Баланс света

Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.

Рекомендации еще планируют доработать, а затем – передать Москомархитектуре. Благо ведомство – инициатор воркшопа, надо признать, что этот путь простой и прямой, и, может быть, действительно что-то изменится. Надо сказать, что МКА и раньше задумывалась над городской подсветкой, в общем-то, вечернее освещение это целая история, на протяжении пары десятилетий оно заметно изменилось. Очень неплохо стало на центральных улицах, да и все, практически, дома в Москве, не только «сталинские», но и модернистские типовые, получили ярко-желтые аттики, что сделало их в ночи довольно неузнаваемыми. И тем не менее несмотря на то, что сейчас архитекторы разрабатывают целые мастер-планы освещения для новых районов, вопрос не закрыт, и, кажется, с точки зрения людей с особенностями в Москве к нему еще не подходили. 

Как справедливо утверждают участники воркшопа, нижняя планка освещенности в наших нормативах зафиксирована, а верхняя – нет, так что подчас то городские службы, то девелопер «делают поярче», что некомфортно. С другой стороны, в темноте сложно видеть лица при жестовой речи, да и собаке-поводырю, как оказывается, некомфортно. И еще – здесь я впервые познакомилась с понятием «цилиндрическое освещение». ЮТ

Ролик, созданный специально для презентации работы воркшопа: 


Методичка выложена в сети (повторимся, ее будут дорабатывать). И тем не менее, публикуем ее и тут. 
 
Участники воркшопа: Амир Смыр, Карина Тюркбен (МАРХИ), Софья Медведева (РГАУ-МСХА), Ольга Евдокимова, Артур Крылов (НИУ МЭИ), Антон Перлецкий (ГУУ), Дарья Кузнецова, Екатерина Хамматова, Данила Бровин, Михаил Ежов (НИТУ МИСИС), Евгения Попова (МГХПА им. С.Г.Строганова), Арсений Игошев (РАНХиГС), Ксения Кармолина (ИТМО). 
Кураторы воркшопа: Дарья Новикова, Юлия Жаркова (Культура Света). 

Световая инклюзия
ON/OFF

[Вступление]
Свет в городе часто кажется вторичным, не таким важным как архитектура или городское планирование. Но именно освещение создает вечерний образ города и пространство для коммуникации, выполняет функцию навигации, а еще влияет на ментальное и физическое здоровье горожан. Значение света особенно актуально в нашей географической широте, где почти полгода жизнь человека проходит в условиях темноты или сумерек, часто осложненных плохими погодными условиями.

Качественное освещение городской среды сегодня должно соответствовать многим критериям, в том числе быть инклюзивным. Свет как сенсорный стимул воспринимается людьми неодинаково: влияют особенности нервной системы, зрения и слуха, физическое состояние и положение человека в пространстве. Поэтому для создания гуманистической среды недостаточно учесть общие рекомендации, ориентированные на человека без специальных потребностей.

Инклюзивный подход в проектировании – поиск баланса между интересами и потребностями разных групп людей. Такой метод в итоге повышает качество среды для всех горожан. Например, пандусы делают передвижение более комфортным не только людей на колясках, но и маломобильных групп населения в целом. В пространстве без лишней визуальной информации комфортнее себя будут чувствовать не только высокочувствительные к внешним раздражителям люди, но и большинство ней ротипичных. По аналогии с этими примерами: опыт людей с инвалидностью может подсказать светодизайнеру решение для освещения городской среды, кото рое окажется удачным для более широкой аудитории.
[О воркшопе]
Воркшоп «Световая инклюзия» организован фестивалем «Открытый город» и прошел под кураторством бюро светового дизайна «Культура света», команда которого уже имела опыт в проведении исследований на тему инклюзивного подхода в проектировании световых решений для общественных пространств. На протяжении двух месяцев студенты смежных с дизайном городской среды направлений погружались в тему инклюзивного проектирования освещения в городе. Программа воркшопа состояла из лекций о световом дизайне, очных просмотров реализованных световых решений на территориях жилых комплексов Москвы, встреч с носителями опыта инвалидности и лекции об инклюзии.

Результатом практической части воркшопа стали VR-инсталляция для выставки и рекомендации по проектированию освещения для городских пространств с учетом особенностей восприятия света незрячими, глухими, маломобильными и нейроотличными людьми. Важно помнить, что инклюзия – это прежде всего путь к гуманистической среде, на котором есть противоречия, связанные с разнообразием пользовательского опыта. Предложенные рекомендации – шаг к тому, чтобы сделать инклюзивный подход более понятным для специалистов, а значит и более распространенным в проектировании городской среды и освещения.
[Рекомендации]
В рекомендациях учитываются потребности и проблемы четырех групп горожан с особенностями восприятия пространства: незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие, пользователи колясок, люди с нейроотличиями. На серии лекций, встреч и прогулок по городу, проведенной специалистами инклюзивного отдела ГЭС-2, представители групп рассказывали о том, как они воспринимают освещение в городе и его характеристики, как оно влияет на их ежедневную жизнь. Анализируя сложности с которыми сталкиваются носители опыта и их потребности, студенты выделили черты удачных световых решений в городе с точки зрения инклюзивного подхода.
Глухие и слабослышащие люди
Освещение вечернего города сохраняет возможность для коммуникации. Особенно важно качество света для глухих и слабослышащих людей, которым нужно видеть лицо собеседника и его руки, если используется жестовый язык.

Хорошая видимость обеспечивается выбором расположения, высоты и шага расстановки опор, а также светораспределением приборов освещения. Для того, чтобы люди хорошо видели и детали маршрута, и лица собеседников необходимо обеспечить достаточный уровень горизонтальной и цилиндрической освещенности.

Здесь важно отметить, что в российских нормах освещения для городских пространств цилиндрическая освещенность пока нормируется только для исторической части города. Считаем, что введение норм для цилиндрической освещенности для всех пешеходных пространств существенно поднимет качество городской среды для всех категорий горожан. С помощью оптики и аксессуаров важно корректировать направление света так, чтобы не создавался эффект слепимости.
Рис. 1. Слева ситуация без учета интересов глухих и слабослышащих людей, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Незрячие и слабовидящие люди
Многие слабовидящие люди способны ощущать перепады яркостей света и цветовых температур. Респонденты отмечали, что хорошо освещенные фасады зданий являются для них ориентиром при передвижении по городу, позволяют «держать маршрут».

Создание достаточного уровня вертикальной освещенности в городе может быть дополнительным инструментом улучшения зрительного комфорта и для всех пользователей, создавая общее впечатление хорошо освещенного пространства. Избегать стоит резких пе реходов от освещенного пространства к темноте, ко торые могут также нарушить ощущение безопасности.

Некоторые незрячие и слабовидящие люди перемещаются по городу вместе с собакой-поводырем. Не смотря на то, что существенных особенностей восприятия световой среды собаками не было выявлено, из опыта респондента стало известно, что собаке тоже может стать тревожно в темноте, если она устала.
Рис. 2. Слева ситуация без учета потребностей незрячей группы населения, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Люди с нейроотличиями
Незаметно для нас мозг и нервная система постоянно обрабатывают входящую сенсорную информацию из внешнего мира. Девяносто процентов информации для большинства людей – зрительные образы, в которых свет играет ключевую роль. Если он разнородный, его слишком много, и мы долго испытываем его воз действие, то наступает перегрузка нервной системы.

Восприимчивость к сенсорным стимулам довольно индивидуальна, но известно, что люди с особенностя ми нервной системы, например, с аутизмом, более чувствительны и сильнее подвержены перегрузкам.

Ситуативные изменения световой и цветовой динамики, такие как праздничное декоративное освещение, могут существенно повлиять на восприятие места и влиять на ориентацию в городе. Поэтому для нейроотличных людей важен предсказуемый сценарий освещения, без резких перепадов яркостей и активной динамики, смены цветов. Возможная сезонная смена освещения должна происходить плавно, чтобы была возможность привыкнуть к изменениям.
Рис. 3. Слева ситуация без учета запроса людей с нейроотличиями, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Люди, передвигающиеся на колясках
Хорошее освещение подразумевает визуальный комфорт. Это достигается в том числе и правильным расположением светильника относительно уровня глаз человека.

Привычные яркие грунтовые светильники могут стать источником дискомфорта для людей, использующих коляски для передвижения, также как и болларды – из-за своей вы соты и направления света. Равномерное освещение без перепадов яркостей с высоких опор обеспечивает визу альный комфорт, обзор и хорошую видимость дорожно го покрытия, что крайне важно для этой группы населения.

Использование световой навигации (световых меток) будет полезно для выделения заездов на пандусы и обозначения препятствий, которые сложно заметить в темное время суток.
Рис. 4. Слева ситуация без учета потребностей людей, передвигающихся на коляске, а справа с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
[Заключение]
Несмотря на разный опыт и особенности респондентов, можно выделить общую закономерность: визуальный комфорт, равномерность и пред сказуемость – значимые факторы качества освещения для абсолютно всех выделенных групп.

Воркшоп показал, что применение знаний об особенностях восприятия освещения людей с опытом инвалидности помогает создавать ту световую среду, в которой любой человек будет чувствовать себя хорошо. Более того, при составлении рекомендаций рабочая группа проекта фокусировалась также и на тех общих потребностях, которые есть у всех горожан, поэтому внедрение инклюзивного подхода не окажется сложным.

Главный шаг на пути к гармоничной световой среде в городе состоит в том, чтобы начать обращать внимание на многообразие интересов потребностей горожан. И мы надеемся, что рекомендации по могут широкой аудитории специалистов, причастных к планированию освещения в городах, сделать его комфортным и инклюзивным для всех людей.
  • zooming
    Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
  • zooming
    Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
    Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»

21 Ноября 2023

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Пресса: Участники «Открытого города» поучаствуют в проектировании...
Молодые московские архитекторы, представившие проект по преобразованию кладбищ в рамках образовательного проекта Москомархитектуры, смогут реализовать свои идеи на практике. Они примут участие в проектировании современных ритуальных комплексов, включающих крематории и колумбарии в 10 городах России — в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, Иванове и в других. Об этом сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.