Директор института архитектуры i2a Людовика Моло объяснила, что для швейцарского архитектурного форума, который она возглавляет, исследование территорий и среды – вопрос изучения современной реальности. Архитектура помогает в прочтении и понимании феноменов жизни. И подборка лекторов для выступления в МАРШ – это шанс для россиян увидеть швейцарское «единство в разнообразии». Архитекторы – из разных регионов страны, закончили разные вузы, и у каждого – свой подход к проектированию, свои способы взаимодействия и влияния на окружающую реальность.
Никола Рагуши своим выступлением этот тезис подтвердил. Его родной Лугано – город в италоязычном кантоне Тичино на юге Швейцарии. Никола закончил школу архитектуры Женевского университета, живет в Барселоне. Хотя, если судить по его рассказу, живет и работает он в полете: начало и конец выступления визуально обрамляла видео-карта Европы с движением самолетов в реальном времени. Заказчики и любимые братья (их у Никола три) имеют разные евроазиатские адреса, в том числе, один из них – на берегу Персидского залива. Кроме того, Никола организовал межкультурный обмен – Connection Import–Export – программу по укреплению связей между Швейцарией и другими странами для «лучшего понимания профессии архитектора и ее значения в обществе».
Программа развивается как единый проект в виде серии передвижных выставок, форумов, обменов и встреч. Это не отчетные смотры по временным или территориальным признакам: каждый новый город или регион, присоединяясь к проекту, предлагает свою тему, отвечающую его культурному контексту. Достаточно упомянуть две последние: «Тичино. Архитектура и территория» и «Барселона. Социальное жилье в городском контексте» – в прошлом году эти выставки побывали и в Испании, и в Швейцарии. Экспозиции составлены из работ архитекторов до 50 лет – их отбирала комиссия профессионалов. Возрастной ценз – принципиальный момент, например, для Тичино, современная архитектура которого прославилась в 80-е годы прошлого века и укрепила свою репутацию благодаря проектам поколения Марио Ботта.
Однако за прошедшие десятилетия, вслед за изменением пейзажа, принципиально изменился контекст проектирования: города низкой плотности расширили свои пространства так, что долины превратились в безграничные поселения, где бессмысленно искать пригород и центр. В анклавах, разделенных дорогами, качество жизни стало иным. В этой ситуации уже недостаточно одних «правил местного дизайна» – как позиционировать здание по отношению к дороге или на склоне. Перед архитекторами стоят новые задачи. Поэтому организаторам выставки важно было понять: насколько развито у молодых критическое мышление? Есть ли желание сотрудничать с городским сообществом, а не только воспроизводить приемы проектирования 1980-х и 1990-х? Готовы ли они верно оценивать изменившиеся условия, чтобы делать архитектуру, отвечающую потребностям общества?
«Социальное жилье в городском контексте» – это как раз о том, как молодое поколение каталонских архитекторов убедительно среагировало на актуальные социальные требования. Проект Connection_Export Barcelona выявил новые виды и новые способы интеграции жилья и общественного пространства. Никола Рагуши показал на лекции несколько объектов.
Например, многофункциональный комплекс бюро Coll-leclerc в Эшампле, в плотной старой застройке. Архитекторы поставили в глубину квартала на 28,5 м два узких корпуса со смещением друг относительно друга, организовав между ними пешеходную зону, которая одновременно стала школьным двором и вместила спортивные площадки. В одном корпусе – начальные классы, во втором – 45 квартир по 45 м2, похоже, субсидированное жилье для молодежи. Принципиально – изменение типологии застройки, возможность пересмотра городских стандартов и нормативов. Для чего? Чтобы создавать эффективные программы, отвечающие потребностям разных групп горожан. Какие это могут быть группы – видно и по другим барселонским объектам.
В проекте Torre Julia – многоэтажном доме на небольшом участке у объездной дороги – перед архитекторами стояла задача разместить спортивный центр, офис компании-застройщика и квартиры для стариков. Разместили, создав еще и большие общественные помещения для разных местных организаций и групп.
А в доме «смешанного использования» от бюро Exe.Arquitectura на 32 квартиры – 44 подземных гаража, правда, и Медицинский центр в придачу – общее пространство для жильцов дома и горожан. По сути, это – дом престарелых, где подопечные живут вместе со своими опекунами, внутренние помещения организованы по принципу максимальной автономии «соседей». При этом объект не изолирован от города, буквально – физически и функционально – включен в ткань улицы… И каждый раз социальные потребности будущих жильцов для архитектора по значению приравнены к ТЗ. В одном проекте важно не просто обеспечить инсоляцию каждой квартиры, но предусмотреть общие пространства для принятия солнечных и воздушных ванн, в другом – устроить центр бытового обслуживания для молодых жильцов квартир-студий. Каждый раз – иной пространственный сценарий, требующий от проектировщика навыков взаимодействия со специалистами самых разных профессий, в том числе, гуманитариев.
Программа Connection Import–Export основана на опыте работы Никола Рагуши в Барселонском агентстве поддержки архитектуры (АААВ). Агентство объединяет междисциплинарную команду, в основе деятельности которой – образовательный эксперимент: в ходе открытых воркшопов возможно непосредственное общение студентов и преподавателей, и они вместе проводят исследования. Студентов обучают современным способам визуализации проектов, рассказывают о моделях развития бизнеса. Клуб АААВ устраивает презентации книг и кинопросмотры, там размышляют о свете в фотографии и о том, как чувственность может превратиться в сексуальную одержимость. Архитекторы оценивают усилия Ванкувера в устойчивом развитии, проводят балы с напитками и рисованием, обсуждают Connection и программу выставок исторических городов. Такое плотное и разнообразное совместное времяпрепровождение проектировщиков разных поколений, несомненно, развивает формальные и неформальные связи между коллегами, открытость и коммуникацию, и, главное, расширяет представление об аспектах взаимодействия человека и пространства.
Неизбежный вопрос: как архитекторы находят на это даже не столько время, сколько средства? Уровень подготовки, дизайна, пиара всех этих мероприятий и выставок говорит о продуктивном взаимодействии со спонсорами. Так оно и есть. И не случайно: по рассказу Никола, две трети усилий как раз приходятся на поиски и привлечение к проектам партнеров. Умение общаться, убеждать и увлекать так же необходимы современному архитектору, как рисование.
Да, Никола Рагуши, в первую очередь – архитектор, и проектная практика его бюро XNF Arquitectes ведется в разных направлениях. Это расширение жилой застройки города в Каталонии, развитие спортивной зоны в районе Эль Папийол, создание декораций для оперы, похожая на волшебное преображение реконструкция старых домов, строительство новых объектов, например, частного дома, где одно из окон раскрывается в резервуар с водой, который, в свою очередь, выглядит как естественный элемент пейзажа.
У бюро много артистичных выставочных экспозиций, и среди неожиданных решений – подача материала в прозрачных трубах, которые зрители могут вращать. Отдельная тема – мода. XNF Arquitectes сочинили для престижного бренда пространство из прозрачных тканей, на которых была напечатана экспозиция, посвященная 168-летней истории фирмы по выпуску одежды.
Несколько лет сотрудничества связывает бюро с организацией по поддержке молодых художников и дизайнеров, устраивающей дефиле в самых неожиданных местах Барселоны. Так, в рамках весенней культурной программы метрополитена столицы Каталонии на одной из центральных станций был устроен парад творений начинающих кутюрье.
А бюро Никола Рагуши придумало, как устроить гардеробную для моделей на срединной полосе траволатора, развести потоки пассажиров, и сделать шоу зрелищным и комфортным для всех. И этот пример показывает, что даже временные конструкции помогают создать яркий эффект и долговременную коммуникацию.