрывается целый мир – последняя Атлантида, последний хребет, которые предстоит пройти его посетителю.
Этот путь между бытием и небытием нужно пройти в одиночестве. Оно уходит вниз и вверх зеркальными стенками, искажающими отражение. В полярный день это темнота океанских глубин, где отблесками мелькает такая непривычная нам жизнь. В полярную ночь – непроглядная тьма и небосклон, увенчанный мириадами звезд. Край рамки, сквозь которую вы смотрите, едва подсвечивается и не разгоняет тьму. Не свет ваш проводник сегодня, а она – темнота.
Только вам решать, что увидеть в ней, протянуть руку или сделать шаг назад – нет правильных ответов. Есть только вы и страх.
Сакральное в мегаполисе
Соломон Ядадияев, Анастасия Кундашкина, МАРХИ; Гавриленко Мария, СПбГАСУЕжедневно каждый из нас испытывает колоссальный стресс от жизни в мегаполисе. Люди находятся в бесконечной погоне за деньгами, недостижимыми целями и социальным статусом – всего проходящего и иллюзорного. Мы обесцениваем свой труд, разочаровываемся, не замечаем мимолетные моменты счастья и теряем связь с собой. Мы не живем, а просто существуем. Где же место Душе в огромном и пустом механизме города?
Павильон «Сердце Мегаполиса» – объем пластичной формы с входной группой в виде арок и большим светлым внутренним пространством. Человек начинает движение, и его внимание смещается с мнимой важности на по-настоящему ценные моменты, которые наполняют жизнь смыслом, гармонией. Звук тибетских чаш отключает ум человека, уступая место Сердцу и Душе.
Идея формы павильона стала результатом многомерного аналитического процесса сакральных смыслов человека. Его вытянутая форма – метафора жизненного цикла. Проходя сквозь павильон человек как бы перерождается, возвращаясь к жизни в ином состоянии, осознанном и возвышенном. Паттерны растительных мотивов составляют каркас внешней оболочки и являются напоминанием о единстве всего сущего на земле, об истинной природе человека, где он – многомерная составляющая, часть Космоса, планеты Земля.
Это абсолютно новый вид городского рекреационного пространства, важнейшей функцией которого является физическое и ментальное восстановление структуры человека.
Сакральное в природе
Кирилл Гульченко, Академия Художеств им. И.Е. Репина; Шишова Екатерина, МАРХИУ человека есть множество причин для тревоги и беспокойства. Темп современной жизни способствует развитию у человека различных психологических расстройств, апатии, потери интереса к жизни. Все меньше места в жизни людей занимает природа, человек начинает бояться природы, а от того теряет свои корни и себя.
Человек – часть природы и ее продолжение. Неслучайно даже жизнь в городе мы отождествляем с «джунглями», хоть и каменными. Образы природного всегда в нас.
Наш объект состоит всего из двух элементов – места для костра и трапециевидной крыши дымохода. Наш павильон является некой «паузой» на пути служит местом медитации и концентрации на окружающих силах природы. Оказавшись здесь необходимо разжечь костер. Огонь – это элемент, через который происходит мысленное очищение и погружение в медитативное и трансцендентное состояние. Через звуки природы и потрескивания дров, ощущение тепла от пламени мы устанавливаем связь и сонастраиваем свое тело с окружающей природой.
Из павильона реки и горы, леса и поля, и от этого у нас появляется чувство воодушевления и внутренней радости. Это откликается богатый и уникальный внутренний мир каждого из нас, наша внутренняя природа, которая узнает себя и напоминает о внутреннем покое.