«Огромный вызов»

Проекты всех четырех участников конкурса на Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Жана-Мишеля Вильмотта, Эрика ван Эгераата, Рема Колхаса и Сергея Чобана.

mainImg
Вчера вечером, 11 сентября был объявлен победитель конкурса на приспособление Малого Мраморного дворца в Санкт-Петербурге под нужды современного образовательного учреждения. Им стал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт. В своей речи архитектор назвал конкурсный проект «огромным вызовом».

В конкурсе, инициированном Европейским университетом в Санкт-Петербурге весной 2013 года, участвовали четыре «звезды»: Жан-Мишель Вильмотт (Wilmotte & Associés), Эрик ван Эгераат (Designed Erick van Egeraat), Рем Колхас (OMA) и Сергей Чобан (SPEECH).

В Малом Мраморном дворце Петербурга должно появиться современное международное образовательное пространство и новый центр городской активности: важная городская площадка для научных и культурных мероприятий. Среди задач, поставленных перед конкурсантами, значилось бережное отношение к историческому памятнику и городскому контексту, гармоничное сосуществование нового со старым.

Публикуем проект победителя конкурса, Жана-Мишеля Вильмотта, а также проекты трех других участников.
 

Жан-Мишель Вильмотт. Победитель конкурса
«Здесь есть возможность привнести что-то новое, работая при этом в историческом здании. И это огромный вызов! Очень важно сделать пространство более ясным, сохраняя и уважая при этом историю здания».
Результаты общественного голосования по вопросу общей оценки проектов. Фото: eu.spb.ru
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
В своем проекте Жан-Мишель Вильмотт предлагает вернуть зданию зеленые пространства и территории, в частности, сад, который, располагался здесь до 1910 года. Внутренний двор университета перекрывается в проекте стеклянной крышей и служит своеобразным буфером, накопительным пространством для пяти больших аудиторий, также расположенных в первом этаже.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Еще одной отличительной чертой проекта французского архитектора стало решение убрать позднейшие советские надстройки и добавить стеклянные элементы в крыше для лучшей освещенности. На верхнем этаже расположится библиотека с читальным залом, в которую естественный свет будет попадать через стеклянную конструкцию крыши.
 
На втором этаже планируется расположить висячий сад, учебную аудиторию в бывшей часовне и исследовательский центр. А на третьем – учебные аудитории и кабинеты профессоров.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

По словам Вильмотта, его основной задачей было внести в историческое здание как можно меньше изменений.
 

Эрик Ван Эгераат
«Сохранение исторических пространств при одновременном использовании всех достижений современной архитектуры».
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

По мнению Эрика ван Эгераата, чем меньше ты делаешь, работая с исторической средой, тем лучше. Поэтому в своем проекте он ограничился минималистским подходом: фасады, например, остаются практически неизменными. Основная задача заключалась в том, чтобы «открыть пространство», избежать, по возможности, маленьких комнат, лесенок и переходов. Но при этом Эгераат планирует не только максимально сохранить исторические интерьеры, но и полностью их отреставрировать.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В проекте предусмотрены зеленые крыши и террасы, а также серия дворов – все это сделает, по мнению автора, более привлекательным пространство первого этажа. Главный двор – крытый, два других остаются открытыми.

По словам Эгераата, можно приспособить здание для нужд университета не прибегая к серьезному вмешательству, создав больше общественных пространств: например, библиотеку, которая будет окружать пространство открытого двора. На верхнем этаже планируется разместить кафе, компьютерный центр и аудитории.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В своем проекте Эрик ван Эгераат использует энергосберегающие технологии обогрева и вентиляции, что позволит на треть сократить электропотребление.
 

Рем Колхас
«Задача заключалась в том, чтобы трансформировать одно из важных исторических зданий в Петербурге из бывшего монархического дворца в современное здание образовательного учреждения».
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Рем Колхас перемещает основной акцент на организацию просторных общественных пространств внутри университета. По проекту ОМА, здание состоит из пяти уровней. К существующей ситуации архитекторы добавили дополнительные пространства, которые в свою очередь, складываются в горизонтальную и вертикальную структуры.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Горизонтальная структура находится на уровне 3,5 метров. В ней, в частности, будет расположена аудитория со стеклянной крышей. В состав вертикальной структуры, объединяющей все уровни горизонтальных пространств единым общим элементом, входит 80% лестничных пролетов.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

На первом этаже планируется разместить спортивные помещения, а выше – помещения для проведения выставок. Все факультеты предлагается объединить в единый блок, для чего необходимо снести несколько перегородок, внести ряд изменений в расположение окон.
 

Сергей Чобан
«Не должно быть ощущения, что внешний объем сохранен, а изнутри здание выпотрошено, необходимо сохранить объемы, которые создают силуэт, делающий здание сложившимся ансамблем».
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В своем предложении приспособления Малого Мраморного дворца Сергей Чобан старался сохранить атмосферу старого петербургского особняка, а «стержнем» проекта он назвал использование идеи петербургских дворов-колодцев. По мнению Сергея Чобана, слагаемыми успеха нового проекта должны стать открытость пространства и концентрация активности вокруг двора, что позволит улучшить коммуникацию между различными подразделениями университета.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Архитектор также предложил ввести новые элементы, закрепив их внутри старого здания с помощью металлоконструкций, не касающихся стен. Такое конструктивное решение позволит увеличить пространство на 2 тысячи квадратных метров и расположить здесь кафе, залы и атриум.

составитель Настя Маврина

12 Сентября 2013

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.