English version

Александр Попов и Дмитрий Васильев: «Эпоха «дискомфорткласса» закончилась. Пришло время изменить наши города»

Основатели киевского бюро «АРХИМАТИКА» пытаются менять жилую среду городов на постсоветском пространстве с помощью недорогих, но ярких, атмосферных и очень позитивных объектов. Они рассказали Архи.ру о своих поисках реальной альтернативы унылому наследию спальных микрорайонов.

Анна Старостина

Беседовала:
Анна Старостина

mainImg
0 Архи.ру:
– Вы давно работаете вместе?

Александр Попов:
Мы оба закончили Киевский Национальный Университет Строительства и Архитектуры (раньше он назывался Киевский Инженерно-строительный институт). Даже на одной кафедре учились – на кафедре архитектурной квалиметрии (методика количественной оценки качества, см. определение – прим.ред). Я выпускник 1999 года, Дмитрий – 2003. А уже в 2005 году мы организовали собственное бюро – «Архиматика». Наука квалиметрия научила нас оценивать объекты не только с эстетической и художественной точек зрения, но и анализировать количественные показатели. Этот подход мы активно реализуем на практике, так что спасибо преподавателям за хорошую школу.

– Трудно было молодым архитекторам зарекомендовать себя?

А.П.: Если считать трудностями «преодоление стен непонимания, недоверия и предрассудков», то пожалуй этого нам, к счастью, испытать не пришлось – конечно, мы очень много работали, иногда сутками, и не всегда все получалось с первого раза, но когда придумывали архитектурное решение, которое нам самим нравилось – почти всегда удавалось убедить в нём заказчика и городские власти. Мне кажется, ключом к нашему дальнейшему развитию послужил щедрый кредит доверия заказчиков, который мы тогда получили – когда у нас еще не было портфолио успешных реализаций, и единственным нашим активом были идеи и огромное желание их реализовать, нам просто поверили. Я бы хотел отдельно упомянуть среди наших заказчиков руководителя компании-застройщика «К.А.Н. Девелопмент», Игоря Никонова, который рискнул доверить молодой команде большой и ответственный объект – жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Проект действительно крупный: почти 500 000м2 на территории 13 гектаров + ланшафтный парк 4,3 га. Нам удалось убедить заказчика, что городу необходима свежая струя и что смелый, яркий проект будет, во-первых, востребован рынком и финансово успешен, а во-вторых, абсолютно реализуем. Собственно, в процессе работы над ним окончательно оформились основные жизненные принципы бюро «АРХИМАТИКА». Никаких откровений, все вполне очевидно: во главу угла ставится создание комфортной для человека среды.

Добиться этого помогают пять основных составляющих. Прежде всего это качественная, выразительная, сомасштабная человеку архитектура. Дом должен быть архитектурной проекцией «я» своего жителя, его презентацией, объектом, которым хочется гордится, показывать фотографии друзьям: «я живу в этом доме, который мне нравится, который отличается от других, и выражает то, что с чем я хочу себя идентифицировать, и назвать этот дом своим».

У меня есть немного шутливый, но серьёзный по сути тезис, что человек должен без труда найти окно своей квартиры на фасаде. Живя в стандартном спальном микрорайоне (построенном не по нашему проекту), я как-то попробовал выйти на улицу и помахать жене рукой. Я, конечно, смог вычислить расположение собственного окна на фасаде большого 25-этажного дома, но только благодаря архитектурному образованию, вспомнив компоновку этажей и оценив расположение балконов. На самом деле дать человеку возможность идентифицировать свой подъезд или даже дом не так сложно – это, собственно, и есть работа архитектора: «игры» с цветом, формой, текстурой, отделкой, пластикой фасада.
Александр Попов и Дмитрий Васильев © Архиматика
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве © Архиматика
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Генеральный план © Архиматика

Вторая обязательная составляющая комфорта – внутренний закрытый пешеходный благоустроенный зелёный двор. Типовая застройка микрорайонов, к сожалению, практически уничтожила это важнейшее явление. Нас буквально отучили от дворов. Сегодня микрорайонной застройке ищут альтернативу, причем наблюдаем мы этот процесс не только в Киеве, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в любом городе бывшего СССР: Минске, Львове, Новосибирске, Астане и т.д. Полу-частное пространство зелёного, пешеходного двора – обязательное удобство, которое человек должен приобретать вместе с квадратными метрами жилья. В комплексе «Паркове місто» мы, с одной стороны, для каждой жилой секции организовали пешеходный жилой двор с детскими площадками и местами отдыха, а с другой стороны – сервисный, проезжий двор, куда возможен доступ машин. И соответственно предусмотрели два входа в каждую жилую секцию – со стороны сервисного двора и пешеходного.

Среди безусловных достоинств жилого комплекса «Паркове місто» важно также упомянуть расположенный на территории ландшафтный парк «Кристерова Горка» с прекрасными каскадами озер. По согласованию с девелопером «КАН Девелопмент» и инвестором, компанией «UDP», он был приведён в порядок, благоустроен и открыт для посещений даже раньше первой очереди жилых корпусов. Такая «визитная карточка» позволила привлечь внимание людей и сохранить уровни продаж даже в условиях экономического кризиса 2009 года. Когда многие стройки останавливались, не получая рефинансирования от продажи квартир, мы продолжали работать и успешно продавали квартиры именно потому, то люди оценили совершенно новое качество организации среды.
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве. Ландшафтный парк «Кристерова Горка» © Архиматика

Следующий пункт нашего понимания комфорта – правильно организованные общественные пространства дома: вестибюли и межквартирные коридоры. Маршрут, по которому каждый житель дома проходит минимум два раза в день, должен проходить через дизайнерский интерьер, а не через тоскливо-утилитарный туннель с нагромождениями инженерных «вынужденностей», происходящих от нежелания архитекторов и инженеров подумать лишний раз над прокладкой коммуникаций. Проектировщики должны качественно делать свою работу, а будущие жители и гости домов должны испытывать позитивные эмоции по пути к квартире.

Причём у нас есть уверенность, что качественные красивые дизайнерские общественные пространства жилого дома это не роскошный атрибут премиум класса, а обязательная программа даже для эконом-класса – ведь чем скромнее и меньше квартира, чем человек меньше комфорта может позволить себе в собственной квартире, тем больше он нуждается в комфорте «совместного с соседями использования».

В-четвёртых, рациональными и комфортными должны быть планировки квартир. Каждый безумно дорогой квадратный метр квартиры обязан честно отработать свою стоимость, создавая комфорт. Образы жизни людей разные, их представления о комфорте разные, каждому соответствует свой «сценарий комфорта», и сколько этих «сценариев комфорта», столько архитекторы должны предложить точно соответствующих каждому «сценарию» вариантов планировок квартир.

Досадно и странно, что некоторые застройщики продолжают предлагать тысячами несколько устаревших планировочных типов квартир, это напоминает казённую униформу, которая создана как универсальная, одинаковая одежда для всех, и поэтому никому конкретно не подходит, и каждому по-своему неудобна. К счастью постсоветское общество одевается не в казённую униформу, насколько же наивно думать, что наши современники будут и дальше покупать несколько устаревших, неудобных и не соответствующих никакому из сегодняшних «сценариев комфорта», «униформенных» планировок квартир?

И наконец, пятая составляющая комфорта – все аспекты физического и химического комфорта: температура, влажность, акустика, использование «здоровых» строительных и отделочных материалов, не выделяющих вредных для человека «эфирных составляющих». Безусловно, дом эстетически совершенный, но в котором холодно зимой и жарко летом – это дискомфортный дом.

Дмитрий Васильев:
Для нас архитектура – прежде всего идея, образ, мечта, которую заказчик помогает нам реализовать. А для коммерческого заказчика – девелопера, создание объектов недвижимости – это бизнес, который должен быть обязательно рентабельным (в убыточный проект никто не вложит деньги и его не построят). Нам недостаточно отстоять нашу «архитектурную мечту» на бумаге (выложить на сайте), мы хотим её обязательно реализовать и, понимая диалектику работы девелопера, мы готовы помочь ему сделать проект максимально привлекательным, соответственно, максимально рентабельным. В результате никакого конфликта интересов не возникает, наоборот, возникает общая цель: сделать здорово! Если получится создать на участке новую, интересную, комфортную среду для обитания, то получится выгодно реализовать объект, и застройщику привлечь деньги для будущих масштабных проектов будет легче.

Радует, что всё больше девелоперов разделяют эту философию и делают в работе упор на востребованное будущими обитателями жилья качество, но увы далеко не все – буквально недавно руководитель одной из солидных компаний, для которой мы разрабатывали концепцию проекта, заявил: «Всё это, конечно, интересно, но вот у нас парк соседствует с площадкой и потому мы продадим все что угодно, а тратить силы и средства на красоту и комфорт просто не будем, это всё равно не увеличит нашу выручку». Однако «невидимая рука рынка» всё расставляет на свои места: другой застройщик, уже нацеленный на формирование качественной, привлекательной для покупателя архитектуры, увидев на нашем сайте архитектурную концепцию данной площадки, и узнав, по какой причине она не пошла в работу, начал вести переговоры о покупке участка.
Жилой комплекс «Паркове місто» в Киеве © Архиматика

– Такая позиция девелоперов распространена, но насколько ваши идеи действительно удорожают строительство?

А.П.: Увеличивается в основном цена проектирования, а она составляет всего 2-5% от себестоимости объектов недвижимости. В конечном счёте получается совсем немного. Но вот железобетон, кладочные материалы, инженерное оборудование, материалы на фасадах мы используем абсолютно те же, что и наши менее «творческие» конкуренты: просто другая, более творческая и качественная компоновка используемых всеми «ингридиентов»! Разнообразие цветов и фактур, пластические находки – все это как правило мало отражается на конечной стоимости проекта. Только работы у архитектора прибавляется. Особенно если учесть, что выдержать качество строительства можно, только буквально живя на стройке. Мы, к примеру, создали в бюро отдельную службу авторского надзора – постоянно присутствующих на стройках «контролеров реализации наших проектов». Такой подход обходится чуть дороже, но зато халтура исключена. На самом деле конкуренция естественным путем выдавливает с рынка «ленивые» компании и, по нашему мнению, дни панельных микрорайонов и других представителей «дискомфорт-класса» буквально сочтены. Застройщики «дискомфорткласса» уже вынуждены демпинговать, закрывая глаза покупателей на недостатки своих проектов низкой ценой, в результате рентабельность их проектов понижается, ещё меньше себестоимость – ещё ниже качество – ещё ниже цена продажи – ещё ниже рентабельность – ещё ниже качество… Круг замкнулся! Через несколько оборотов этого колеса застройщик закономерно оказывается перед банкротством. На некоторое время можно отложить развязку, экспонентно увеличивая объемы строительства, но это фактически переводит деятельность застройщика в разряд финансовых пирамид а-ля МММ, в которых деньги сегодняшних покупателей дофинансируют строительство квартир вчерашних покупателей, однако финал у всех финансовых пирамид одинаковый – неминуемое банкротство после остановки роста объемов реализации.

Д.В.: Вот какой аспект создания комфортной среды жилого комплекса действительно требует дополнительных вложений – это озеленение. Маленькие, метровые саженцы деревьев стоят в разы в дешевле, чем, скажем, трехметровые. Даже берёзе, самому быстрорастущему дереву нашей климатической зоны, нужно пять лет, чтобы вырасти до трёх метров: это значит, что человек покупает жилье, и вынужден пятилетку ждать оплаченный комфорт! Конечно, если бы не хватало денег, то пришлось бы подождать, но парадокс в том, что размер дополнительной статьи бюджета на качественное крупномерное озеленение участка находится на уровне статистической погрешности по отношению к бюджету строительства в целом. Следовательно, если даже буквально переложить допзатраты на большие деревья на покупателя, он просто не заметит. А вот зеленый двор – обязательно заметит.

Другой парадокс, что асфальтовая пустыня вместо двора ещё и дороже, чем зеленый двор – пирог асфальтового покрытия дороже, чем пирог травяного газона, или почвопокровных растений. Значит, оптимизируем автомобильные проезды, уменьшаем количество асфальта, увеличиваем зеленое покрытие, и на сэкономленные деньги сажаем большие деревья.

– На каком объекте вам удалось полностью реализовать все эти идеи?

Д.В.: Вместе с «К.А.Н. Девелопмент» удалось реализовать ещё один очень важный для нас проект – жилой комплекс «Комфорт Таун». Он расположен в спальном киевском левобережье. Когда мы посмотрели аэрофотосьемку, то увидели, что спальный район выглядит как огромное серое пятно. Возникло непреодолимое желание добавить в эту серость цвета. Площадь участка почти 30 гектаров, а общая площадь комплекса на 5470 квартир более 610 000м2, так что наша яркая цветная интервенция должна была получиться заметной. При этом на дворе был кризисный 2009 год: покупателя можно было заинтересовать только качественным продуктом, а позволить себе можно было лишь самые бюджетные материалы и технологии. Прагматично оценив ситуацию, мы выбрали цвет в качестве основного инструмента, добавили сбивчивый ритм оконных проемов, отказались от террас (их всё равно варварски застеклят и нарушат всю композицию) в пользу плоских фасадов и специально подготовленных под застекление лоджий. По предварительным расчетам получалось, что для финансового успеха проекта необходимо получить около 14 500м2 квартир с гектара (19 500 м2 общей надземной площади с 1 га). Выйти на нужные показатели позволяла плотная квартальная восьмиэтажная застройка. Кварталы из секций одинаковой высоты – скучно, поэтому второй после цвета прием – разновысотная застройка: некоторые секции опустили до шести, другие подняли до десяти, добавив высотные тринадцати и шестнадцатиэтажные акценты.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Генеральный план © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

И наконец, третий прием – скатные кровли. Именно они позволили создать выразительную, разнообразную архитектурную композицию. В качестве бонуса возникли мансардные одно и двухуровневые квартиры.

Сложившийся стереотип, что двухуровневые квартиры хуже продаются, был развенчан в первые же месяцы после открытия продаж: их раскупили первыми, потому что в них удалось создать классное, необычное, но при этом удобное пространство. Если двухуровневая квартира – это две части одноуровневой квартиры, механически поставленные друг на друга, её купят только после того, как закончатся одноуровневые квартиры, потому что для взрослого, ленивого человека, ходить с этажа на этаж утомительно (если бы решения о покупке квартир принимали дети, ситуация была бы диаметрально противоположная: двухуровневые всегда бы раскупались первыми). Однако если мы воспользуемся возможностями, которые предоставляет двойная высота этажа и мансардная кровля, и создаем классное пространство – «взрослые вспомнят, что они тоже когда-то были детьми, и с удовольствием побегают с этажа на этаж со своими детьми, любуясь игрой света и пространства», соответственно обеспечив высокие показатели продаж квартир.

В планировках квартир не только двух, но и одноуровневых, мы взяли курс на максимальное разнообразие: из 1200 квартир первой очереди, в переданных отделу продаж инвестиционных альбомах было представлено 600 разных типов. Мы использовали каждую возможность для создания индивидуальности: квартиры первого этажа отличались от второго; квартиры второго отличались от размещенных на типовых этажах, причем благодаря фасадам с окнами вразбежку типовых этажей получилось два. И, конечно, индивидуальные квартиры на верхних мансардных этажах. По итогам продаж первой очереди мы совместно с отделом продаж проанализировали и скорректировали палитру квартир, заменив менее востребованные типы на более востребованные, и точно также по итогам продажи второй очереди, третьей и так далее – таким образом, в составе «Комфорт Тауна» мы спроектировали и построили более ста секций, ни одна из которых на 100% не повторилась, создали стопроцентное разнообразие. На смену застройки типовыми секциями мы предложили застройку подобными секциями, которые имеют общие приемы, принципы, методы, общий стиль архитектурных решений, однако в каждом случае на их основе предложено индивидуальное решение.

В отличие от принципа типового повтора, принцип подобия является естественным для человека и человеческого общества – люди одновременно индивидуальны и подобны друг другу. Общество, построенное по принципу типового повтора, будет обществом клонов, таким же неполноценным и вселяющим тоску, как и типовая застройка.

Конечно, наше проектирование индивидуальных подобных секций требует значительно больше усилий и стоит дороже, чем привязка типовых секций. Но данные инвестиции в качественное разнообразие проекта сторицей оправдали себя, сделав проект коммерчески самым успешным из 1050 жилых комплексов, составляющих рынок реализуемых на рынке жилых новостроек Украины.

Внутреннее общественное пространство жилых секций: вестибюли с двумя входами, один с автомобильной жилой улицы, другой – в зеленый пешеходный двор. Коридоры и вестибюли, как и следует, дизайнерские. Небольшой, но важный элемент, позволивший избежать громоздких пандусов перед каждым входом (отметки первых этажей примерно на метр выше отметок земли): компактный подъемник для инвалидов – его стоимость оказалась меньше стоимости пандуса, и мы получили наряду с улучшением архитектурного облика небольшую оптимизацию бюджета.

Центром формирования ландшафта комплекса стал небольшой зеленый сквер, доставшийся в наследство от ранее размещённого на участке завода, сотрудники которого позаботились о создании комфорта на своей территории. Мы спланировали вокруг сквера первую очередь жилья таким образом, чтобы сохранить все деревья (чтобы не ждать 30 лет, пока вырастут новые), а также сохранили и реконструировали памятник погибшим во время великой отечественной войны сотрудникам завода – память места.

Нам удалось найти взаимопонимание с застройщиком по необходимости создания инфраструктуры: фитнес-центра с 25-метровым бассейном и еще одним поменьше, школой искусств с прекрасно оборудованным залом на 250 человек (в нее даже взрослые с удовольствием ходят заниматься), детским садом, школой, торговым комплексом, встроенными в первые этажи кафе, магазинами, салонами, аптеками, банками. И это всё не элитное жилье, а доступный комфортный эконом-класс. Комплекс строился шесть лет, последовательно вводя в эксплуатацию кварталы отдельными очередями. Он стал действительно важным для нас и, хочется верить, что и для города тоже.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

– Ориентация на бюджетное жилое строительство – это в большей степени стечение обстоятельств или осознанный выбор исходя из реалий рынка?

А.П.: На самом деле мы успели спроектировать много объектов также других классов и функциональной типологии, в частности: 52-этажный офисно-гостиничный комплекс премиум класса «Виктори Тауэрс»; офисный комплекс класса А «101 тауэр»; торгово-развлекательный комплекс «Республика» площадью 300 000 м2; жилой комплекс бизнескласса «Централ-парк»; Печерскую Международную Школу, детские сады, фитнесцентры, офисные центры, гостиницы и многие другие объекты. Мы любим разнообразие, и с радостью берёмся каждый раз за новую для нас функциональную или статусную программу, в каждом проекте ставя перед собой максималистские цели.
Бизнес-центр “101 tower” © Архиматика
Жилой комплекс «Централ парк» © Архиматика
Печерская международная школа © Архиматика

Почему мы при этом не сосредотачиваемся исключительно на «элитарной, дорогой» архитектуре, в которой значительно шире, чем в бюджетной палитра архитектурных материалов и технологий, и, следовательно, возможностей создания выразительного архитектурного решения?

Знаете, до основания АРХИМАТИКИ я успел спроектировать и построить несколько роскошных частных резиденций. Помню картинку: получаешь хороший заказ, к примеру, строишь очень интересный загородный дом, будет чем похвастаться и что напечатать в стильных прогрессивных журналах, но каждый день возвращаешься в серость безликого спального района. В этой ситуации заложен структурный диссонанс и, на мой взгляд, его не исправить, даже если со временем построить собственную супер-архитектурную частную резиденцию, подальше от города, всё такого же безнадежно-безликого. И это даже не столько вопрос морали, гуманного отношения к жителям спальников, сколько стремление интересно жить, общаться с интересными людьми в открытом, архитектурно интересном городе, а не прятаться в «бункерах высокого стиля» от эстетической пустыни и её лишенных вкуса обитателей, что на мой взгляд просто скучно. Архитектор может преображать среду, в которой он живёт, того общества, города, частью которого себя считает, и только в таком случае его работа становится интересной и содержательной. Если хотите, можно громко назвать это нашей миссией.

Сегодня, по сравнению с другими типами недвижимости, наибольшую долю в новостройках занимает бюджетное жилье, следовательно именно эти жилые новостройки эконом-класса в наибольшей степени меняют городскую среду, и если наши проекты, как собственно своим появлением, так и реакцией на них конкурентной среды архитекторов и застройщиков, сделают бюджетное жилье качественным, улучшающим городскую среду, а не ухудшающим, как в примере с «дискомфорт-классом», мы сделаем уверенный шаг навстречу городу, в котором нам будет интересно жить.
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Проект © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Интерьеры, проект © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Строительство © Архиматика
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Проект © Архиматика

Д.В.: Да, вот к примеру: в мае прошлого года мы начали работать над нашим первым проектом во Львове – жилым комплексом на улице Стрийская.

Потом пошли следом проект жилого комплекса на улице Пасичная (застройщик «Ваш Дім»), офисный комплекс на улице Научной, гостинично-торговый комплекс в самом центре исторического города на площади Адама Мицкевича, а также жилой комплекс «Самоцвет» застройщик «Интергал Буд». В какой-то момент весь город оказался заклеен билбордами с рендерами наших проектов. А теперь проекты активно строятся.

Полтора года назад главный архитектор Львова сказал, что когда он встречает гостей, показывает историческую архитектуру, а похвастаться современной к сожалению не может, и надеется, что наши проекты станут исключением из этого правила. И действительно, тогда интересных современных проектов просто не было ни построенных, ни даже в проектах. А год спустя, листая интернет страницы, я с удивлением обнаружил целую плеяду интересных проектов львовских архитекторов. Приятно осознавать, что в какой-то степени катализатором этого процесса послужили наши работы, и очень хочется верить, что новые проекты наших львовских коллег, и, конечно, наши проекты смогут сформировать достойное лицо современной архитектуры Львова, которым горожане будут гордиться.
Офисный комплекс на улице Научной в г. Львове © Архиматика
Офисный комплекс на улице Научной в г. Львове © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Террасы © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Парк © Архиматика

– Вы совсем не боитесь ярких оттенков на фасадах, что вообще для вас «цвет» в архитектуре?

Д.В.: Цвет – это возможность передать эмоцию. Мы долго пытались сформулировать что-то вроде собственного архитектурного кредо и поняли: в какой бы цветовой гамме ни были решены наши объекты, из каких бы материалов они ни были сделаны, какую бы форму ни принимали – главное, чтобы они не оставляли зрителя равнодушным. Мы апологеты выразительной архитектуры. Тот же «Комфорт Таун» отнюдь не всем нравится, немало людей говорит, что не будут там жить, потому что предпочитают более сдержанные оттенки, но зато есть очень много людей, которым «Комфорт Таун» очень нравится, которые купили там квартиры и счастливы каждый день проходить мимо наших ярких фасадов. Пожалуй, не стоит стараться всем угодить, и искать универсально приемлемое решение, которое никого не смутит – такое решение будет невнятным и просто оставит всех равнодушными. Напротив – архитектура должна быть выразительной, пусть смущает и даже кого-то отпугнет, но зато и горячих сторонников привлечет, которым понятна и близка именно такая архитектура. Цвет является самым демократичным средством создания архитектурной выразительности, в архитектуре высокобюджетных объектов он – один из инструментов, в низкобюджетных – иногда единственный.

Архитектурный цвет отличается от художественного – на поверхности большого архитектурного объема цвет работает гораздо сильнее, чем на плоскости живописного полотна, и оттенок, совсем не яркий на «веере», будет ультра-ярким, когда заполнит весь фасад. На том же «Комфорт Тауне» пришлось сделать десятки выкрасок, мы буквально замучили фасадчиков и поставщиков краски, чтобы подобрать нужные сочетания. Мы как-то предложили белорусскому девелоперу, не имеющему возможности полностью отказаться от панельной застройки (завод-монополист увы, диктует минскому рынку свои правила) покрасить фасады в яркие цвета и спасти тем самым ситуацию. Заказчик поначалу засомневался, но побывав на уже завершенном к тому времени «Комфорт Тауне», решил рискнуть. Опять же в спальных районах Киева или Минска такая цветовая игра вполне уместна. Но вот в исторической среде необходимо использовать значительно более сдержанные цвета, чтобы не «обесценить» ньюансное благородство исторических фасадов. Поэтому да, мы не боимся ярких красок, потому что знаем, когда и как их использовать.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

– Среди проектов бюро есть многофункциональный комплекс «Писанка» в форме гигантского яйца. Как вы вообще относитесь к такого рода архитектурному «хулиганству»?

А.П.: Подобные проекты обязательно должны быть! Без них как минимум скучно! А если серьезно,
архитекторы каждого поколения формируют хорошие, правильные и прогрессивные поначалу критерии «хорошо-плохо», наборы стилевых, функциональных, эстетических и смысловых кодов, но с каждым новым применением эти критерии и коды, постепенно, из маршрута, свободно выбираемого за его оптимальность, превращаются в глубокую колею протертых шаблонов, двигаясь по которой уже просто невозможно представить, что архитектура может быть иной, чем всё более унылые воспроизведения стереотипов. Единственное, что может вышибить из такой колеи – это невероятная, парадоксальная идея, «находящаяся за границами добра и зла».

Когда в 2005 году художник Кирилл Проценко поделился с нами своей идеей небоскреба в виде гигантской писанки, нам показалось, что это «действительно полный бред»! То есть достаточно «невероятно-парадоксальная идея». И мы немедленно взялись её развивать. Через месяц мы придумали медиа-фасад, который каждый вечер зажигается новым анимированным рисунком «Писанки», и возможно, нащупали направление ответа на вопрос, что можно презентовать совершенствующимся год от года медиафасадам небоскребов – медиатектура нуждается в медиа-архитектурном образе, совершенно новом качестве архитектурной выразительности, которое должно обладать собственным сюжетом и смыслом, в нашей концепции мы позаимствовали сюжет и смысл в многовековой традиции писанки, но также их можно и придумать с чистого листа безо всяких исторических параллелей. А вот без осмысленного сюжета медиафасады превращаются в банальные рекламные банеры и надоедающие через полчаса созерцания переливы RGB.
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Интерьер. Проект © Архиматика
Многофункциональный комплекс «Писанка». Интерьер. Проект © Архиматика

– С таким ярким и смелым стилем насколько вы готовы работать в сложившейся исторической среде старых городов?

А.П.: К замечательной архитектуре старых городов, если выпадает честь поработать на такой площадке, мы относимся максимально бережно, как к живому человеку, руководствуясь врачебным – «не навреди». Мы знаем, как много таланта, труда и принципиальности требуется для того, чтобы архитектурная работа состоялась, и никогда не позволим себе самовыражаться за счет убийства чужого архитектурного произведения. Поэтому очень бережно относимся к каждой архитектурно-пространственной композиции, которую удалось реализовать нашим предшественникам.

Значительную территорию наших городов, застроенную типовым жильем и промзонами, можно определить как «эстетическая пустыня» – вот гигантское пространство для амбиционных самоутверждений, оно нуждается в революционной ревитализации, и сегодняшние, и завтрашние горожане, и даже если хотите: архитектурная история, будут признательны за работу в этом направлении, в которой найдется применение и ярким цветам, и необычным формам, и масштабным акцентам, и бульдозеру. Того архитектора, кто вместо создания нового там, где нет ничего достойного, и где нуждаются в твоём новаторстве, свой «архитектурно-революционный порыв» направляет на самоутверждение на фоне молчаливых произведений прошлого, лично я наверное никогда не пойму и не одобрю.

В качестве примера нашего подхода, приведу конкурсную работу – архитектурное предложение для самого центра Львова, прямо у площади Мицкевича. В девяностые на соседней площадке, которая, также как наша, входит в зону с охранным статусом ЮНЕСКО (и даже без громких историко-охранных титулов: находится в окружении прекрасной самобытной старой архитектуры), было совершено настоящее архитектурное преступление: построили крупное здание банка в откровенно постмодернистской стилистике, игнорирующее масштаб исторической застройки. Возможно, это здание могло бы даже украсить какой-нибудь серый спальный район, но в рамках чудом сохраненного исторического центра Львова является сущим варварством. Если не ошибаюсь, архитектор даже вынужден был уехать из города, такое отторжение вызвала его работа у горожан. Под застройку была предложена пустовавшая почти двадцать лет площадка по соседству с этим «горе-произведением». Мы предложили современное здание, но сомасштабное исторической среде, здание, которое не скрывает что построено в XXI веке, но уважительно «играет по правилам архитектуры старого города». К сожалению, мы пока не можем опубликовать наш проект, пока не будут подведены итоги закрытого конкурса, но обязательно представим, как только будет возможность.

Еще один Львовский пример: жилой комплекс «Семицвит». Заказчики обратились к нам с просьбой предложить яркую цветную архитектуру. Участок находится за границей центральной исторической части Львова, но, благодаря возвышенному рельефу, активно участвует в панораме города. Мы сделали вариант с яркими цветами фасадов, который очень понравился заказчику, но когда проверили, как яркие фасады работают в панораме города – подготовили более сдержанный вариант, который не «старается затмить своей яркостью» благородные оттенки фасадов исторического Львова, и, признаться не без труда, но всё же убедили заказчика в правильности сдержанного варианта.

Те же принципы мы постарались применить в проекте апарт-отеля на Михайловской площади в Киеве: современная архитектура может и должна уважительно соседствовать с произведениям прошлого, не впадая при этом в заискивающее подражательство.
Апарт-отель на Михайловской площади в Киеве. Проект © Архиматика
Апарт-отель на Михайловской площади в Киеве. Проект © Архиматика

– О чем вы мечтаете? Каковы самые амбициозные устремления?

А.П.: Хочется построить объект, который стал бы настоящей, любимой горожанами визитной карточкой города. В наших городах много почитаемых всеми памятников прошлого, но вот какой проект можно было бы назвать визитной карточкой современной архитектуры города, и при этом не с саркастически-карикатурным, а с позитивным значением? Что-то, вносящее новые свежие краски в образ города, как Сиднейский оперный театр, или музей Гуггенхайма в Бильбао.
 
Национальный банк Казахстана в Астане. Проект © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Проект © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Рисунок © Архиматика
Национальный банк Казахстана в Астане. Рисунок © Архиматика

08 Декабря 2015

Анна Старостина

Беседовала:

Анна Старостина
Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?