В России ПИ «АРЕНА» занимается по большей части солидными проектами: на его счету десятки спортивных объектов, штаб-квартиры, масштабные комплексы различного функционального назначения – от торговли до музеев. Тем не менее институт регулярно участвует в конкурсах, чаще зарубежных, не обходя вниманием бумажные и концептуальные. По словам руководителей, этот опыт «дает творческую активизацию и мобилизацию», что, безусловно, позитивно влияет на общие процессы.
Пять представленных проектов – выборка наиболее интересных, с точки зрения бюро, работ. Не все из них стали призерами, однако все интересны для авторов идеями и находками: надежда на возможность качественной реализации позволила быть свободнее и смелее.
Пять представленных проектов – выборка наиболее интересных, с точки зрения бюро, работ. Не все из них стали призерами, однако все интересны для авторов идеями и находками: надежда на возможность качественной реализации позволила быть свободнее и смелее.
***
Castle-Resort
где: | Италия, Роккамандольфи | |
даты | — 2021 / | |
функция: | Ландшафт / Благоустройство территории | |
мастерская: | http://piarena.ru/ | |
авторский коллектив: | А.В. Орлов, А.А. Заключаев, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков, А.В. Якушев, И.В. Морозов |
Роккамондольфи – живописный городок на склоне горы с захватывающими видами и руинами средневекового замка. Конкурс на проект гостиничного комплекса был организован с целью привлечь туристов. Организаторы хотели, чтобы участники предложили не только варианты временного жилья, которое впишется в окружение, но и предоставили больше возможностей для изучения истории края и его природы – городок окружают пастбища, сосновые леса, скалы и водопады, через которые проходят многочисленные тропы. Высота новых объектов не должна была превышать 5 метров, снос деревьев не допускался.
ПИ «АРЕНА» в своей концепции превращает подъем к крепости в прохождение цветочного лабиринта. Для его «стен» используются местные многолетники, которые будут менять цвет склона в зависимости от времени года. Структура лабиринта напоминает средневековый город, в котором тоже легко заблудиться. По краям сада архитекторы предлагают установить лаконичные деревянные «кабины» с панорамными окнами, обращенными в сторону гор и долин, и крышами, где можно принимать солнечные ванные. Также, согласно концепции, в Роккамондольфи появляется платформа для мероприятий – исторических реконструкций или научных конференций, кафе и выставочный павильон.
ПИ «АРЕНА» в своей концепции превращает подъем к крепости в прохождение цветочного лабиринта. Для его «стен» используются местные многолетники, которые будут менять цвет склона в зависимости от времени года. Структура лабиринта напоминает средневековый город, в котором тоже легко заблудиться. По краям сада архитекторы предлагают установить лаконичные деревянные «кабины» с панорамными окнами, обращенными в сторону гор и долин, и крышами, где можно принимать солнечные ванные. Также, согласно концепции, в Роккамондольфи появляется платформа для мероприятий – исторических реконструкций или научных конференций, кафе и выставочный павильон.
Nodeul Dream Island
где: | Южная Корея, Сеул | |
даты | — 2021 / | |
функция: | Культурный / Концертный зал | |
мастерская: | http://piarena.ru/ Единый институт пространственного планирования | |
автор: | Алексей ОрловДина Саттарова | |
авторский коллектив: | ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»: Саттарова Дина, Волжанова Ирина, Щенин Никита, Миц Галина ПИ АРЕНА: А.В. Орлов, А.А. Заключаев, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков, А.В. Якушев |
Нодыль – искусственный остров на реке Ханган в центральной части Сеула. Когда-то здесь располагались теннисные корты, затем были планы возвести здание оперы, но в итоге остров решили превратить в более демократичную площадку для музыкальных фестивалей под открытым небом, дополненную парком.
Архитекторы ПИ «АРЕНА» предложили многоуровневую структуру, в которой пространства переплетаются и плавно сменяют друг друга: съезды с моста ведут на воздушные променады, волнистые велосипедные и пешеходные дорожки спускаются к набережной и смотровым площадкам, амфитеатр параметрической формы неотделим от видов на воду и парк. Весь остров воспринимается как один большой арт-объект, каждый фрагмент которого насыщает посетителя впечатлениями. Работают даже утилитарные элементы: полотно автомобильной дороги напоминает танцпол, на «изнаночной» стороне моста обнаруживается световая инсталляция, а его бетонные опоры покрыты паттерном из книги оптических иллюзий. Слои читаются не только в структуре, но и смыслах: на рендерах одновременно чувствуется «вайб» советской площади с памятником в центре, острова-утопии и сцены для k-pop.
Архитекторы ПИ «АРЕНА» предложили многоуровневую структуру, в которой пространства переплетаются и плавно сменяют друг друга: съезды с моста ведут на воздушные променады, волнистые велосипедные и пешеходные дорожки спускаются к набережной и смотровым площадкам, амфитеатр параметрической формы неотделим от видов на воду и парк. Весь остров воспринимается как один большой арт-объект, каждый фрагмент которого насыщает посетителя впечатлениями. Работают даже утилитарные элементы: полотно автомобильной дороги напоминает танцпол, на «изнаночной» стороне моста обнаруживается световая инсталляция, а его бетонные опоры покрыты паттерном из книги оптических иллюзий. Слои читаются не только в структуре, но и смыслах: на рендерах одновременно чувствуется «вайб» советской площади с памятником в центре, острова-утопии и сцены для k-pop.
Визит-центр Кемерского национального парка
где: | Латвия, Юрмала. Кемери | |
даты | — 2018 / | |
функция: | Ландшафт / Парковый павильон | |
мастерская: | http://piarena.ru/ | |
авторский коллектив: | Алексей Орлов, Дмитрий Тарасов, Екатерина Бахирева, Анна Гандрабура, Анна Марченко, Полина Москвина |
Кемери – третий по величине национальный парк Латвии. Здесь обитает множество видов птиц и животных – можно встретить даже лося и медведя, а ландшафт отличается богатым разнообразием. Через Большое болото Кемери проложены маршруты с деревянными мостками и смотровыми вышками. Конкурсантам предстояло спроектировать входную зону с инфоцентром, билетной кассой, кафе, игровой площадкой и автостоянкой. Организаторы приветствовали не только экологические решения и материалы, но и запоминающиеся образы, способные превратить маршрут в достопримечательность Латвии.
Архитекторов ПИ «АРЕНА» впечатлил вид Большого болота из космоса: его низкорослые деревья, красные мхи и темные пятна воды создают необычный паттерн, который лег в основу концепции.
По форме инфоцентр напоминает спил дерева. Для фасада используется кортеновая сталь, неоднородная фактура которой со временем становится похожей на мхи и лишайники. Перфорация отсылает к россыпи озер и болот, которые как кратеры образовались на поверхности земли – тот самый вид из космоса. Перегородки частично выполнены из стекла, чтобы помещения наполнялись естественным светом, в конструкциях и отделке максимально используется дерево. Благодаря подвижным элементам павильон имеет две «фазы»: в закрытом виде он представляет собой нейтральный объем из экоматериалов, в открытом створки витражей и дверей образуют приглашающую надпись «Кемери».
Внутренняя галерея переходит в дощатый настил маршрута, что стирает границы между зданиями и ландшафтом. Кровля павильона представляет собой амфитеатр, предназначенный в числе прочего для отдыха после прогулки.
Концепция получила приз зрительских симпатий.
Библиотека «Plaza de la Villa»
где: | Испания, Мадрид | |
даты | — 12.2020 / | |
функция: | Образование и наука / Библиотека | |
мастерская: | http://piarena.ru/ | |
автор: | Алексей Орлов | |
авторский коллектив: | Архитекторы: Орлов Алексей, Антон Заключаев, Коробков Сергей, Дмитрий Шклярук, Евгений Коробской, Андрей Цыплаков Визуализаторы: Чередников Алексей, Алиса Смелякова, Вадим Кучук |
Предложенный для конкурса участок библиотеки расположен в центральной части Мадрида – на небольшой площади Пласа-де-Вилья, между Королевским дворцом и Пласа-Майор. Застройка этого места относится к XVI-XVII векам – времени правления в Испании династии Габсбургов. Библиотека должна стать новым символом места и «мостом» между старым и новым Мадридом, а ее залы с каталогами и выставками – частью общественного пространства, доступного горожанам и туристам.
Основной объем библиотеки располагается на подземном уровне, на поверхность она выходит волнообразной крышей, которая покрывалом застилает всю площадь, не заслоняя виды на историческую застройку и предлагая новые способы провести время. Доступ к памятнику Альваро де Басан, установленному на площади, сохраняется, а кроме того адмирала возвращают в родную стихию – изваяние становится центром впадины на рельефе кровли, что позволяет создать вокруг него небольшой водоем.
Крыша «левитирует» на уровне одного метра над площадью, не касаясь ее, что позволяет прохожим видеть все, что происходит внутри, и обеспечивает естественное освещение. Там, где «полотно» кровли поднимается выше, располагаются входы в библиотеку.
Пространство цокольного этажа занимает читальный зал, который можно приспособить под разные мероприятия, книгохранилище, административные помещения и комнаты отдыха. Читальный зал с входным уровнем связывает лестница с амфитеатром, под которым размещены технологические помещения кафе, туалеты. Для маломобильных людей есть лифт. Светлое дерево и камень в отделке помогают рассеивать естественный свет.
Проект занял на конкурсе третье место.
Основной объем библиотеки располагается на подземном уровне, на поверхность она выходит волнообразной крышей, которая покрывалом застилает всю площадь, не заслоняя виды на историческую застройку и предлагая новые способы провести время. Доступ к памятнику Альваро де Басан, установленному на площади, сохраняется, а кроме того адмирала возвращают в родную стихию – изваяние становится центром впадины на рельефе кровли, что позволяет создать вокруг него небольшой водоем.
Крыша «левитирует» на уровне одного метра над площадью, не касаясь ее, что позволяет прохожим видеть все, что происходит внутри, и обеспечивает естественное освещение. Там, где «полотно» кровли поднимается выше, располагаются входы в библиотеку.
Пространство цокольного этажа занимает читальный зал, который можно приспособить под разные мероприятия, книгохранилище, административные помещения и комнаты отдыха. Читальный зал с входным уровнем связывает лестница с амфитеатром, под которым размещены технологические помещения кафе, туалеты. Для маломобильных людей есть лифт. Светлое дерево и камень в отделке помогают рассеивать естественный свет.
Проект занял на конкурсе третье место.
Здание «Морской оперы» в Таллинне
где: | Эстония, Таллин | |
даты | 11.2020 — / | |
функция: | Культурный / Концертный зал | |
мастерская: | http://piarena.ru/ | |
автор: | Алексей Орлов | |
авторский коллектив: | Алексей Орлов, Антон Заключаев, Сергей Коробков , Иван Морозов, Андрей Цыплаков, Евгений Коробской |
Этот конкурс – бумажный. Участок располагается между круизным портом и культурно-спортивным комплексом Горхолл, который недавно прославился на весь мир, появившись в фильме Кристофера Нолана «Довод» в качестве киевской оперы. Мыс представляет собой обширную неблагоустроенную территорию, поросшую кустарником – удивляет, что здесь до сих пор не появился, например, парк.
«Оперный дом» – та типология, в рамках которой все еще уместно проектировать здание-икону. Архитекторы ПИ «АРЕНА» предложили сложную параметрическую оболочку, которая с разных ракурсов создает разные образы. С берега опера похожа на гигантский шатер, форма которого вторит силуэту крепостных башен в исторической части Таллина. Со стороны моря «занавес» кровли гостеприимно распахивается, прибывающие на паромах видят сложное пространство интерьера, сформированное винтовыми лестницами и чашей амфитеатра, расположенного на среднем уровне здания. Со стороны порта и Горхолла опера раскрывается как скульптура, состоящая из волнообразных объемов и динамических линий. Плавные бионические формы контрастируют с жесткой сеткой и брутальными объемами Горхолла.
Весь первый этаж, где располагаются магазины, рестораны и кафе, открывается вовне с помощью сплошного витражного остекления и становится продолжением благоустроенной набережной. На эксплуатируемой кровле устроена смотровая площадка и амфитеатр со сценой. Театр включает фойе, зрительный зал, сценическую коробку, малый зал, артистические и репетиционные помещения.
Проект удостоился почетного упоминания. Любопытен, к слову, народный выбор – ознакомиться можно на странице конкурса.
«Оперный дом» – та типология, в рамках которой все еще уместно проектировать здание-икону. Архитекторы ПИ «АРЕНА» предложили сложную параметрическую оболочку, которая с разных ракурсов создает разные образы. С берега опера похожа на гигантский шатер, форма которого вторит силуэту крепостных башен в исторической части Таллина. Со стороны моря «занавес» кровли гостеприимно распахивается, прибывающие на паромах видят сложное пространство интерьера, сформированное винтовыми лестницами и чашей амфитеатра, расположенного на среднем уровне здания. Со стороны порта и Горхолла опера раскрывается как скульптура, состоящая из волнообразных объемов и динамических линий. Плавные бионические формы контрастируют с жесткой сеткой и брутальными объемами Горхолла.
Весь первый этаж, где располагаются магазины, рестораны и кафе, открывается вовне с помощью сплошного витражного остекления и становится продолжением благоустроенной набережной. На эксплуатируемой кровле устроена смотровая площадка и амфитеатр со сценой. Театр включает фойе, зрительный зал, сценическую коробку, малый зал, артистические и репетиционные помещения.
Проект удостоился почетного упоминания. Любопытен, к слову, народный выбор – ознакомиться можно на странице конкурса.