Кадаши вне опасности

На состоявшемся 21 апреля заседании Общественного совета при мэре Москвы была поставлена долгожданная точка в скандале, связанном с возможной застройкой территории церкви Воскресения в Кадашах. Совет принял новый вариант многофункционального комплекса «Пять столиц», который больше не угрожает ни панорамам знаменитого памятника, ни его фундаментам. Современной архитектуре на этом заседании совета повезло куда меньше: сразу несколько объектов были подвергнуты жесткой критике со стороны мэра.

mainImg
Мастерская:
Капстройпроект
ОАО Экспериментальный научно-проектный институт (ЭНПИ)

Первым совет рассмотрел проект музейного комплекса «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе рядом с д. Шолохово. Напомним, в июне прошлого года на Общественный совет был представлен проект мастерской «ВИП СЕРВИС Проект», в котором новое здание повторяло очертания боевой машины. Столь прямая метафора экспертам категорически не понравилась, и на проект комплекса был объявлен архитектурный конкурс. Первое место в нем разделили два проекта, предлагающие принципиально разные сценарии развития музея: один принадлежит «Моспроекту-4», другой – уже упомянутому авторскому коллективу.

Первый вариант, которому за «пластическое совершенство» отдал голоса архитектурный цех в лице Александра Кудрявцева и Юрия Гнедовского, утапливает экспозиционные площади в насыпной холм, олицетворяющий собой «взлетную полосу» конструкторской мысли. Второй вариант, поддержанный руководителем и основателем музея Ларисой Васильевой, дочерью одного из трех конструкторов легендарного танка, предусматривает строительство стандартного наземного объема, украшенного витражом в форме танка. С одной стороны к нему прирастает старый музей, с другой – входная группа. Мэр Москвы Юрий Лужков прислушался к мнению директора, которая резко осудила вариант с «курганом смерти», однако окончательный выбор в пользу того или иного проекта не сделал. В итоге совет постановил разрабатывать проект на основе второго предложения, но силами обоих авторских коллективов, поскольку работать вместе им не привыкать – и те, и другие уже участвовали в совместной работе над проектом реконструкции музея космонавтики, который сегодня заслуженно считается одним из лучших музейных проектов современной столицы.

Затем Общественный совет обсудил новую редакцию скандального проекта «Пять столиц», расположенного по адресу Б. Ордынка, 8, то есть в непосредственной близости от памятника федерального значения церкви Воскресения в Кадашах. Напомним, что несколько лет назад владелец этого участка решил построить здесь жилой комплекс площадью около 36 тысяч кв.м., из которых почти половина должны были расположиться под землей. В таком виде проект грозил не только перекрыть виды на церковь, расположенную в глубине квартала, но и нанести серьезный урон ее фундаментам, т.к. строительство предполагалось не только вблизи, но и непосредственно на территории памятника. Многолетние жалобы жителей, представителей духовенства и защитников наследия, наконец, были услышаны. Как сообщил Александр Кузьмин, после публичных слушаний инвестору приказано уйти с территории памятника, ограничить высоту комплекса 15 метрами и снизить плотность застройки. В итоге нынешний вариант жилого комплекса с некоторой натяжкой можно назвать регенерацией исторической застройки – он предусматривает возведение 8 небольших домиков в «классическом стиле», высота которых колеблется от 1 до 3-х этажей, с возможностью использования подкрышного пространства. Из-за близости памятника подземное строительство сократилось до 3 500 кв.м. и теперь локализовано под каждым домом исключительно для размещения парковки.

Совет горячо одобрил нынешнюю позицию инвестора, а Виктор Логвинов даже назвал такой поворот в истории с Кадашами «эпохальным по отношению к исторической застройке». Сомнению подверглась только излишне помпезная архитектура самих корпусов – инвестор пожелал каждый из них превратить в эдакую «усадьбу», хотя, как известно, исторически застройка Замоскворечья была ординарной, а главенствовала в округе нарядная церковь Воскресения. Согласившись с этим замечанием, Юрий Лужков, однако, высказал опасения, что в таком случае домики могут получиться слишком унылыми и однообразными и наказал обязательно сделать их разноцветными.

Следующий проект – административно-деловой центр по адресу Причальный пр., 8 мастерской «ТПО Резерв» – совсем недавно был рассмотрен и одобрен Архитектурным советом. Это первый объект в зоне развития т.н. «Большого Сити», граничащей с ММДЦ «Москва-Сити» промышленной территории. Сейчас на участке, ограниченном Причальным проездом и Шелепихинской набережной, располагается Московский жировой комбинат, который и стал инвестором проекта. От Москвы-реки территория отделена полосой парковой зоны и границей проектируемого моста с северо-западной стороны. Сегодня подъехать к месту строительства комплекса чрезвычайно проблематично, т.к. оно отсечено от Третьего транспортного кольца полотном железной дороги, однако ситуацию обещает исправить запланированное на ближайшие годы продление Шелепихи. Проект Владимира Плоткина предусматривает строительство двух 26-тиэтажных башен и пониженного корпуса общественного питания, объединенных 4-хуровневым стилобатом. Башни развернуты так, чтобы открыть вид на озелененную набережную для будущей станции метро Арбатско-Покровский линии, которая будет здесь построена. Из двух представленных вариантов фасадов – с полосатым остеклением и облицовкой каменной сеткой – члены совета склонились ко второму, посчитав, что стекла в избытке хватает в «Москва-Сити» и комплексе «Миракс-Плаза» по другую сторону Москвы-реки. Юрий Григорьев предложил сделать башни разновысокими, снизив ту, что «вываливается на Причальный проезд». Юрий Лужков, в свою очередь, согласился одобрить предложение по размещению этого объекта и его объемы, но велел отдельно разработать и представить совету транспортную ситуацию. А вот архитектура мэру категорически не понравилась. «Это громадная воздуходувка, кондиционер и еще несколько пеналов! – возмутился столичный градоначальник, продемонстрировав недюжинную страсть к метафорам. – Ну что это за архитектура? Пусть она будет современной, но не убогой!» В итоге решение фасадов авторскому коллективу под руководством Владимира Плоткина придется еще раз выносить на рассмотрение Общественного совета.

Комплексная реконструкция ожидает и территорию, ограниченную Третьим транспортным кольцом, окружной железной дорогой и параллельным ей Канатчиковским проездом. Сейчас это место при всем желании нельзя назвать приятным: здесь расположены психиатрическая больница им. Н.А. Алексеева (знаменитая «Кащенко»), Детская психиатрическая больница №6, техникум и фрагмент старой жилой застройки, чудом уцелевшей в ходе строительства Третьего транспортного кольца. Освоение этой обширной территории предполагается в пять очередей. В первую входит высотный комплекс, граничащий с больницей, а также «выявленным объектом наследия» – железнодорожной станцией «Канатчиково». Кроме того, проектом предусмотрена новая транспортная развязка ТТК и улицы Вавилова, расширение 5-го Донского проезда. Высота нового комплекса составит 140 метров, что, как отметил Александр Кузьмин, соответствует показаниям ландшафтно-визуального анализа, проводившегося, в первую очередь, ради расположенного по соседству ансамбля Донского монастыря. Остальные очереди включают строительство офисных и социальных объектов на месте сносимых зданий, в том числе выводимого техникума. Общая площадь новых объектов составит порядка 400-450 тысяч кв.м. Мэр поддержал проект, а выбор конкретного варианта объемно-пространственной композиции предложил сделать позже совместно с инвестором.

Пятым по счету проектом, рассмотренным Общественным советом, стал культурно-развлекательный центр на Цветном бульваре, 11, стр.2. Участок, о котором идет речь, своими  северной и западной сторонами примыкает к зданию Цирка на Цветном бульваре, и сейчас на нем располагается один из первых панорамных кинотеатров «Мир». Вместо него предлагается выстроить культурный центр с большой зоной для детей и юношества. Спроектированный мастерской Дмитрия Пшеничникова, этот объект имеет ступенчатую разновысотную композицию, постепенно отступающую от красной линии бульвара. Кровли получившихся террас предполагается озеленить для того, чтобы визуально облегчить здание, поскольку его первый уровень равен верхней отметке здания цирка, а общая высота несколько превышает соседний жилой дом. Фасады комплекса архитекторы выполнили в различных вариантах – «в шашечку» из зеркального стекла и непрозрачных панелей, полностью стеклянные с вертикальным и с горизонтальным членением и проч.

Этот проект потерпел на совете оглушительную неудачу. По большому счему, он был «завален» с самого начала Александром Кузьминым, который, рассказывая совету о проекте, усомнился в достоверности его функционального назначения. Согласно представленному поэтажному зонированию объекта, с 1 по 5 этажи в нем располагается культурно-выставочная зона с магазинами и кафе, 6-7 этажи отведены под детский центр, 8-10 – под юношеский. «По разрезу это больше напоминает офисно-деловой центр, который просто назвали культурным», – поделился своими соображениями главный архитектор Москвы. Он также отметил, что проект на 9 метров выше допустимых 30-ти, а в его облике нет ничего, что бы привязывало новое здание к окружающей застройке и истории места. Юрий Лужков посчитал ненужным обсуждать проект в таком виде и дал распоряжение разобраться с его функцией. Архитектуру же мэр назвал «абсолютно чуждой этому району города».

Наконец, в последнюю очередь совет рассмотрел предложение, а вернее просьбу Capital Group о повышении высоты жилого комплекса на Ростокинской ул. 2. Комплекс называется «Триколор» и также, как и упомянутый выше деловой центр в Причальном проезде, спроектирован ТПО «Резерв». Он располагается неподалеку от Ростокинского акведука, на месте выведенного ДОК-17 и сейчас одна из башен уже возведена до отметки 48 этажа; ее тонкий силуэт хорошо заметен всем, кто проезжает мимо по Проспекту Мира. В итоге комплекс должен состоять из двух таких высоких, овальных в плане башен по 58 этажей каждая с разноцветным полосатым остеклением, дома-пластины (38 этажей) и восьмиэтажного офисного здания, размещенных на ступенчатом трехуровневом стилобате. Инвестор попросил увеличить обе башни на 10 этажей, а дом-стену – на 5, с тем чтобы получить в итоге дополнительные 20 тысяч кв.м. площади. Александр Кузьмин отметил, что, по мнению Москомархитектуры, подобный рост возможен, поскольку рядом расположены такие крупные объекты, как гостиница «Космос» и Останкинская телебашня. Взамен главный архитектор Москвы предложил потребовать от инвестора сделать дополнительный съезд с Третьего кольца. Совет эту идею, однако, не поддержал. Юрий Григорьев выразил опасения в целесообразности создания жилых домов такой этажности и заметил, что планировка башен, треть площади которых занимают лестнично-лифтовые узлы, нерациональна. Юрию Платонову башни показались на вид недостаточно устойчивыми. После этих выступлений слово взял мэр Москвы. Он заявил, что ему такая архитектура «совершенно не нравится», обозвал здание-пластину своим любимым словечком «плоскомордое», и резюмировал, что увеличивать его еще на 10 этажей совершенно недопустимо... Иными словами, прошение инвестора о лишних 20 тысячах квадратных метров было отклонено, и на этом заседание Общественного совета завершилось.

Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ООО «ВИП СЕРВИС Проект».
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ООО «ВИП СЕРВИС Проект»
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ГУП «Моспроект-4» (рук. А. Боков). Изображение предоставлено авторами.
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ГУП «Моспроект-4» (рук. А. Боков). Изображение предоставлено авторами.
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. Проект Союза московских архитекторов (рук. В. Плоткин)
zooming
Жилой комплекс «Пять столиц». Большая Ордынка, 8, стр. 1-4. Б. Ордынка, 14. стр.3-13. Кадашевский тупик, 3. ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы», ЗАО «Капстройпроект».
zooming
Жилой комплекс «Пять столиц». Большая Ордынка, 8, стр. 1-4. Б. Ордынка, 14. стр.3-13. Кадашевский тупик, 3. ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы», ЗАО «Капстройпроект».
Административно-деловой центр. Причальный пр., вл. 8, СЗАО. «ТПО Резерв»». Арх. Плоткин В.P., Деева И.В., Бородушкин А.К., Романова А.С., Логвинова А.В., Анохина Н.Б., Шершова М.В.
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой на Ростокинской улице, вл.2. ООО "ТПО «Резерв» Авторы проекта: арх. Плоткин В Л (рук.), арх. Гусарев С.А, Чернышова С.В., Раменский А.Е., Пономарев A.M., Никуленкова И. А.
Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой на Ростокинской улице, вл.2. ООО "ТПО «Резерв» Авторы проекта: арх. Плоткин В Л (рук.), арх. Гусарев С.А, Чернышова С.В., Раменский А.Е., Пономарев A.M., Никуленкова И. А.
Фотография с планшета на градсовете: Архи.ру
Мастерская:
Капстройпроект
ОАО Экспериментальный научно-проектный институт (ЭНПИ)

22 Апреля 2010

Похожие статьи
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.