09.02.2011

Три в одном

Одним из самых обсуждаемых сегодня, бесспорно, является проект реконструкции стадиона «Динамо», разработанный совместно мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина и голландским архитектурным бюро Erick van Egeraat Architects. Летом прошлого года этот проект стал победителем международного закрытого архитектурного конкурса. Предложенный российско-голландской командой сложнейший с конструктивной точки зрения комплекс вызвал одновременно и восхищение, и серьезную критику экспертов.

информация:

Преображенская церковь в Кижах. Фотография с сайта ru.wikipedia.org
Преображенская церковь в Кижах. Фотография с сайта ru.wikipedia.org
Напомним, объединенные российско-европейские архитектурные команды были обязательным условием данного конкурса. Эрика ван Эгераата – архитектора очень известного и выступающего своего рода гарантом нетривиальности и яркости итогового проекта, – организатор состязания банк ВТБ пригласил одним из первых, в паре с московским институтом «Моспроект-2». Его руководитель Михаил Посохин привлек к работе над проектом мастерскую №19 Александра Асадова.

«В самую первую очередь была решена задача сохранения старого стадиона. Мы нашли возможность полностью сохранить его периметр: хоть тут и не перестраивался только главный фасад, мы подумали, что для истории города, для его летописи интереснее сохранить все целиком, – рассказывает генеральный директор «Моспроекта-2» Михаил Посохин. – Напомню, в то время постоянно шли обсуждения, какие части «Динамо» можно сломать или разобрать, а мы кардинально решили эту проблему, и не в последнюю очередь именно благодаря этому министр культуры РФ, господин Авдеев поддержал именно наш проект».

Андрей Асадов вспоминает, что первые пару недель из отведенных на создание конкурсного проекта двух месяцев бюро работали каждое само по себе. Российские архитекторы во главе с Михаилом Посохиным и Александром Асадовым сделали первые эскизы, в которых сразу наметили основную композиционную идею. В частности,  новый стадион предполагалось разместить в историческом периметре «Динамо» и накрыть его хайтековской кровлей. При этом со стороны Ленинградского шоссе архитекторы срезали часть кровли таким образом, чтобы на трассу новый стадион смотрел гигантским «оком» медиа-фасада. А парковую зону (напомним, предметом проектирования являлось не только знаменитое спортивное сооружение, но и небольшая часть Петровского парка – вытянутый и узкий клин земли вдоль Петровско-Разумовской аллеи) Посохин и Асадов превращали в многоуровневую и многофункциональную озелененную структуру. В общем, в основе проекта реконструкции стадиона лежала идея мирного сосуществования истории, природы и высоких технологий, и именно с таким предложением отец и сын Асадовы отправились в конце марта прошлого года на встречу с Эриком ван Эгераатом в Роттердам.

«На первой же встрече стала очевидна принципиальная  разница российского и голландского подходов к разработке проектов такого рода, – рассказывает Андрей Асадов. – В то время как мы работали над формой и ее взаимоотношениями с существующим контекстом, наши голландские коллеги занимались вопросами маркетинга. В частности, Эрик ван Эгераат, зная о том, что одним из приоритетов конкурсного ТЗ является сохранение существующего парка, поставил перед своими коллегами задачу выяснить, есть ли возможность вообще не застраивать примыкающую к нему территорию». Иными словами, голландцы в самую первую очередь попытались решить сложнейшую математическую задачу под названием «как впихнуть невпихуемое», то есть уместить в исторический периметр стадиона и обе новых арены, необходимых заказчику, и 20 тысяч квадратных метров торгово-коммерческих площадей. И дело не столько в том, что Эрик ван Эгераат стремился во что бы то ни стало сохранить несколько дополнительных га зеленых насаждений. Главным прагматичный европеец считал тот факт, что футбольный стадион по определению не может работать на город круглый год, и сделать его постоянно востребованным и, как следствие, самоокупаемым могут только дополнительные функции, а именно торговля, досуговые учреждения и вторая спортивная арена. Российских архитекторов столь радикальный подход поначалу очень смутил, но затем они признали, что именно подобный риск и может стать для проекта ключевым фактором успеха. «Мы понимали: или пан или пропал, – признается Андрей Асадов. – Жюри или бы сразу сняло подобный проект с рассмотрения, как не соответствующий программе конкурса, или бы мгновенно выдвинуло его в лидеры как наиболее смелый и предвосхищающий потребности города».

Что же касается архитектурного облика многофункционального комплекса, то тут голландские проектировщики полностью согласились с российскими коллегами: весь исторический периметр необходимо сохранить, а кровле придать яркую запоминающуюся форму. Было принято и предложение Посохина-Асадова о создании медиа-фасада в виде «всевидящего ока». А еще архитекторы оказались едины в намерении изменить ось размещения главного футбольного поля. Дело в том, что современные стадионы обязательно ориентируются по оси «север-юг» (закатное солнце не должно мешать ни одной из команд), но «Динамо», построенный более 80 лет назад, имеет ориентацию «восток-запад». Для стадионов-памятников УЕФА в принципе разрешает делать исключения, но архитекторы справедливо рассудили, что комфорт игроков в данном случае важнее. Для того, чтобы найти компромисс между интересами объекта наследия и футболистов, поле следовало поднять над историческим периметром, и именно это авторы проекта в итоге и сделали.  

В существующем объеме «Динамо» они размещают торгово-развлекательный комплекс, имеющий несколько уровней, а его крышу превращают в центральное фойе обеих арен. Естественно, конструктивистские стены не способны выдержать вес сразу двух чаш, поэтому в торговой зоне архитекторы (в качестве консультантов-конструкторов к работе над проектом была привлечена авторитетнейшая немецкая компания Bollinger+Grohmann) предлагают возвести новые несущие стены, а по краям бывшего поля установить мощные несущие фермы с опорами в виде эскалаторов. Между собой фермы и стены соединяются балками, а уже на них опираются поперечные стены, поддерживающие трибуны и крыши обеих арен. Венчает сложносочиненную конструкцию гексагональная сетчатая оболочка с раздвигающейся крышей над главным футбольным полем. Металлические ячейки кровли заполнены столь востребованным сегодня в спортивном строительстве тефлоном, и внешне – и формой, и получившейся структурой – она напоминает голову змеи. Впрочем, сами архитекторы говорят, что шестигранная форма ячеек – это намек на футбольный мяч.

Размещение спортивных арен над торгово-развлекательным комплексом, конечно, повлекло за собой кардинальную реорганизацию схемы пешеходных и автомобильных связей реконструируемого стадиона. Вдоль западного и восточного фасадов исторического здания вырастает целая система разнообразных пандусов: пологие для пешеходов, закрученные в спирали для автомобилей, один для VIP-персон и еще один для пожарной техники. А под стадионом и расположенными ближе к Ленинградке выходами из метро размещается вместительная перехватывающая парковка – этот новый транспортный узел архитекторы назвали Трансферумом.

Подземное пространство над станцией глубокого заложения, строго говоря, не являлось предметом конкурсного проектирования – как и в случае с участком парковой зоны, авторы продемонстрировали здесь немалую вольность. Однако такое решение позволяет получить будущей «ВТБ Арене Парк» огромное количество дополнительных площадей, и это обеспечило проекту Эгераата-Посохина твердое «за» со стороны инвестора.
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraat
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraatоткрыть большое изображение
генплан
генплан
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraat
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraatоткрыть большое изображение
малая арена
малая арена
торговый пассаж
торговый пассаж
Конструктивная схема
Конструктивная схема
открыть большое изображение
открыть большое изображение
План этажа на отметке -14 метров
План этажа на отметке -14 метров
План этажа на отметке -7 метров
План этажа на отметке -7 метров
эскиз Александра Асадова
эскиз Александра Асадоваоткрыть большое изображение
эскиз Эрика ван Эгераата
эскиз Эрика ван Эгераата
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraat
Конкурсный проект реконструкции стадиона «Динамо» © Designed by Erick van Egeraatоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Иван Рубежанский
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Барклянский
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Зайченко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Даниил Лоренц
  • Марк Сафронов
  • Никита Токарев
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Романов
  • Олег Карлсон
  • Полина Воеводина
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Арсений Леонович
  • Сергей Труханов
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Роман Леонидов
  • Юрий Сафронов
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов
  • Станислав Белых
  • Антон Надточий
  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Ликин
  • Василий Крапивин
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Биндеман
  • Валерий Лукомский
  • Илья Уткин
  • Вера Бутко
  • Никита Бирюков
  • Игорь Шварцман
  • Юлия Тряскина
  • Рустам Керимов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Грень
  • Евгений Герасимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Сенкевич
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи