English version

Музейная альтернатива

Эрик ван Эгераат выдвинул альтернативное предложение в контексте дискуссии вокруг строительства музейного комплекса в городском парке Будапешта.

mainImg
В Будапеште объявлены результаты конкурса на проект музейного комплекса, куда планируется переместить коллекции венгерского филиала Музея Людвига, Новой Национальной галереи и еще нескольких собраний. Комплекс будет размещен на территории двухсотлетнего городского парка Варошлигет, в планах городской администрации грандиозное строительство и серьезные инвестиции. Шесть крупных музеев, огромная площадь застройки – неудивительно, что и у профессионалов, и у публики то и дело возникает вопрос: что же останется от любимого горожанами парка? Не мог не задаться этим вопросом и Эрик ван Эгераат – опытный градостроитель, автор мастер-планов районов и целых городов, архитектор, который успешно работает в венгерской столице с 1991 года, прекрасно знает и искренне восхищается ею. «В Будапеште столько свободной земли и неиспользуемых участков, – удивляется он. – Зачем же разрушать популярный красивый парк, если с помощью музеев можно оживить исторические кварталы?»

Альтернатива, которую предлагает архитектор, логична, экономически эффективна, экологична и при этом красива. Начать с того, что, согласно расчетам команды ван Эгераата, все шесть назначенных к переезду музеев легко размещаются в радиусе километра от центра города. Скажем, два первых «переселенца» – Музей Людвига, переезжающий из Дворца искусств в районе Ференцварош, и Новая Национальная галерея, коллекции которой сейчас выставляются в изначально не пригодных для музея помещениях в Будайской крепости, – идеально впишутся в новое крыло будапештской ратуши, конкурс на модернизацию и расширение которой Эрик ван Эгераат выиграл еще в 2008 году. Речь, собственно, шла не только и не столько о реконструкции, сколько о завершении строительства: здание, в котором работает сегодня столичная мэрия, по сути представляет собой солидный, основательный, освященный столетиями недострой. Будущую ратушу – изначально пансионат для инвалидов и ветеранов войны – в 1716 году начал возводить Фортунато де Прати, через семь лет его сменил австрийский архитектор итальянского происхождения Антон Эрхард Мартинелли. К 1747 году была завершена первая очередь строительства – крыло, тянущееся вдоль нынешней улицы Варошхаз (в переводе с венгерского – Ратушная). Здание впечатляло как размахом, так и декором: барочный фасад длиной почти 190 м украшают центральная башня и три портика с аллегорическими статуями и барельефами, прославляющими победы Евгения Савойского и короля Карла III над Османской империей. В конце XVIII века здание было переориентировано под казармы для гренадеров, а ратушей стало только в 1894 году. Оригинальный план комплекса представлял собой прямоугольное в плане здание почти вдвое больше нынешнего, с четырьмя симметричными внутренними дворами. Однако по ряду причин – в том числе из-за проходившей почти вплотную городской стены – эти планы так и не были реализованы, и только в начале XXI столетия городской совет решил наконец замкнуть квадрат, построив вдоль бульвара Карой Кёрут, площади Ференца Деака и улицы Герлоци недостающее северное крыло. Был объявлен конкурс, выбран победитель, определены сроки окончания строительства – 2012 год, – но, хотя от старых городских стен давно не осталось ничего, кроме остатков каменной кладки ниже уровня земли, проект пока так и остается проектом. На этот раз по финансовым причинам: спад 2009 года сильно повлиял на венгерскую экономику.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План главного этажа © (designed by) Erick van Egeraat

Проект Эрика ван Эгераата сочетает в себе реконструкцию исторического здания с новым строительством, площадь которого должна составить в сумме около 40 000 м2. Основная идея – максимальная проницаемость объекта, включение его в ткань городской жизни путем формирования новых пешеходных маршрутов (через ратушу удобно пройти от бульвара к пешеходной улице Ваци и дальше – к Дунаю, к мостам, ведущим в Буду) и привлекательного сочетания в рамках комплекса трех основных функций: культурной, административной и коммерческой. Разумеется, если сюда переедут два крупных музея, культурная составляющая получит мощную поддержку, но и в первоначальном проекте она играла важнейшую роль: центральную часть ансамбля занимает Форум, многофункциональное пространство, предоставляющее массу возможностей для проведения выставок, театральных представлений, концертов или конференций. Именно здесь архитектор предлагает разместить коллекции Музея Людвига и Национальной галереи. Отведенное под них крыло – очень подходящий в данном случае термин – именно что не то самолетным, не то птичьим крылом вклинивается в геометрически правильный план исторического здания. Площадь перед Форумом, перекрытая широкой навесной крышей, должна стать главными воротами комплекса; здесь планируется разместить кафе, информационные службы, площадки для организации разного рода мероприятий. Для общественных мероприятий может быть использован и внутренний двор музея – один из четырех дворов, задуманных еще Мартинелли, – но в первую очередь он, разумеется, предназначен для экспозиций.

Согласно предложению Эрика ван Эгераата мэрия сохранит за собой имеющиеся помещения и два внутренних двора – таким образом ее работе ничто не помешает. В той же части новой постройки, что идет вдоль улицы Иштвана Барци, можно разместить коммерческие объекты, добавляющие комплексу привлекательности для публики: магазины, апартаменты, арт-отель и т.п.

Мощная, подчеркнуто современная архитектура новых крыльев только на первый взгляд контрастирует с существующей частью комплекса и окружающей его городской тканью – на самом деле между ними, как всегда у Эрика ван Эгераата, существует масса более или менее очевидных связей, аллюзий, точных или вольных рифм. Главный фасад ансамбля, тянущийся вдоль бульвара Карой Кёрут, представляет собой масштабную метафору движения от старого к новому, от закрытости к прозрачности. Если у восточного угла он вольным эхом повторяет пропорции оригинального здания, подстраиваясь под правильный ритм нешироких окон, то по мере продвижения к площади Деака проемы все больше раздвигаются, простенки расступаются и теряют линейность, и вот перед нами уже белые силуэты деревьев, не столько закрывающие, сколько подчеркивающие пространство внутреннего двора. Здесь, кстати, кроется еще один смысловой слой: сейчас на месте этого двора расположен парк ратуши, который в новом варианте модернизации планируется оставить нетронутым, сохранив и дополнив его нынешние общественные функции – в парке часто проходят ярмарки и фестивали.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat

Пластическая кульминация проекта – прозрачная угловая башня, оформленная вырастающими из стилизованного парка главного фасада «стволами». «Смотровая башня не должна выглядеть оправданием того, что мы делаем, – комментирует архитектор. – Наоборот, она должна читаться как знак гордости за все новое». Но и эта вполне футуристическая конструкция чутко прислушивается к исторической ткани города: хрупкая, почти эфемерная, она не довлеет над окружающей застройкой, а вносит в нее новую гармонию. Вместе с двумя «соседками» – башней дома Анкера, памятника архитектуры начала XX века, и ратушной, XVIII столетия, они могут образовать впечатляющее трио. К башне примыкает «балкон города» – прогулочная галерея, проходящая по верхней части главного фасада, откуда тоже должны открываться впечатляющие виды.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat

Эрик ван Эгераат нередко определяет свои проекты как «современное барокко» – подразумевая под этим не стиль, а «личную стратегию проектирования», сложность и многослойность архитектуры. В проекте модернизации и расширения будапештской ратуши современное барокко ярко взаимодействует с историческим, подчеркивая и дополняя его. В этом контексте соседство в стенах ансамбля двух таких собраний, как Национальная галерея старых венгерских мастеров и коллекция современного искусства Петера Людвига, еще более усиливает его символику. Если добавить к этому факту очевидные преимущества проекта – экономическую эффективность, местонахождение здание ратуши на «музейной оси» города, достаточность существующей инфраструктуры, – становится ясно, почему альтернативное предложение Эрика ван Эгераата вывело дискуссию вокруг строительства музейного комплекса на новый уровень. И оно встречает все более широкое одобрение.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Фасад © (designed by) Erick van Egeraat
zooming
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Разрез © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План 1 этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План верхнего этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План цокольного этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План подземной парковки © (designed by) Erick van Egeraat

01 Сентября 2015

Designed by Erick van Egeraat: другие проекты
Эрик ван Эгераат: «Россия может добиться намного большего,...
Марина Хрусталева беседует с Эриком ван Эгераатом о его завершенных и длящихся российских проектах, а также о борьбе за проект и права архитектора, о судах, и о том, каким образом можно наполнить жизненной энергией почти любое здание, просто осознав, что ему нужна в этом помощь.
Звезда в море
Эрик ван Эгераат попробовал себя в жанре дизайна интерьера роскошной яхты – и получил престижную премию.
Тлеющий маяк
Эрик ван Эгераат превратил мусоросжигательный завод в датском городе Роскилле в пластический и световой спектакль.
«Огромный вызов»
Проекты всех четырех участников конкурса на Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Жана-Мишеля Вильмотта, Эрика ван Эгераата, Рема Колхаса и Сергея Чобана.
Светлые подземелья
Бюро Эрика ван Эгераата реконструировало старое здание Музея Дренте в голландском Ассене, добавив к нему подземное крыло с парком на крыше.
Про «Динамо»
Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Три в одном
Одним из самых обсуждаемых сегодня, бесспорно, является проект реконструкции стадиона «Динамо», разработанный совместно мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина и голландским архитектурным бюро Erick van Egeraat Architects. Летом прошлого года этот проект стал победителем международного закрытого архитектурного конкурса. Предложенный российско-голландской командой сложнейший с конструктивной точки зрения комплекс вызвал одновременно и восхищение, и серьезную критику экспертов.
Стадион в стадионе
28 января в отеле The Ritz-Carlton Moscow состоялся круглый стол с участием голландского архитектора Эрика ван Эгераата, посвященный проекту реконструкции стадиона «Динамо» в Москве. Выполненный в соавторстве с «Моспроектом-2», этот проект летом 2010 года победил в международном конкурсе, но защитниками наследия был встречен более чем критично. Теперь Эгераат лично попытался доказать, что в разработанном им варианте реконструкции стадиона соблюдены все интересы памятника.
Многообразие в единстве
В Лионе закончено строительство комплекса Le Monolithe, разные части которого под руководством бюро MVRDV проектировали голландские и французские архитекторы.
2:0 в пользу архитектора
Эрик Ван Эгераат выиграл второе дело у компании «Капитал Груп». На этот раз предметом разбирательства стал проект коттеджного поселка «Барвиха-Hills». В общей сложности (по двум искам) компания Капитал-Груп обязана выплатить бюро EEA Architects более 4 миллионов долларов за нарушение авторских прав и незаконное использование проектов.
Звезды для президента. Рикардо Бофилл и другие
В редакцию Архи.ру попали материалы, способные осветить недавно завершившийся закрытый конкурс на конгресс-центр в Стрельне несколько более подробно, чем это уже было сделано с прессе. Предлагаем вашему вниманию проекты иностранных архитекторов, участвовавших в конкурсе
Похожие статьи
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.