English version

Музейная альтернатива

Эрик ван Эгераат выдвинул альтернативное предложение в контексте дискуссии вокруг строительства музейного комплекса в городском парке Будапешта.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg
В Будапеште объявлены результаты конкурса на проект музейного комплекса, куда планируется переместить коллекции венгерского филиала Музея Людвига, Новой Национальной галереи и еще нескольких собраний. Комплекс будет размещен на территории двухсотлетнего городского парка Варошлигет, в планах городской администрации грандиозное строительство и серьезные инвестиции. Шесть крупных музеев, огромная площадь застройки – неудивительно, что и у профессионалов, и у публики то и дело возникает вопрос: что же останется от любимого горожанами парка? Не мог не задаться этим вопросом и Эрик ван Эгераат – опытный градостроитель, автор мастер-планов районов и целых городов, архитектор, который успешно работает в венгерской столице с 1991 года, прекрасно знает и искренне восхищается ею. «В Будапеште столько свободной земли и неиспользуемых участков, – удивляется он. – Зачем же разрушать популярный красивый парк, если с помощью музеев можно оживить исторические кварталы?»

Альтернатива, которую предлагает архитектор, логична, экономически эффективна, экологична и при этом красива. Начать с того, что, согласно расчетам команды ван Эгераата, все шесть назначенных к переезду музеев легко размещаются в радиусе километра от центра города. Скажем, два первых «переселенца» – Музей Людвига, переезжающий из Дворца искусств в районе Ференцварош, и Новая Национальная галерея, коллекции которой сейчас выставляются в изначально не пригодных для музея помещениях в Будайской крепости, – идеально впишутся в новое крыло будапештской ратуши, конкурс на модернизацию и расширение которой Эрик ван Эгераат выиграл еще в 2008 году. Речь, собственно, шла не только и не столько о реконструкции, сколько о завершении строительства: здание, в котором работает сегодня столичная мэрия, по сути представляет собой солидный, основательный, освященный столетиями недострой. Будущую ратушу – изначально пансионат для инвалидов и ветеранов войны – в 1716 году начал возводить Фортунато де Прати, через семь лет его сменил австрийский архитектор итальянского происхождения Антон Эрхард Мартинелли. К 1747 году была завершена первая очередь строительства – крыло, тянущееся вдоль нынешней улицы Варошхаз (в переводе с венгерского – Ратушная). Здание впечатляло как размахом, так и декором: барочный фасад длиной почти 190 м украшают центральная башня и три портика с аллегорическими статуями и барельефами, прославляющими победы Евгения Савойского и короля Карла III над Османской империей. В конце XVIII века здание было переориентировано под казармы для гренадеров, а ратушей стало только в 1894 году. Оригинальный план комплекса представлял собой прямоугольное в плане здание почти вдвое больше нынешнего, с четырьмя симметричными внутренними дворами. Однако по ряду причин – в том числе из-за проходившей почти вплотную городской стены – эти планы так и не были реализованы, и только в начале XXI столетия городской совет решил наконец замкнуть квадрат, построив вдоль бульвара Карой Кёрут, площади Ференца Деака и улицы Герлоци недостающее северное крыло. Был объявлен конкурс, выбран победитель, определены сроки окончания строительства – 2012 год, – но, хотя от старых городских стен давно не осталось ничего, кроме остатков каменной кладки ниже уровня земли, проект пока так и остается проектом. На этот раз по финансовым причинам: спад 2009 года сильно повлиял на венгерскую экономику.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План главного этажа © (designed by) Erick van Egeraat

Проект Эрика ван Эгераата сочетает в себе реконструкцию исторического здания с новым строительством, площадь которого должна составить в сумме около 40 000 м2. Основная идея – максимальная проницаемость объекта, включение его в ткань городской жизни путем формирования новых пешеходных маршрутов (через ратушу удобно пройти от бульвара к пешеходной улице Ваци и дальше – к Дунаю, к мостам, ведущим в Буду) и привлекательного сочетания в рамках комплекса трех основных функций: культурной, административной и коммерческой. Разумеется, если сюда переедут два крупных музея, культурная составляющая получит мощную поддержку, но и в первоначальном проекте она играла важнейшую роль: центральную часть ансамбля занимает Форум, многофункциональное пространство, предоставляющее массу возможностей для проведения выставок, театральных представлений, концертов или конференций. Именно здесь архитектор предлагает разместить коллекции Музея Людвига и Национальной галереи. Отведенное под них крыло – очень подходящий в данном случае термин – именно что не то самолетным, не то птичьим крылом вклинивается в геометрически правильный план исторического здания. Площадь перед Форумом, перекрытая широкой навесной крышей, должна стать главными воротами комплекса; здесь планируется разместить кафе, информационные службы, площадки для организации разного рода мероприятий. Для общественных мероприятий может быть использован и внутренний двор музея – один из четырех дворов, задуманных еще Мартинелли, – но в первую очередь он, разумеется, предназначен для экспозиций.

Согласно предложению Эрика ван Эгераата мэрия сохранит за собой имеющиеся помещения и два внутренних двора – таким образом ее работе ничто не помешает. В той же части новой постройки, что идет вдоль улицы Иштвана Барци, можно разместить коммерческие объекты, добавляющие комплексу привлекательности для публики: магазины, апартаменты, арт-отель и т.п.

Мощная, подчеркнуто современная архитектура новых крыльев только на первый взгляд контрастирует с существующей частью комплекса и окружающей его городской тканью – на самом деле между ними, как всегда у Эрика ван Эгераата, существует масса более или менее очевидных связей, аллюзий, точных или вольных рифм. Главный фасад ансамбля, тянущийся вдоль бульвара Карой Кёрут, представляет собой масштабную метафору движения от старого к новому, от закрытости к прозрачности. Если у восточного угла он вольным эхом повторяет пропорции оригинального здания, подстраиваясь под правильный ритм нешироких окон, то по мере продвижения к площади Деака проемы все больше раздвигаются, простенки расступаются и теряют линейность, и вот перед нами уже белые силуэты деревьев, не столько закрывающие, сколько подчеркивающие пространство внутреннего двора. Здесь, кстати, кроется еще один смысловой слой: сейчас на месте этого двора расположен парк ратуши, который в новом варианте модернизации планируется оставить нетронутым, сохранив и дополнив его нынешние общественные функции – в парке часто проходят ярмарки и фестивали.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat

Пластическая кульминация проекта – прозрачная угловая башня, оформленная вырастающими из стилизованного парка главного фасада «стволами». «Смотровая башня не должна выглядеть оправданием того, что мы делаем, – комментирует архитектор. – Наоборот, она должна читаться как знак гордости за все новое». Но и эта вполне футуристическая конструкция чутко прислушивается к исторической ткани города: хрупкая, почти эфемерная, она не довлеет над окружающей застройкой, а вносит в нее новую гармонию. Вместе с двумя «соседками» – башней дома Анкера, памятника архитектуры начала XX века, и ратушной, XVIII столетия, они могут образовать впечатляющее трио. К башне примыкает «балкон города» – прогулочная галерея, проходящая по верхней части главного фасада, откуда тоже должны открываться впечатляющие виды.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете © (designed by) Erick van Egeraat

Эрик ван Эгераат нередко определяет свои проекты как «современное барокко» – подразумевая под этим не стиль, а «личную стратегию проектирования», сложность и многослойность архитектуры. В проекте модернизации и расширения будапештской ратуши современное барокко ярко взаимодействует с историческим, подчеркивая и дополняя его. В этом контексте соседство в стенах ансамбля двух таких собраний, как Национальная галерея старых венгерских мастеров и коллекция современного искусства Петера Людвига, еще более усиливает его символику. Если добавить к этому факту очевидные преимущества проекта – экономическую эффективность, местонахождение здание ратуши на «музейной оси» города, достаточность существующей инфраструктуры, – становится ясно, почему альтернативное предложение Эрика ван Эгераата вывело дискуссию вокруг строительства музейного комплекса на новый уровень. И оно встречает все более широкое одобрение.
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Фасад © (designed by) Erick van Egeraat
zooming
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. Разрез © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План 1 этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План верхнего этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План цокольного этажа © (designed by) Erick van Egeraat
Проект для Новой национальной галереи и Музея Людвига в Будапешете. План подземной парковки © (designed by) Erick van Egeraat

01 Сентября 2015

Автор текста:

Лилия Аронова
comments powered by HyperComments
Designed by Erick van Egeraat: другие проекты
Эрик ван Эгераат: «Россия может добиться намного большего,...
Марина Хрусталева беседует с Эриком ван Эгераатом о его завершенных и длящихся российских проектах, а также о борьбе за проект и права архитектора, о судах, и о том, каким образом можно наполнить жизненной энергией почти любое здание, просто осознав, что ему нужна в этом помощь.
Звезда в море
Эрик ван Эгераат попробовал себя в жанре дизайна интерьера роскошной яхты – и получил престижную премию.
Тлеющий маяк
Эрик ван Эгераат превратил мусоросжигательный завод в датском городе Роскилле в пластический и световой спектакль.
«Огромный вызов»
Проекты всех четырех участников конкурса на Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Жана-Мишеля Вильмотта, Эрика ван Эгераата, Рема Колхаса и Сергея Чобана.
Светлые подземелья
Бюро Эрика ван Эгераата реконструировало старое здание Музея Дренте в голландском Ассене, добавив к нему подземное крыло с парком на крыше.
Про «Динамо»
Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Три в одном
Одним из самых обсуждаемых сегодня, бесспорно, является проект реконструкции стадиона «Динамо», разработанный совместно мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина и голландским архитектурным бюро Erick van Egeraat Architects. Летом прошлого года этот проект стал победителем международного закрытого архитектурного конкурса. Предложенный российско-голландской командой сложнейший с конструктивной точки зрения комплекс вызвал одновременно и восхищение, и серьезную критику экспертов.
Стадион в стадионе
28 января в отеле The Ritz-Carlton Moscow состоялся круглый стол с участием голландского архитектора Эрика ван Эгераата, посвященный проекту реконструкции стадиона «Динамо» в Москве. Выполненный в соавторстве с «Моспроектом-2», этот проект летом 2010 года победил в международном конкурсе, но защитниками наследия был встречен более чем критично. Теперь Эгераат лично попытался доказать, что в разработанном им варианте реконструкции стадиона соблюдены все интересы памятника.
Многообразие в единстве
В Лионе закончено строительство комплекса Le Monolithe, разные части которого под руководством бюро MVRDV проектировали голландские и французские архитекторы.
2:0 в пользу архитектора
Эрик Ван Эгераат выиграл второе дело у компании «Капитал Груп». На этот раз предметом разбирательства стал проект коттеджного поселка «Барвиха-Hills». В общей сложности (по двум искам) компания Капитал-Груп обязана выплатить бюро EEA Architects более 4 миллионов долларов за нарушение авторских прав и незаконное использование проектов.
Звезды для президента. Рикардо Бофилл и другие
В редакцию Архи.ру попали материалы, способные осветить недавно завершившийся закрытый конкурс на конгресс-центр в Стрельне несколько более подробно, чем это уже было сделано с прессе. Предлагаем вашему вниманию проекты иностранных архитекторов, участвовавших в конкурсе
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.