Зачем нам Лондон

В марте Национальное агентство устойчивого развития организовало поездку в Лондон. В группе были специалисты, интересующиеся самыми разными аспектами развития городов. Мы собрали несколько мнений для того, чтобы показать, насколько может быть полезна подпитка актуальными идеями для российской практики. Всем участникам был задан один вопрос: что вы считаете главным впечатлением от поездки в Лондон?

mainImg
Артак Макарян,
директор по развитию бизнеса и инвестиций, «Жилищное строительство», Москва
zooming
Артак Макарян

– Я бы отметил два пункта, и первый из них – партнерство. Как мы увидели, застройщикам в Лондоне удается сделать многое и сразу, при этом, скорее всего, не инвестируя слишком много собственных средств. За счет привлечения инвестиций и финансирования на самых разных стадиях проекта – от партнеров, от конечных обладателей недвижимости, – умудряются реализовывать огромные затеи на сотни миллионов фунтов стерлингов в сравнительно короткие сроки!
И второе, что хотелось бы отметить, это маркетинг и брендинг территорий. Каждый из нас заметил, как брендированы объекты, и на каком высоком профессиональном уровне. Нетрудно догадаться, что сами же профессионалы давали якобы народные названия зданиям типа «Терка», «Огурец» или «Осколок» – все это, скорее, часть общей маркетинговой концепции по продвижению проекта. Вот этого нам очень не хватает, поскольку брендинг территорий – тема новая в России, мало кто умеет это делать, некоторые путают обычную рекламу с брендингом, но это разные вещи, Нет специалистов того уровня, чтобы привлечь достаточного внимания к комплексным проектам на самих ранних стадиях его развития. У нас девелопер один выкручивается, как может, и, к сожалению, часто за счет экономии на качестве. Нет той синергии, того импульса, что один партнер может дать другому, ведь если это интересно горожанам, то интересно ритейлерам, если интересно ритейлерам, то немедленно появляются инвесторы, а как появляются профессиональные и институциональные инвесторы, все заиграет другими красками!
zooming
«Терка» – 52-этажный небоскреб (арх. Ричард Роджерс). Его форму автор объяснил желанием сохранить обзор на Собор Святого Павла со стороны Флит-стрит. Фото Марины Игнатушко
zooming
Вид на «Терку» со стороны Корнхилл стрит Фото Марины Игнатушко

Тут работает так называемая win-win концепция, где все участники выигрывают от того что идут вместе, плечом к плечу, делая общее дело, поднимая имидж территории.
zooming
Знаменитое здание мэрии («Нарезанный лимон» или «Нарезанное яйцо») Нормана Фостера – изнутри, на уровне холла. Фото Марины Игнатушко
zooming
Первая постройка Ренцо Пьяно в Лондоне – многофункциональный комплекс Central Saint Giles. Фото Марины Игнатушко

Большим участкам, большим застройкам в России, конечно же, нужны подобные подходы, маркетинговые технологии, чтобы привлекать разных участников проекта из разных секторов, включая властей, горожан, банкиров, инвесторов, инженеров. В этой сфере нам есть, чему учиться.

Александр Енин,
декан архитектурного факультета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронеж
zooming
Александр Енин

– Лондон для образовательных целей – (преподавателей и студентов, а также повышения квалификации архитекторов-практиков) – это такая бесконечная книга, которую нужно постоянно перечитывать. Сам подход к формированию любых пространств – на уровне города Лондона, квартала – и любого другого жилого образования – носит совершенно другой характер. Главным мотиватором является население или человек. Решающими должны быть «человеческие», а не технические и технико-экономические критерии оптимальности. В этом отношении качество комфортной среды совершенно отличается от нашей практики. В историческом центре, новых районах, в районах реконструкции усилия властей, девелопмента и архитекторов направлены на создание комфортной городской среды. Нам, в некоторой степени, нужно это учитывать.
– Но разве у нас все делается не для комфорта горожан?
– В Англии, как показывает практика, подход системный. Проектируют по-другому. Да и сам процесс, роль архитектора отличаются от российской практики. Архитектор, начиная с идеи, и до её реализации, участвует во всем процессе. Присутствие архитектора сразу заметно. Так, район реконструкции бывшей промзоны вблизи вокзала Кингс-Кросс может служить иллюстрацией такого подхода. Кингс-Кросс относился, скорее, к категории трущоб, имел не самую лучшую репутацию, хотя находится в самом центре Лондона. Сейчас мы видим там молодых людей с папками и мольбертами подмышкой, поскольку именно сюда – в бывшие привокзальные складские помещения – переехал Лондонский университет искусств и престижный колледж Сент-Мартинс, готовящий дизайнеров. Университет находится в отреставрированном зернохранилище! Всего в этот район переехали 6 колледжей искусств – и они очень хорошо вписались в атмосферу истории, творчества и развития. Здесь модернизируют, реставрируют старинные дома, строят новое жилье, сохранили, несмотря на большие расходы на предварительную подготовку, старые газгольдеры на их историческом месте (подобный опыт есть у Вены). Газгольдеры выполнены из чугуна, и в конструктивном, инженерном аспекте – совершенно уникальные сооружения. Они использовались во многих английских фильмах, и English Heritage – организация по охране памятников культуры – предложила хотя бы несколько газгольдеров сохранить. Застройщики с этим предложением согласились. Внутри одного разбит парк, а внутри «тройки» – жилой комплекс из трех домов разной высоты, напоминающий движение газа в цилиндрах.
zooming
Новая застройка района Кингс-Кросс. Фото Александра Енина
zooming
Фрагмент набережной с амфитеатром. Район Кингс-Кросс. Фото Марины Игнатушко
zooming
Кингс-Кросс: общественное пространства между офисных зданий. Фото Марины Игнатушко

На своем прежнем месте сохранилось здание Немецкой гимнастической школы. Этот чуточку напоминающий кирху дом стоит прямо напротив выхода из международного терминала Сент-Панкрас. Соседство разностилевой архитектуры совершенно не «колет» глаз. Как говорит известный французский архитектор Поль Шеметов, проблема сочетания старого и нового – это проблема хорошей архитектуры.
…Мы шли по строящемуся району, и увидели огороженный садик, где растут овощи, фрукты, деревья. Он принадлежит жителям из старого жилого фонда. Такие соседские сады-огороды популярны в Европе, помогают сформировать ряд индивидуальных общественных пространств, имеющих свою специфику. Авторы идеи хотели, чтобы жители понимали, что происходит, и чувствовали, что это принадлежит и им тоже.

Тимур Кадыров,
заместитель главного архитектора Казани
zooming
Тимур Кадыров у входа в транспортный отдел лондонской мэрии

– В Казани мы занялись темой внедрения энергоэффективности в проектирование и строительство, потому поездка за примерами показалась очень удачной. Я был первый раз в Лондоне. Первое, что бросилось в глаза: микс всего – разной архитектуры, подходов, технологий, времяпрепровождения.
Мои знакомые по учебе в Милане, работающие сейчас в Лондоне, посоветовали обязательно посмотреть район Шордич. Как было сказано, это новое место силы, новый городской центр, то, что является up-to-date. Действительно, в Шордиче наглядно представлены изменения под воздействием джентрификации. Был деградирующий район с не очень хорошей архитектурой, в нем создали условия для креативного класса, в первую очередь – для уличных художников, интерес к ним притянул сервис, появились и другие люди, добавили свои аспекты креативности. Место стало необычным. Со своим лицом. Но потом начинается известный процесс: повышается стоимость жилья, на смену андеграундным и хипстерским вещам приходит чистая коммерция, поскольку там уже сложился поток – понятно, кто финальный пользователь, что можешь продавать. В социальном плане джентрификация – негативный процесс: небогатые люди вынуждены уезжать с привычных мест. С точки зрения развития городской территории и городской экономики, это явление позитивное: среда улучшается, идет приток туристов и новых инвестиций. В Шордиче на нескольких квадратных километрах можно проследить эту цепь от начала до апофеоза.
zooming
Район Шордич. Фото Марины Игнатушко

Сначала думаешь, что попал в полуразрушенный пригород, но интуитивно выбираешь направление, видишь, куда движутся люди, поворачиваешь за угол и обнаруживаешь в перспективе – небоскребы, с деградирующим районом соседствуют офисы, например, Европейского банка реконструкции и развития… Общественные пространства, которые формируются в Шордиче, нельзя назвать инновационными: они подчинены общей логике, которую мы уже давно прочитываем в Дефансе и других подобных районах, но остается атмосфера этого места, и масса работ стрит-арта, делающих Шордич неповторимым.
Что касается моей непосредственной темы, Лондон дает массу информации о работе транспортных систем. Город – с огромной маятниковой миграцией. При этом, мы помним, что первое в мире метро открылось в Лондоне, и удивительно, как город умеет поддерживать исторические линии, старые тоннели – маленькие по современным меркам. В центре ощущается разница в размере платформ, переходов, но очень качественная навигация и принципы грамотного wayfinding искупают многие неудобства. Лондонское метро интегрировано с пригородными электричками (как в Париже, Милане, Берлине), есть скоростные линии, новые виды метро – без водителей.
zooming
Одна из станций старой ветки метро. Фото Марины Игнатушко
zooming
Одна из станций старой ветки метро. Фото Марины Игнатушко
zooming
Переход к станции Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
Сад на станции Crossrail «Кэнери-Уорф» Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко

Очень интересный проект – Crossrail – пригородная электричка, которая будет проходить сквозь весь Лондон, иметь несколько станций пересадок в метро и на железнодорожных вокзалах, позволит людям с периферии не загружать конечные вокзалы (как это было когда-то в Москве), рассредоточить потоки на узловых станциях метро в самом центре города. Проект интересен еще своим дизайном, например, станция «Кэнери-Уорф», спроектированная сэром Норманом Фостером, имеет футуристический дизайн с очень уютным ботаническим садом на верхнем уровне под открытым небом.

Александр Лазаренко,
компания Solomio, Ростов-на-Дону
zooming
Александр Лазаренко и Барбара Джонс на выставке Ecobuild

– Лондон – форпост глобализации (и экологических трендов), и я здесь получил огромную энергетическую подпитку. С архитектурой города был знаком по публикациям, но живьем она произвела еще большее впечатление – особенно скверы Лондона, которые, по сути, являются островами деревни, «забытыми» в городе. Они очень органично сохранены и вписаны в архитектурные городские массивы любых периодов.
zooming
К Олимпиаде-2012 в Лондоне разбили аутентичный парк – болотный – с соответствующим ландшафтом и наполнением. Фото Марины Игнатушко
zooming
Прополка водных растений в болотном парке. Фото Марины Игнатушко

Что же касается новейших инновационных материалов – по этому поводу я испытал смешанные чувства. Не нашел вдохновенья, но увидел рынок. На выставке Ecobuild 2017 было два стенда с продукцией литовского производства: соломенные панели компании Ecococon. Большой удачей считаю личное знакомство с Барбарой Джонс (Barbara Jones), автором множества исследований и книг по строительству из органического сырья: на нее произвела впечатление презентация нашего предприятия и продукции. В Великобритании большое внимание уделяется созданию и внедрению строительных систем, ограждающих конструкций с высоким коэффициентом сопротивления температурному воздействию, при этом здесь тщательно учитывают экологические представления о материалах, их воздействие на человека. По этим критериям продукция нашего ростовского предприятия более чем конкурентоспособна. Энергоэффективные конструкции и системы существуют, но в силу своего консерватизма, российский и европейский строительный рынок на них реагирует очень вяло: стараются использовать промышленные образцы, в то время как сырье для производства безопасных биопозитивных материалов просто и доступно. Мой вывод: я – на правильном пути, европейский, мировой опыт экологического энергоэффективного строительства в скором времени будет актуален и в России.

Евгений Щербаков,
архитектор, Москва
zooming
Евгений Щербаков на фоне башни 30 St Mary Axe Нормана Фостера

– В Лондоне неизбежно испытываешь культурный шок: Олимпийский парк, старый и новый Сити, «Кристалл», переправа на фуникулере в новый шикарный район, объекты редевелопмента, стрит-арт, выставка экологического строительства... Хорошо, что команда участников поездки была подобрана так, что у нас была прекрасная возможность всесторонне обсудить увиденное и покритиковать его. На экскурсии в Инновационный парк BRE мы видели индивидуальные дома-победители британского конкурса разных лет (лучшими становятся те, за кого проголосует несколько десятков тысяч жителей Альбиона): во всех сделан акцент на решение проблемы энергопотребления – за счет разных приемов и проектных решений.
zooming
Цоколь башни 30 St Mary Axe Нормана Фостера. Фото Марины Игнатушко
zooming
В инновационном парке BRE. Фото Евгения Щербакова

У нас было не запланированное заранее, а обговоренное уже в Лондоне посещение архитектурной мастерской Дэвида Родена (DRA David Rodden Architects). Мне удалось поработать совместно с Дэвидом над концепцией проекта торгового комплекса Bullbridge в городе Жуковский. У британского архитектора уже было в портфолио несколько российских проектов, в том числе реализованный проект бизнеспарка NEOpolis в Новой Москве. И мне хотелось познакомить нашу делегацию с Дэвидом, показать стиль его работы и взгляды на развитие города. Меня потрясает графика его поисковых эскизов, методичность и точность, присутствующие на самых ранних стадиях проекта.

Марина Игнатушко,
журналист, архитектурный критик, председатель правления общественной организации «Открытая Стрелка», Нижний Новгород
zooming
Марина Игнатушко

– В Европе восхищает тактичность рекламы, качество городской среды и навигации, а, главное, ценности, которые города предъявляют как основополагающие. Вы сразу – на улицах, в транспорте – узнаете о всех важнейших выставках и спектаклях. Музеи – заполнены посетителями в любой день и час. Специально ездила смотреть район Докландс, который активно развивается с 1990-х, и готов подпитывать интерес еще не один год. В старом здании порта, где разгружали сахар, создан музей порта и района – современный и живой. На набережной стоит кран – уже декоративный – знак этого места. К слову, на противоположном берегу, где работает выставочный центр ExCeL London (по проекту Гримшо), декоративные краны выровнялись в целые шеренги, а перед выставочным порталом установлен памятник портовым рабочим. В Докландсе увидела и первый памятник Майклу фон Клемму – человеку, повлиявшему на концепцию развития этого нового финансового центра Лондона, потом уже на Сент-Панкрас – памятник поэту Джону Бетжемену, организовавшему кампанию в защиту старинного здания вокзала и в целом много сделавшему для сохранения викторианской архитектуры во 2-й половине XX века, когда ее памятники часто оказывались под угрозой сноса.
zooming
Докландс, среда. Фото Марины Игнатушко
zooming
Здание бывших складов – самое старое в районе. Сейчас в нем располагается музей, отель, магазины, рестораны и клубы. Фото Марины Игнатушко
zooming
Докландс – очень зелёный район: такого количества зеленого стекла больше в Лондоне нет нигде. Фото Марины Игнатушко

 

28 Марта 2017

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.