Агломерация в Кемерове получила название Сибирского кластера искусств. Первая его очередь, образовательная, уже строится в Ленинском районе, расширяя кампус местных вузов. Площадка для музейного и театрального комплексов находится в другой части города, на берегу небольшой реки Искитимки, где сосредоточены общественные здания: филармония, несколько спортивных комплексов, Кемеровский государственный университет и Администрация, а на противоположной стороне притока Томи – новенький Восьмой кассационный суд. После завершения строительства музейных зданий и благоустройства Искитимки в Кемерово сформируется артикулированная центральная часть города.
Изначально планировалось строить отдельные здания для филиалов Русского музея и Мариинского театра и Кузбасского центра искусств, однако позже появилась идея объединить институции под одной крышей – тогда же сменился подрядчик, а за ним и проектировщик – в работу включились австрийцы Coop Himmelb(l)au, которые в последнее время активно работают в России: им же принадлежит концепция хоккейной арены на месте петербургского СКК и культурного центра для севастопольского кластера.
В результате всех этих перипетий проект ПИ «АРЕНА», разработанный для филиала Русского музея, не дошел до реализации, однако успел получить признание коллег: весной авторов наградили «серебряным» дипломом «Золотого сечения». Проектирование музейного здания, к тому же относящегося к институции подобного уровня и не обремененного историческим контекстом – редкая удача для бюро любого масштаба, которая дает возможность если не создать здание-икону, то как минимум позволить себе больше, чем в прагматичной типологии жилья. Поэтому невозможно оставить проект российских архитекторов в стороне и не посмотреть, чем они дышат в отсутствие девелоперских ТЭПов.
Первые эскизы ПИ «АРЕНА» в большей степени откликались на городской контекст: по словам авторов проекта, советскую архитектуру в Кемерове можно изучать как по учебнику – ее периоды прослеживаются здесь как годовые кольца на дереве. Однако сотрудники Русского музея попросили найти образ, который помогал бы с легкостью идентифицировать принадлежность здания. Тогда архитекторы обратились к идеям супрематизма, выстроив следующую логическую цепочку: в музее хранится самая большая коллекция российского авангарда, самый значительный и узнаваемый представитель которого – Казимир Малевич, самая идеологически наполненная работа которого – конечно же, «Черный квадрат», вобравший ключевые идеи художника о значении цвета и формы. Кроме того эстетика супрематизма кажется уместной для советского промышленного города, основанного в 1918 году.
Основой для формообразования послужили принципы динамизма цветоформы, проработанные Казимиром Малевичем, и в этом отношении можно сказать, что ПИ «АРЕНА» добивается синтеза архитектуры и живописи. Объем здания – это слегка изогнутый вслед за линией ландшафта кубоид, сформированный умножением плоского квадрата. Торцы – медиаэкраны, которые транслируют изображение красного и черного квадрата, а также информацию о текущих выставках и мероприятиях. Кровля – два изогнутых в пространстве прямоугольника, которые можно считать вариацией другой первофигуры супрематизма – креста из пересекающихся прямоугольников. Еще одна первофигура, круг, находится внутри здания – это лестница, отсылающая к музеям Гуггенхайма.
Динамизм и скульптурность зданию придают «ленты» кровли – они выполнены из металлических панелей, оттенок которых меняется как в зависимости от погодных условий, так и от ракурса. Там, где лента отрывается от земли, словно захлестнутая ветром, зрителю открывается внутренняя структура здания, и в этой диагонали, наложенной поверх каркаса, чувствуется оммаж другой музейной классике – центру Помпиду.
Несмотря на параметрическую форму, здание остается симметричным. Внутри оно делится на два примерно равных по объему крыла: экспозиционное и образовательно-исследовательское, между которыми располагается эффектная спираль лестницы, соединяющей все уровни между собой. Все вспомогательные помещения расположены в подземном этаже, а фойе сделано сквозным – войти в музей можно как со стороны города, так и с набережной.
В экспозиционном крыле на уровне трех этажей размещается глухая белая «коробка» – идеальное выставочное пространство, удобное как для кураторских идей, так и для предметов искусства, чувствительных к свету и перепадам температуры и влажности. Снаружи «коробку» окружают общественные и служебные пространства. Образовательная часть имеет схожую структуру и включает кино-лекционный и мультимедийный залы, аудитории и лаборатории.
Работа с музейным проектом – важный опыт для любого архитектурного бюро, а для ПИ «Арены», компании более всего известной проектами значимых спортивных сооружений, – один из примеров работы над расширением творческих горизонтов. Заметим, что проект прорабатывался как реальный и готовился к реализации. Конечно, с такими коллегами, как Coop Himmelb(l)au, конкурировать достаточно сложно, однако у проекта архитекторов ПИ «Арены» есть свои преимущества: не претендуя на «эффект Бильбао», который еще неизвестно как должен сработать в сибирском Кемерово, он рефлексирует на тему идентичности города, основанного в XX веке, и стремится установить художественную связь между регионами, расположенными за тысячи километров друг от друга.