Проникновение?

Фонтан не фонтан, таран не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, в коридор входить не рекомендуется: Древолюция 2019 года прошла на Арт Плее, оставив кластеру шесть объектов, не лишенных экзистенциальной печали.

mainImg
Тему объектов фестиваля, цель которого – учить молодых архитекторов работе с деревом и пониманию этого материала, его основатель, куратор и вдохновитель Николай Белоусов определил как «Проникновение» – и неудивительно, он впервые проходит в Москве и вообще в городе. Первоначально планировалось работать на почти дикой пока постпромышленной территории соседнего завода Плутон, но в конечном счете участники проектировали для Арт Плея – места более чем освоенного не только креативными арендаторами, но и современным искусством, что, безусловно, составило определенную трудность. В остальном работа шла по традиционному сценарию: отбор участников на предварительном конкурсе проектов, команды финалистов получают новую тему и работают, выбирая места, функции и образность объектов вместе с куратором, проектируют, а затем своими руками строят. В этом году работа началась 20 июля, результаты показали 4 августа.
Древолюция 2019, пространство Арт Плей
Фотография: Архи.ру
Жюри Древолюции на объекте «Стояк»
Фотография: предоставлена Древолюцией

Жюри, куда вошли, в частности, Алексей Бавыкин, Александр Бродский, Андрей Гнездилов, Николай Лызлов, Сергей Скуратов, – решило в этом году никаких призов и мест не присуждать, ограничившись выдачей дипломов. Объекты – их в общей сложности шесть – будут сохраняться на территории комплекса. Многие из них интерпретируют историю комплекса, расположенного на бывшей территории и в зданиях завода «Манометр», – ее прошлое, по словам Николая Белоусова, в современном кластере, несмотря на сохранность зданий, почти не читается и никак не осмыслено. Некоторые участники «Древолюции» попробовали исправить эту ошибку, другие – сосредоточились на упущенных возможностях и сегодняшней специфике места.

Штурм понарошку
Название объекта: Тарань!
Команда (цюця)
Авторы: Бугай Ирина, Волобуева Катерина, Жернакова Наталья, Титов Денис, Посадский Ян.

Пафос авторов объекта заключен в том, что Артплей неприступная крепость, он закрывает двери в 23:00 и проникнуть туда ночью, чтобы доделать проект – а участники группы в разное время здесь работали – невозможно. У него, как у крепости, есть стены и ворота, их закрывают на ночь.

Так что группа установила вне комплекса, на треугольном островке перед входом со стороны Сыромятнического проезда и трамвайной арки, где большинство людей идет в Артплей от метро, объект, вдохновленный одновременно образом Троянского коня и тарана. В общем-то, обычная реакция человка перед закрытой дверью – хочется сломать ее, особенно если и впрямь надо туда проникнуть.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Объемная решетчатая конструкция из тонких некрашеных планок напоминает, с одной стороны строительные леса, с другой – линии построения, столь любимые мастерами архитектуры деконструктивизма. Внутрь помещено бревно от высохшей ели, привезенное с дачного участка Николая Белоусова. Оно сухое, но внутри живут всякие жуки-короеды, там продолжается жизнь, и в то же время его жестко зафиксировали в пространстве, оно не может пошевелиться, – поясняют устроители фестиваля. Во время судейства Сергей Скуратов прокомментировал объект в том смысле, что мы все в какой-то степени такие существа: вроде живые, но зафиксированные обстоятельствами так, что пошевелиться сложно и приходится занимать предписанное место в трехмерном пространстве.

Словом, объект, для которого, кстати, руководство Артплея специально договорилось с городом об асфальтировании островка, подготовив, таким образом, площадку, получился многозначным. Его контур, действительно, напоминает Троянского коня, но очень общо. Он поставлен, как тот конь, на колесики, но рядом подпорки, так что колесики висят в воздухе, чтобы никому не пришло в голову и впрямь покататься на этой, довольно внушительной конструкции, как на тележке из супермаркета, – но в итоге зафиксированность в пространстве еще усиливается. Это такой Троянский конь, которого, в общем-то, не так просто ввести внутрь города. Да еще такой таран, для которого предполагаемая крепость сама заасфальтировала площадку. В итоге получается метафора гиперуправляемого и сверхинтеллигентного протеста, в данном случае не только высказанного в шутку, но и организованного, оформленного, связанного-перевязанного так, что он превращается в свою противоположность, причем делает это несколько раз наподобие матрешки. Когда любой штурм – только образ, присутствие «штурмующего» трижды согласовано со «штурмуемым», а воины приходят на поле боя для того, чтобы мирно сдаться противнику. Метафора отличная, и получилась, кажется, в некоторой степени случайно: часть смыслов не заложена авторами, а подсказана обстоятельствами. И все же интересно, что сказал бы Одиссей.

Ира, Катя (выпускницы МАРШ), Денис (конструктор) работают в собственном архитектурном бюро. Наташа выпускница британки, участвует второй раз. Ян из Воронежа, в этом году защитил диплом в университете.

Призрак державы
Название объекта: «Манометр»
Команда PAAND+Созоныч
Авторы: Директоренко Анастасия, Карманов Евгений, Павлова Полина, Павловская Екатерина, Пуренков Антон, Таслунов Александр


Здесь история начинается с того, что на территории Артплея, на площадке, которая примыкает к Нижней Сыромятнической улице примерно посередине ее длины, изначально, при реконструкции завода с креативный кластер, был запланирован фонтан. Но не реализован, а коммуникации остались – вода подведена, канавки для ее отвода тоже.
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Фонтан впрочем крайне нетрадиционный – мало того, что воду надо включать в специальном ящичке, так она еще и льется тонкими струйками вниз из пластиковых трубок, спрятанных довольно искусно под деревянными планками. Планки выпилены из многослойной фанеры и образуют объемный силуэт всплывающей подводной лодки – для меня удивительно, но они и впрямь могут всплывать вот так, задирая нос. Получается, что льющаяся вниз вода как будто стекает с корпуса лодки. Суть в том, что завод «Манометр» производил приборы, в том числе, для подводных лодок и фонтан – напоминание об том и о прошлом территории. А авторское описание проекта, пожалуй, заслуживает того, чтобы процитировать его полностью, этакая в нем звучит державная нота, удивительно даже, что лодка не бронзовая получилась, а контурно-призрачная:

«Современные художники, архитекторы и дизайнеры, создавая творческий беспредел на Artplay, не должны забывать про дух места завода «Манометр», некогда снабжающий подводные лодки своими приборами. Наш объект – это проникновение духа места. Он будет напоминать о светлом прошлом этого завода и о надёжном будущем нашей державы».

В работе объединились две группы, обе участвуют в фестивале третий раз: PAAND из Петербурга, Созонычи из Петербурга и Вологды. Все участники работают в собственных архитектурных бюро. 

Не-колокол
Название объекта: Звонница
Команда: Алло, да
Авторы: Арсеньев Василий, Ковалева Мария, Михайлова Елизавета, Немцев Борис, Силина Римма, Островерхова Анастасия, Четина Арина


«Звонница», расположившаяся примерно в геометрическом центре территории на верхней площадке металлической лестницы напротив Малого зала, где участники строили свои объекты, тоже – контекстуальное проникновение и память о заводе. Авторы нашли висевший на проходной заводский звонок, последний из сохранившихся здесь, отчистили его от ржавчины, и превратили, по их словам, в музыкальный инструмент. Звонок работает от электричества, а по форме напоминает очень длинный колокольчик, а еще больше свернутый зонтик. Николай Белоусов, между тем, тщательно акцентирует – это звонница от слова «звонок», а не колокольня от слова «колокол».
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: предоставлена Древолюцией
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Авторы обещают приходить на Артплей дважды в год и давать звонок, «в память о той поре и о людях, живших совсем иначе», – в день начала индустриализции и ее завершения, причем в последнем случае имеются в виду события 1991 года.

Основная часть команды – студенты второго и третьего курсов петербургской Академии художеств. Арина Четина из Воронежа. 

Утраченный архив
Название объекта: Архив
Команда: Ждём Антона
Авторы: Балахнов Олег, Верещагина Юлия, Елизарова Анастасия, Искусов Никита, Мустейкис Александра, Николаенков Антон, Щетинин Арсений


Третий проект, посвященный проникновению в контекст истории «Манометра», помещен в тупиковом торце металлического моста, который совсем недавно еще осмысляли школьники из МАРШа. Высокое решетчатое сооружение из дерева, покрытого темной морилкой, стилистически немного напоминает работы группы «Дети Иофана» из-за вертикализма элементов и целого. В нижних ячейках планируется поместить прозрачные пластиковые коробки с набором некрупных элементов, напоминающих об истории завода, – так, чтобы ящики можно было выдвигать, но не вынимать, и рассматривать содержимое. Увы, необходимо признаться, что в момент показа существовала только объемная рама, наполнения еще не было, но авторы клятвенно обещали, что скоро появится. Экспозиция подготовлена при поддержке музея «Басмания».
  • zooming
    1 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Надо признать, что сама по себе идея архивирования истории очень привлекательная и, я бы сказала, беспроигрышная – все любят рассматривать артефакты прошлого, вещи и другой жизни. Но то, что построила команда, никоим образом, конечно, не архив – скорее это филиал краеведческого музея, музей на выезде, стремящийся привлечь внимание мимоидущих. И едущих: сооружение поставлено в виду поездов, проезжающих по насыпи, и будет неплохо видно пассажирам из окон. Архиву же оно в основном противоположно: архив хранит в основном бумагу, и – в, насколько это исторически получилось, полном объеме; в архиве никак не может быть открытой крыши и дыр. Хотя если воспринять сооружение опять же как метафору – иными словами, навязать ему смысл, не озвученный или не вполне озвученный авторами в пояснении, то получится скорее исчезновение архива или демонстрация его хрупкости – так же как и хрупкости почти утраченного прошлого завода. Тогда понятно, почему стены состоят из дыр, и потолка нету. Это исчезающий архив, почти исчезнувший, намокший под дождем. Тут вспоминается судьба архива Костромской области, сначала сгоревшего, потом затопленного при тушении. Обратим внимание на то, что решетка стен черноватая, как будто подобгоревшая, так что, вероятно, все сходится – это след от архива. Но тогда может и ящики не добавлять?

Команда из Петербурга, все работают в разных бюро. Юлия Верещагина – студентка из Воронежа.
 
Укол в заповедную зону
Название объекта: Меж
Команда: Река Вологда
Авторы: Богданова Алина, Гагин Николай, Горшкова Софья, Давыдов Андрей, Павлова Ирина, Халидуллина Алина


Если три предыдущих объекта интерпретируют тему проникновения через заводской контекст, напоминая творческому кластеру о его прошлом, а самый первый из описанных посвящен скорее не-проникновению, его заведомой невозможности при всем желании, то объект «Меж» раскрыл тему наиболее прямо и полно. Авторы отыскали в кластере условно нетронутое пространство среди сиреневых кустов, заявили о его неприкосновенности и демонстративно прокололи его своим объектом, похожим на сужающийся коридор из деревянных планок. Ходить по помосту не рекомендуется – можно споткнуться, он для прогулок не предназначен, только для созерцания полосатой перспективы. Планки отчасти покрашены градиентом в переливчато-серый цвет, стремясь слиться с пасмурным небом, что довольно перламутрово.
  • zooming
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Участники команды – в основном из Тюмени, один из Петербурга, еще один из Вологды (Ирина Павлова), так что авторы, из солидарности против бетонирования набережной Вологды, назвали свое объединение «Река Вологда». 

Не-скамейка
Название объекта: Парковка для людей «Стояк»
Команда: Степь
Авторы: Жупилова Полина, Лернер Илья, Павленко Яна, Сидоровичев Максим, Чеботарев Дмитрий


Объект с провокационным названием совершенно никуда не проникает, а тихо стоит себе под железным мостиком, на котором вверху архив. Зато на центральной улице посередине, совсем рядом с «заповедным» углом с сиренью. Будем считать, что тему он развивает, потому что уже проник и утвердился, предложив, в отличие от всех остальных, простую практическую пользу. Стоячая скамейка предназначена для смены позы сотрудников офисов, которые все время сидят. И напоминает популярные теперь у проектировщиков московского метро «прислонейки», также как и детские качели – были такие в давнее время, сооружения из металлической дуги и двух скамеек. Эта, впрочем, не качается, а стоит. Авторы – студенты второго курса СГТУ из Саратова.
  • zooming
    1 / 4
    Ольга Старкова, Николай Белоусов. Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Стояк». Древолюция 2019, пространство Арт Плей
    Фотография: Архи.ру

Несложно заметить, что проникать в Арт Плей участникам с их объектами было непросто. Место настолько освоенное, что скорее пестрое, там что ни шаг, то творческое высказывание, граффити, павильон, причем некоторые из них хорошо известны в узких кругах, мы теперь наблюдаем, как они стареют (не очень хорошо). На таком фоне сложно быть заметным и сложно продвинуть свое высказывание, а затеряться – легко. Неудивительно, что «Архив», стоячая скамейка и «Меж» выбрали тактику маскировки: один прикидывается частью железного моста, другая делает вид, что всегда тут стояла, третий появляется перед зрителем, пожелавшим подняться по лестнице, довольно внезапно из кустов. Хорошо заметен, в общем-то, только таран, даже фонтан надо поискать.

Сложно сказать, но возможно реакцией на художественную насыщенность контекста стала и частица «не», присутствующая во всех объектах. Конь – не конь, таран – не таран, скамейка не скамейка, архив не архив, фонтан тоже не совсем фонтан, звонница не звонница, а звонок; и, как мы помним, не колокольня. Часть отрицаний «прошита» в объектах, часть, кажется, возникает спонтанно, часть навязывает куратор, рассказывая о замысле. Нормальное явление, в истории искусства ему лет сто уже, вспоминаем трубку-не-трубку Магритта, писуар, который фонтан, Дюшана, и на закуску «тумты из не-козы» из Макса Фрая. Кстати после упоминания Дюшана пришло в голову, а так ли уж державна фанерная подлодка?

Объекты Древолюции как правило разнообразны, интересны, романтичны. Иногда они маленькие, иногда соревнуются с лендартом, часто содержат критическое высказывание, еще чаще – поэтическое. Отрицание тоже было, вспомним к примеру туалет – не туалет из Суханова или там же рояль, к которому было сложно подойти. Но оно всегда чем-то уравновешивалось, каким-то проблеском надежды в печали погибших деревень или красотой гипотетического полета, как в Чухломе в прошлом году. А тут как будто стало главной, щемящей, темой. Как знать, возможно, это реакция фестиваля, привычного к полям и паркам, на московский контекст.
 

09 Августа 2019

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
В теме окна
Идеи восьми команд, отобранных для фестиваля «Древолюция», с комментариями жюри. Победители будут работать над новыми проектами в конце июля, на сей раз в Арт Плее на Сыромятнической.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.