Архитектор об архитектуре и о самом себе

Издательство Strelka Press выпустило русский перевод хрестоматийного труда Альдо Росси «Архитектура города», дополненный его же «Научной автобиографией». Об их относительной актуальности – Анна Вяземцева.

mainImg


Почти через пятьдесят лет после первого издания «Архитектуры города» (Architettura della città) в Италии, этот основополагающий труд архитектора Альдо Росси (1931–1997) вышел на русском языке. Дополняет его «Научная автобиография», впервые изданная в 1990-м, а в русском переводе снабженная предисловием дочери Росси – президента фонда его имени.

«Архитектура города» дает авторский взгляд на историю мирового градостроительства, рассматривая город как совокупность разновременных строений, а архитектуру – не как оформление городского пространства, а как «конструкцию», или проще – постройку. Книга интерпретирует город в его временном развитии как особый феномен взаимодействия различных социальных, экономических, законодательных и политических факторов. Дискурс разворачивается вокруг понятия fatti urbani, ставшим в русском переводе «фактами городской среды». В подходе Росси можно увидеть влияние марксизма, американской школы социальной экологии, семиотики и прочих новых гуманитарных наук, чей расцвет пришелся на послевоенные годы. Эта работа стала одним из первых голосов в полемике с модернистским градостроительством за возвращение к традиционной структуре города с улицами и площадями.

 
zooming
Альдо Росси. Фото из русского издания «Архитектура города». Фотограф Альдо Балло, 1976
zooming



«Архитектура города» – хрестоматийный текст теории архитектуры ХХ века, написанный одним из идеологов постмодернизма и возврата к «традиционному» пониманию архитектуры Альдо Росси. Такие его постройки, как кладбище Сан-Катальдо в Модене (1971–78) и «Театр Мира» для Венецианской биеннале 1980 года, давно вошли в пантеон образов современной архитектуры и отмечены во всех ее «историях». С момента выхода в свет «Архитектуры города» в 1966, эта книга была переведена на множество языков и вошла в учебники по истории архитектуры и градостроительства. В 2011 году, к 45-летнему юбилею ее первого издания, знаменитый IUAV – Институт архитектуры и градостроительства Венецианского университета – провел специальную конференцию и выставку. Русский перевод ее фрагмента, выполненный искусствоведом Ольгой Назаровой, появился тогда же, в 2011-м, на страницах журнала ПРОЕКТ international по инициативе Анны Броновицкой и профессора миланского Политекнико Алессандро Де Маджистриса, с комментарием последнего.

Перевод 2015 года комментарием не сопровожден, но снабжен всеми авторскими предисловиями из первого американского издания, так что современному отечественному читателю оказываются подробно разъяснены обстоятельства публикации текста в США в начале 1980-х годов, в то время как о причинах его появления сегодня в издательстве престижного института «Стрелка» читатель должен размышлять самостоятельно.

В последние два десятилетия в России вышло множество переводов важнейших трудов по теории искусства и архитектуры. Это «Семь светочей архитектуры» и «Камни Венеции» Джона Рескина, «Ренессанс и барокко» Генриха Вельфлина, «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» Эрвина Панофского и многие другие знаковые произведения. Все они были снабжены комментариями и предисловием современных специалистов, помогающими понять ценность уже ставшего историческим текста. «Архитектура города», написанная всего шесть лет спустя «Ренессанса и «ренессансов», вполне соответствует формату этих произведений, не только повлиявших на искусствознание и архитектуроведение, но и изменивших само восприятие художественного и архитектурного наследия.

Удивительно, почему книга Росси, «памятник» архитектурной теории, не вышла на русском языке значительно раньше. В советское время было переведено немало основополагающих текстов зарубежных архитекторов ХХ века, от Ле Корбюзье до Чарльза Дженкса, причем многие книги выходили на русском вскоре после их первой публикации, как, например, «Строить правильно» Пьера Луиджи Нерви (оригинальное издание – 1955 год, советское издание – 1957 год).

В момент первой публикации «Архитектуры города», да и на протяжении всей 2-й половины ХХ века были сильны культурные связи с Италией, в СССР работали итальянские инженеры, строились итальянские заводы, среди которых – FIAT-ВАЗ, советские архитекторы выставлялись на Миланской триеннале (1968), в Москве проходили выставки Ренато Гуттузо и Джакомо Манцу, а в кинотеатрах шли итальянские фильмы – от шедевров неореализма до легких комедий с полюбившимися советской публике актерами. Сам Альдо Росси, как и многие его коллеги тех лет, питал к Советскому Союзу неподдельный интерес. Он даже посетил Москву в 1954 в составе группы молодых коммунистов в качестве представителя журнала Casabella-Continuità (его редакцию тогда возглавлял Эрнесто Натан Роджерс, один из архитекторов группы BBPR, автор знаменитого лозунга «От ложки к городу»). По возвращении домой юный Росси написал для Casabella восторженное эссе о сталинских высотках, которое, конечно, никто не опубликовал, но вовсе не из-за нелюбви к СССР, как можно подумать, а наоборот. Авангардные итальянские архитектурные журналы еще во времена фашизма резко критиковали сталинский историзм. В послевоенное же время, когда единственной альтернативой фашизму представлялся коммунизм, а единственной надеждой на долгожданную социальную справедливость – архитектура модернизма, передовой журнал не мог иллюстрировать статью о Советском Союзе – «земном рае» – фотографиями таких эклектических «монстров». Таким образом, Росси уже тогда оказался «белой вороной» среди своих современников-соотечественников – Манфредо Тафури, Витторио Греготти, Витторио Де Фео, Карло Аймонино, Джанкарло Ди Карло, которые изучали, анализировали и издавали наследие советского конструктивизма, эксперименты группы НЭР и других градостроителей и архитекторов послевоенного модернизма. Симпатии к «сталинскому» наследию Росси сохранил на всю жизнь: открыто о них не говорил, но иногда делился ими со своими сотрудниками.

Популярность «Архитектуры города» за рубежом намного превосходит труды итальянских коллег Росси, которые так или иначе развивали темы, обсуждаемые в его книге. О необходимости рассматривать территорию как единый проект писал Греготти, об архитектуре в системе капитализма рассуждал Тафури, а «наивный функционализм» критиковала едва ли не хором вся римская школа от Моретти до молодого Портогези, включая и модерниста Марио Фьорентино, автора знаменитого жилого комплекса Корвьяле, который уверял, что вдохновлялся при его проектировании отнюдь не «жилой единицей» Ле Корбюзье, а характерным для исторического Рима совмещением жилья и сферы обслуживания в одной постройке.

Альдо Росси принадлежал к специфическому поколению, «подвешенному» между поколением архитекторов, работавших «на режим», и следующим – революционно настроенным «поколением '68» (режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини писал о его участниках: «У вас лица папенькиных сынков. Ненавижу вас так же, как и ваших отцов» («Итальянскую Коммунистическую Партию – молодым», 1968, перевод цитаты мой), к которому принадлежат большинство сегодняшних итальянских архитектурных мэтров.

Росси и его современникам предстояло развить и реабилитировать многие темы, поднятые во время бурного развития городов при фашизме, среди которых была и тема исторического города. Понятия «среды», бережной реконструкции и градостроительного анализа исторической застройки разрабатывались в Италии внутри полемики о реконструкции городов, которой активно занимался фашистский режим; среди главных героев тех межвоенных лет были и архитекторы-авангардисты, как, например, Джузеппе Терраньи с проектом реконструкции Комо и Луджи Пиччинато – с градостроительным исследованием Рима. После войны тема исторического города открылась с новой стороны: архитекторы столкнулись с проблемой восстановления разрушенных Неаполя, Падуя, Фраскати… Эти и многие другие итальянские художественные центры сильно пострадали от бомбардировок, причем в некоторых из них до сих пор можно найти пустыри и обрушенные стены, как, например, в Палермо. Собственно, все миланские архитекторы 2-й половины ХХ века сформировались как мастера на реконструкции своего разрушенного в 1943 города, как это прекрасно показал Чино Дзукки на последней Венецианской биеннале. Росси вырос в этой атмосфере (о чем он напоминает в «Архитектуре города»), и его труд наследовал сложному и острому интеллектуальному климату Италии периода экономического «бума».

«Архитектура города» вышла в один год с работой Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» и имела с ней много общих тем. Ее англоязычное издание появилось в США в 1982, в самый расцвет архитектуры постмодернизма, и стало важной вехой в росте международной славы Росси. На следующий год он был назначен Паоло Портогези куратором архитектурного раздела Венецианской биеннале, а в 1990 стал первым итальянским лауреатом Притцкеровской премии.

Публикация «Архитектуры города» на русском языке происходит в момент растущего интереса к послевоенному модернизму, с одной стороны, а с другой – во время дискуссий о регенерации городской среды и квартальной застройке, когда подражающие старым итальянским городам новые жилые районы вызывают восторженные отзывы, и поднимается волна некритического интереса к «сталинскому наследию».

Стоит надеяться, что книга не будет воспринята как «свежее» слово в критике функционализма – уже хотя бы потому, что и Росси, и критикуемый им функционализм уже давно стоят на полках истории, и степень их актуальности все более приближается к актуальности трудов Палладио и Витрувия.

Отдельно хотелось бы отметить работу переводчика Анастасии Голубцовой, которой пришлось работать с невероятно сложным текстом – уже по причине того, что многих терминов, естественных для итальянского градостроительного дискурса, на русском языке не существует. К примеру, ключевое понятие книги – fatti urbani, в английской версии превратившееся в urban artefacts, стало в русском издании «фактами городской среды». Хотя русский эквивалент – «факт» и не передает семантики итальянского понятия fatto (отглагольного существительного от fare – делать), но он достаточно близок к идее, которую вкладывал в это словосочетание Росси. Возможно, однако, при переводе не всегда следовало быть верным фразеологии Росси. Например, неясности смысла словосочетания «индивидуальный элемент архитектурного факта» (с. 40), с которым взаимодействуют «архитектурные типы», можно было бы избежать, если бы перевод стремился не к формальной близости терминологии, принятой в книге, а к тому, чтобы адекватно передать ее смысл, например – «индивидуальный характер сооружения/постройки».

Спорным кажется и перевод urbanistica термином «урбанистика», который в русском языке означает скорее администрирование города, чем непосредственно «градостроительство», связанное, прежде всего, с работой архитектора. И именно ввиду лексической специфики труда Росси и высокой семантической емкости его терминов хотелось бы видеть к нему комментарий о «трудностях перевода» – относительно используемой в нем терминологии, которого, увы, нет.

 
zooming



«Научная автобиография» дополняет публикацию «Архитектуры города». Название Росси заимствовал у «Научной автобиографии» Макса Планка (1946), немецкого физика и философа, имя которого носит крупнейшее объединение научных институтов Германии. В этой книге архитектор описывает свой творческий путь, свой взгляд на архитектуру, иллюстрируя его многочисленными историческими параллелями, а также раскрывает предложенное им самим утверждение: «Архитектура – это один из найденных человечеством способов выживания; это способ выразить свое неизбывное стремление к счастью».

Издательство Strelka Press объяснило отсутствие современного научного комментария к обеим книгам пожеланием наследников. Значимость этих текстов для современной архитектуры, а также изобилие в них имен, многие из которых не столь знакомы читателю сегодня, как 50 лет назад (например, Пьер Лаведан и Марсель Поэт – одни из основателей «истории города»), делают отсутствие такого комментария довольно ощутимым. Остается только догадываться, чем предисловие компетентного исследователя, поясняющего обстоятельства появления книги, ее важность для издательства института «Стрелка», для русскоязычных архитекторов, историков, критиков архитектуры и для современных российских читателей в целом, могло повредить этим значительным произведениям архитектурной мысли.

Стоит надеяться, что публикация станет поводом для появления такого научного анализа этих работ на русском языке, в контексте современной российской градостроительной проблематики.

Автор статьи – историк архитектуры, кандидат искусствоведения, PhD, преподаватель истории архитектуры ХХ века в Римском университете Тор Вергата.

Росси А.
Архитектура города / Пер. с ит. Анастасии Голубцовой
М.: Strelka Press, 2015 – 264 с.
ISBN 978-5-906264-21-3

Росси А.
Научная автобиография / Пер. с ит. Анастасии Голубцовой
М.: Strelka Press, 2015 – 176 с.
ISBN 978-5-906264-20-6

11 Января 2016

Похожие статьи
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.