Тлеющий маяк

Эрик ван Эгераат превратил мусоросжигательный завод в датском городе Роскилле в пластический и световой спектакль.

mainImg
Архитектор:
Эрик ван Эгераат
Мастерская:
Designed by Erick van Egeraat
В 2008 году жюри международного конкурса на проектирование здания шестой линии мусоросжигательного завода компании Kara/Noveren единогласно выбрало проект Эрика ван Эгераата победителем. Строительство завершилось недавно, и вот 2 сентября состоялось официальное открытие здания с участием кронпринца Дании Фредерика. Завод расположен к востоку от небольшого города Роскилле, между объездной дорогой и автострадой, ведущей на Копенгаген. Его корпус почти вплотную примкнул к построенному в 1999 году зданию пятой линии того же предприятия и призван увеличить его мощности примерно на треть: Kara/Noveren будут теперь сжигать в год вместо 260 тысяч тонн остаточного (не годного к переработке во что-нибудь вторичное) мусора – 350 тысяч тонн, избавляя от отходов и питая выработанным на сжигании теплом и электричеством весь район, около 65 000 домов. Учитываея, что датское законодательство запрещает выброс избыточного тепла в воду и воздух, завод справляется с задачей его использования наиболее эффективным образом. Это суперсовременное энергоэффективное предприятие, превращающее отходы в тепло и электричество и благодаря своим размерам доминирующее над равниной Роскилле, является также экологически безопасным, так как благодаря новейшим технологиям выброс СО2 будет сокращен в нем до возможного минимума.

Соседнее здание пятнадцатилетней давности решено в духе современных промышленных ангаров в светлых тонах с красными вставками; его труба (ее видно прямо за заводом Эрика ван Эгераата),
чтобы лучше сливаться с небом, раскрашена в последовательно светлеющие оттенки голубого и, несмотря на стометровую высоту, смотрится скромно – не привлекает внимания, хотя и не скрывает своего заводского назначения. Трубу планируют убрать в скором времени. Эрик ван Эгераат работает над планом нового применения существующего строения.
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
zooming
Генплан. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde

Эрик ван Эгераат пошел в своем проекте совершенно иным, прямо противоположным путем – его здание призвано стать достопримечательностью Скагеррака, возвыситься, салютуя с окраин кирпичным башням расположенного в центре Роскилле собора тысячелетней давности, впитывая все возможные аллюзии контекста, но не скрывая ни своего размера, ни современности, ни функции – все это подчеркнуто, выявлено, башня трубы не прячется в облаках, – архитектор с ощутимой гордостью упоминает о ее почти стометровой высоте (97 метров), сравнивая башню с маяком – то есть постройкой, которую по определению должно быть видно издалека.
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde

Его длинное «тело», очерченное редкими изломами крупных плоскостей анодированного алюминия «цвета умбры», постепенно поднимается к массивным «плечам» и высокой стройной «шее», обозревая маленький Роскилле со своей высоты. В нижней части стены немного скошены снизу вверх.
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde

На самом деле нижняя часть «тела» здания напоминает угловатые крыши соседних фабрик и кирпичных домов с двускатными крышами, – объем, придуманный Эриком ван Эгераатом, становится артистически усиленной образной суммой этих крыш, осмысленным представителем спонтанной промышленной окраины.

«Шея» – труба, превращенная архитектором в подобие башни, обращена к дальнему контексту, к башням собора «с его камнем и кирпичом светлых тонов». Башня завода и башни собора «…будут вместе защищать город и впечатлять путешествующих по скромной равнине Скагеррака» – говорит архитектор, выстраивая таким образом между ними прямую связь; заводская труба романтически уподобляется римской осадной башне или наоборот – форпосту при Роскилле, древней столице датских королей (в соборе – королевская усыпальница, мы в сердце Дании). Впрочем, журналисты уже назвали новое здание «датским собором»: длинное тело и башня на западе вполне соответствуют базиликальной типологии.
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde

Сразу после говорящего силуэта второе важное средство выразительности здесь – металлическая оболочка, в которую завернут весь объем, и «тело», и «шея». Оболочка двойная: внутренний слой функционирует как климатический барьер, а внешняя оболочка – исключительно декоративная, на ней держится весь образ, и выполнена она, как уже говорилось, из листов анодированного алюминия сдержанно-коричневого цвета, закрепленных на стальном каркасе, который опирается на внутреннюю оболочку (ее каркас – несущий). В пространстве между оболочками размещены мостки для техперсонала.

По всей поверхности декоративного фасада лазером прорезаны круглые отверстия разного размера. В нижней части здания отверстий меньше, кверху они постепенно сгущаются, превращая верхнюю часть трубы (особенно последние 15 метров) в совершеннейшее кружево. Сквозь него днем просвечивает небо, а ночью все здание превращается в световой театр, заслуживающий отдельного внимания.
Схема устройства внешней оболочки здания. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Труба внутри перфорированной оболочки «башни». Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde

Изнутри металлических пластин внешней оболочки закреплены светильники, их свет отражается от внутренней оболочки и проникает наружу сквозь отверстия – таким образом здание не «подсвечивает небо», не излучает наружу лишнего света (что, оказывается, тоже важно). Кроме того, благодаря этому источники света не видны, и кажется, что светится все здание. Тлеет, как угли от костра, переливаясь: свечение плавно меняет цвет, отражаясь в дыме из трубы. Несколько раз в час зажигается искра света, которая, превращаясь в пламя, постепенно охватывает все здание. Эрик ван Эгераат так описывает этот процесс: «Ночью перфорированный фасад превращается, благодаря подсветке, в сияющий мягким светом маяк, символически выражающий процесс выработки энергии. Когда метафорический огонь потухает, здание вновь погружается в темноту, пронизанную тлеющими угольками».
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde
Проект. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat

Символика действа вполне понятна: оно проявляет суть происходящего внутри завода сжигания, иллюстрирует процесс тления-горения, демонстрирует его вовне, превращая в спектакль. Здание безопасно и завораживающе красиво – возможно, даже избыточно красиво для мусорного завода. Впрочем, тема переработки мусора и выработки энергии помощью экологических технологий – острая, важная (даже зависть берет, когда в очередной раз проезжаешь мимо вонючей подмосковной свалки при воспоминании о такой роскошной мусорной ТЭЦ), эта тема по-своему достойна воспевания. Можно спорить об адекватности сопоставления мусоросжигательного завода с усыпальницей королевской династии и даже признать такое сопоставление недостаточно почтительным – но времена ведь меняются, в наше время экология, вероятно, и поважнее королей. Хотя не все и не везде это понимают.
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat / Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
Западный фасад. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Восточный фасад. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Северный фасад. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Южный фасад. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Сечение А-А. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
План 04. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Сечение F-F. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
План 01. Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat
Архитектор:
Эрик ван Эгераат
Мастерская:
Designed by Erick van Egeraat

30 Сентября 2014

Designed by Erick van Egeraat: другие проекты
Музейная альтернатива
Эрик ван Эгераат выдвинул альтернативное предложение в контексте дискуссии вокруг строительства музейного комплекса в городском парке Будапешта.
Эрик ван Эгераат: «Россия может добиться намного большего,...
Марина Хрусталева беседует с Эриком ван Эгераатом о его завершенных и длящихся российских проектах, а также о борьбе за проект и права архитектора, о судах, и о том, каким образом можно наполнить жизненной энергией почти любое здание, просто осознав, что ему нужна в этом помощь.
Звезда в море
Эрик ван Эгераат попробовал себя в жанре дизайна интерьера роскошной яхты – и получил престижную премию.
«Огромный вызов»
Проекты всех четырех участников конкурса на Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Жана-Мишеля Вильмотта, Эрика ван Эгераата, Рема Колхаса и Сергея Чобана.
Светлые подземелья
Бюро Эрика ван Эгераата реконструировало старое здание Музея Дренте в голландском Ассене, добавив к нему подземное крыло с парком на крыше.
Про «Динамо»
Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Три в одном
Одним из самых обсуждаемых сегодня, бесспорно, является проект реконструкции стадиона «Динамо», разработанный совместно мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина и голландским архитектурным бюро Erick van Egeraat Architects. Летом прошлого года этот проект стал победителем международного закрытого архитектурного конкурса. Предложенный российско-голландской командой сложнейший с конструктивной точки зрения комплекс вызвал одновременно и восхищение, и серьезную критику экспертов.
Стадион в стадионе
28 января в отеле The Ritz-Carlton Moscow состоялся круглый стол с участием голландского архитектора Эрика ван Эгераата, посвященный проекту реконструкции стадиона «Динамо» в Москве. Выполненный в соавторстве с «Моспроектом-2», этот проект летом 2010 года победил в международном конкурсе, но защитниками наследия был встречен более чем критично. Теперь Эгераат лично попытался доказать, что в разработанном им варианте реконструкции стадиона соблюдены все интересы памятника.
Многообразие в единстве
В Лионе закончено строительство комплекса Le Monolithe, разные части которого под руководством бюро MVRDV проектировали голландские и французские архитекторы.
2:0 в пользу архитектора
Эрик Ван Эгераат выиграл второе дело у компании «Капитал Груп». На этот раз предметом разбирательства стал проект коттеджного поселка «Барвиха-Hills». В общей сложности (по двум искам) компания Капитал-Груп обязана выплатить бюро EEA Architects более 4 миллионов долларов за нарушение авторских прав и незаконное использование проектов.
Звезды для президента. Рикардо Бофилл и другие
В редакцию Архи.ру попали материалы, способные осветить недавно завершившийся закрытый конкурс на конгресс-центр в Стрельне несколько более подробно, чем это уже было сделано с прессе. Предлагаем вашему вниманию проекты иностранных архитекторов, участвовавших в конкурсе
Похожие статьи
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.