Твой мир без пятен и чернот,
Твой день без суетных забот,
И только жаль, что он пройдет.
Песня «Артек»
«Артек» начинался в 1925 году как небольшой палаточный лагерь, а в 2016 году принял полуторамиллионного гостя. После 2014 в лагере началась «перезагрузка»: поменялась программа – теперь «Артек» развивается как круглогодичная «инновационная площадка общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха», вслед за программой начали обновлять и здания.
За годы существования «Артек» разросся до пяти лагерей: «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Полевая», «Речная», «Озерная»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный». Совсем скоро откроется новый и самый крупный лагерь, готовый принять 1000 детей за смену – «Солнечный». Он станет первым с 1995 года лагерем, построенным с нуля.
Автор генерального плана всего «Артека» и большинства его корпусов – советский архитектор Анатолий Полянский. Строительство лагеря, террасами спускающегося к морю, он задумал еще в 1960-х годах в южной части территории «Артека». Генеральный план в полном объеме, однако, в те годы осуществить не удалось. В постсоветское время территория «Артека» сократилась в южной части, уступив место частной застройке, парку и пляжу. А участок побережья между «Кипарисным» и «Лазурным», прямо напротив скал Адалар, остался на полвека неосвоенным из-за сложного рельефа, риска оползней и отсутствия подъездных дорог.
В 2000-х годах, разрабатывая программу развития «Артека» на ближайшие десятилетия, руководство лагеря обратилось к идее застроить пустующий участок, между «Кипарисным» и «Лазурным», что, в том числе позволило бы сделать территорию связной и непрерывной от горы Аю-Даг на севере до поселка Гурзуф. Для решения этих задач пригласили ПИ «АРЕНА», уже принимавший в развитии лагеря значительное участие: архитекторы работали над реконструкцией и строительством новых корпусов для лагеря «Прибрежный», проектировали «Артек Арену» на участке бывшей костровой площади, а также образовательный центр для будущего «Солнечного».
Конфигурация «Солнечного», принципы объемно-пространственного построения воссоздают идеи Полянского на новом месте.
Чтобы нивелировать воздействие грунтов, перед строительством был установлен каскад подпорных стенок из буро-набивных свай.
Перед архитекторами определенно стояла задача вписать здание в рельеф, а также попытаться сделать его сомасштабным окружению и предусмотреть движение, иногда броуновское, многочисленных потоков людей. Институту, должно быть, сильно помог опыт проектирования стадионов: все-таки тысяча детей в одном месте сразу – это немало.
Город Солнца
Четыре корпуса соединяются между собой «мембранами» – сложной системой из переходов и лестниц, которая служит горизонтальным и вертикальным коммуникационным ядром, а также местом для отдыха и мероприятий. Это решение уподобляет здание «острову расходящихся тропок»: из любой точки можно попасть в любую другую множеством путей, а переплетение лестниц и мостиков напоминает лабиринт.
В каждой «мембране» лестница ведет от самого верхнего яруса до набережной и пляжа. На уровне входных групп она разрастается до амфитеатров, которые закрывают от солнца «паруса», напоминающие парящих птиц. У каждого корпуса, таким образом, появляется площадка для общих сборов, а функцию небольших двориков берут на себя озелененные террасы.
Верхний уровень кровли предлагает достаточно большие площадки для массовых мероприятий, также он дополнен образовательной функцией: технические блоки закрыты яркими цилиндрами с ламелями, через которые дети могут рассмотреть инженерные коммуникации. Цилиндры на кровле, вероятно, тоже являются отсылкой к пансионату «Дружба».
«Солнечный» целиком и каждый его блок, таким образом, оказываются самодостаточны. На территории «городка» компактно умещается все необходимое: спальни, закрытые и открытые событийные площадки, тихие уголки для самоподготовки, а также море буквально у порога. Само здание становится объектом исследования и познания: спускаясь и поднимаясь каждый день по лестницам, выходя на балконы и террасы невозможно не уловить его сложное архитектурное и инженерное устройство.
Замкнутость здания на себе, впрочем, никак не ограничивает детей в получении разнообразных впечатлений, поскольку в их распоряжении обширная территория всего «Артека». В самом «Солнечном», к слову, будет своя достопримечательность: останки христианской базилики VI века, которые были обнаружены и вновь засыпаны еще в советское время. На новом витке строительства их расчистили и законсервировали, а в дальнейшем планируют интегрировать в благоустройство. Базилика украсит территорию образовательного центра, который дополнит «Солнечный» и расположится чуть выше спальных корпусов. В его состав войдет и столовая – как только ее достроят, лагерь сможет открыть двери новым гостям.