Эрик ван Эгераат выдвинул альтернативное предложение в контексте дискуссии вокруг строительства музейного комплекса в городском парке Будапешта.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
В Будапеште объявлены результаты конкурса на проект музейного комплекса, куда планируется переместить коллекции венгерского филиала Музея Людвига, Новой Национальной галереи и еще нескольких собраний. Комплекс будет размещен на территории двухсотлетнего городского парка Варошлигет, в планах городской администрации грандиозное строительство и серьезные инвестиции. Шесть крупных музеев, огромная площадь застройки – неудивительно, что и у профессионалов, и у публики то и дело возникает вопрос: что же останется от любимого горожанами парка? Не мог не задаться этим вопросом и Эрик ван Эгераат – опытный градостроитель, автор мастер-планов районов и целых городов, архитектор, который успешно работает в венгерской столице с 1991 года, прекрасно знает и искренне восхищается ею. «В Будапеште столько свободной земли и неиспользуемых участков, – удивляется он. – Зачем же разрушать популярный красивый парк, если с помощью музеев можно оживить исторические кварталы?»
Альтернатива, которую предлагает архитектор, логична, экономически эффективна, экологична и при этом красива. Начать с того, что, согласно расчетам команды ван Эгераата, все шесть назначенных к переезду музеев легко размещаются в радиусе километра от центра города. Скажем, два первых «переселенца» – Музей Людвига, переезжающий из Дворца искусств в районе Ференцварош, и Новая Национальная галерея, коллекции которой сейчас выставляются в изначально не пригодных для музея помещениях в Будайской крепости, – идеально впишутся в новое крыло будапештской ратуши, конкурс на модернизацию и расширение которой Эрик ван Эгераат выиграл еще в 2008 году. Речь, собственно, шла не только и не столько о реконструкции, сколько о завершении строительства: здание, в котором работает сегодня столичная мэрия, по сути представляет собой солидный, основательный, освященный столетиями недострой. Будущую ратушу – изначально пансионат для инвалидов и ветеранов войны – в 1716 году начал возводить Фортунато де Прати, через семь лет его сменил австрийский архитектор итальянского происхождения Антон Эрхард Мартинелли. К 1747 году была завершена первая очередь строительства – крыло, тянущееся вдоль нынешней улицы Варошхаз (в переводе с венгерского – Ратушная). Здание впечатляло как размахом, так и декором: барочный фасад длиной почти 190 м украшают центральная башня и три портика с аллегорическими статуями и барельефами, прославляющими победы Евгения Савойского и короля Карла III над Османской империей. В конце XVIII века здание было переориентировано под казармы для гренадеров, а ратушей стало только в 1894 году. Оригинальный план комплекса представлял собой прямоугольное в плане здание почти вдвое больше нынешнего, с четырьмя симметричными внутренними дворами. Однако по ряду причин – в том числе из-за проходившей почти вплотную городской стены – эти планы так и не были реализованы, и только в начале XXI столетия городской совет решил наконец замкнуть квадрат, построив вдоль бульвара Карой Кёрут, площади Ференца Деака и улицы Герлоци недостающее северное крыло. Был объявлен конкурс, выбран победитель, определены сроки окончания строительства – 2012 год, – но, хотя от старых городских стен давно не осталось ничего, кроме остатков каменной кладки ниже уровня земли, проект пока так и остается проектом. На этот раз по финансовым причинам: спад 2009 года сильно повлиял на венгерскую экономику.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План главного этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект Эрика ван Эгераата сочетает в себе реконструкцию исторического здания с новым строительством, площадь которого должна составить в сумме около 40 000 м2. Основная идея – максимальная проницаемость объекта, включение его в ткань городской жизни путем формирования новых пешеходных маршрутов (через ратушу удобно пройти от бульвара к пешеходной улице Ваци и дальше – к Дунаю, к мостам, ведущим в Буду) и привлекательного сочетания в рамках комплекса трех основных функций: культурной, административной и коммерческой. Разумеется, если сюда переедут два крупных музея, культурная составляющая получит мощную поддержку, но и в первоначальном проекте она играла важнейшую роль: центральную часть ансамбля занимает Форум, многофункциональное пространство, предоставляющее массу возможностей для проведения выставок, театральных представлений, концертов или конференций. Именно здесь архитектор предлагает разместить коллекции Музея Людвига и Национальной галереи. Отведенное под них крыло – очень подходящий в данном случае термин – именно что не то самолетным, не то птичьим крылом вклинивается в геометрически правильный план исторического здания. Площадь перед Форумом, перекрытая широкой навесной крышей, должна стать главными воротами комплекса; здесь планируется разместить кафе, информационные службы, площадки для организации разного рода мероприятий. Для общественных мероприятий может быть использован и внутренний двор музея – один из четырех дворов, задуманных еще Мартинелли, – но в первую очередь он, разумеется, предназначен для экспозиций.
Согласно предложению Эрика ван Эгераата мэрия сохранит за собой имеющиеся помещения и два внутренних двора – таким образом ее работе ничто не помешает. В той же части новой постройки, что идет вдоль улицы Иштвана Барци, можно разместить коммерческие объекты, добавляющие комплексу привлекательности для публики: магазины, апартаменты, арт-отель и т.п.
Мощная, подчеркнуто современная архитектура новых крыльев только на первый взгляд контрастирует с существующей частью комплекса и окружающей его городской тканью – на самом деле между ними, как всегда у Эрика ван Эгераата, существует масса более или менее очевидных связей, аллюзий, точных или вольных рифм. Главный фасад ансамбля, тянущийся вдоль бульвара Карой Кёрут, представляет собой масштабную метафору движения от старого к новому, от закрытости к прозрачности. Если у восточного угла он вольным эхом повторяет пропорции оригинального здания, подстраиваясь под правильный ритм нешироких окон, то по мере продвижения к площади Деака проемы все больше раздвигаются, простенки расступаются и теряют линейность, и вот перед нами уже белые силуэты деревьев, не столько закрывающие, сколько подчеркивающие пространство внутреннего двора. Здесь, кстати, кроется еще один смысловой слой: сейчас на месте этого двора расположен парк ратуши, который в новом варианте модернизации планируется оставить нетронутым, сохранив и дополнив его нынешние общественные функции – в парке часто проходят ярмарки и фестивали.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Пластическая кульминация проекта – прозрачная угловая башня, оформленная вырастающими из стилизованного парка главного фасада «стволами». «Смотровая башня не должна выглядеть оправданием того, что мы делаем, – комментирует архитектор. – Наоборот, она должна читаться как знак гордости за все новое». Но и эта вполне футуристическая конструкция чутко прислушивается к исторической ткани города: хрупкая, почти эфемерная, она не довлеет над окружающей застройкой, а вносит в нее новую гармонию. Вместе с двумя «соседками» – башней дома Анкера, памятника архитектуры начала XX века, и ратушной, XVIII столетия, они могут образовать впечатляющее трио. К башне примыкает «балкон города» – прогулочная галерея, проходящая по верхней части главного фасада, откуда тоже должны открываться впечатляющие виды.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Эрик ван Эгераат нередко определяет свои проекты как «современное барокко» – подразумевая под этим не стиль, а «личную стратегию проектирования», сложность и многослойность архитектуры. В проекте модернизации и расширения будапештской ратуши современное барокко ярко взаимодействует с историческим, подчеркивая и дополняя его. В этом контексте соседство в стенах ансамбля двух таких собраний, как Национальная галерея старых венгерских мастеров и коллекция современного искусства Петера Людвига, еще более усиливает его символику. Если добавить к этому факту очевидные преимущества проекта – экономическую эффективность, местонахождение здание ратуши на «музейной оси» города, достаточность существующей инфраструктуры, – становится ясно, почему альтернативное предложение Эрика ван Эгераата вывело дискуссию вокруг строительства музейного комплекса на новый уровень. И оно встречает все более широкое одобрение.Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Фасад © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Разрез © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План 1 этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План верхнего этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План цокольного этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План подземной парковки © (designed by) Erick van Egeraat
|