Выставочный павильон традиционно встречает посетителей Арх Москвы перед входом в ЦДХ, и его облик выражает идеологию премии, представление ее экспертного совета о современной деревянной архитектуре. В этом году на экспозиционный павильон был проведен конкурс, куда поступило 26 проектов, а победителем стало бюро Gikalo Kuptsov architects. Их «Периптер» идеально вписывается в подколоннадное пространство Дома художников, продолжает идеи модернизма и одновременно намекает на античную классику. Интересно, что в 1923 году на месте ЦДХ, т.е. и на месте экспозиции премии тоже, проходила Всероссийская сельскохозяйственная выставка, все павильоны которой были возведены из дерева, и на которой впервые была массово представлена архитектура конструктивизма. Такие параллели для премии отнюдь не случайны, так как АРХИWOOD превратился в многосоставной проект, и его создатели занимаются не только поиском и отбором объектов современной архитектуры из дерева, но и каталогизируют историческую деревянную архитектуру.
Отчет об экспедициях по русскому северу, в Карелию и Сибирь предварил вручение главной номинации премии. Присутствующие увидели сохранные фрагменты полноценной городской среды из дерева в Вологде и Томске, деревянные дома в стиле модерн в Екатеринбурге, сельские жилые дома в Кенозерском парке и множество деревянных церквей по всей России, иногда в совершенно плачевном состоянии. Параллельно с изучением российского наследия проект занимается налаживанием связей с архитекторами-деревянщиками из других стран. Рассказ о современном деревянном строительстве в Штирии (регион Австрии), предшествовал вручению премии в номинации «Общественное сооружение». Треть общественных зданий в Штирии строится из дерева: школы, детские сады, офисные здания, жилье и даже тюрьмы. Самый авторитетный архитектор региона Вернер Нуссмюллер стал в этом году членом жюри премии.
Вручение премий началось с номинации «Арт-объект», а перед тем публику ознакомили с фотоматериалами о многочисленных архитектурных фестивалях, проходивших по всей России: «Архстояние», «Праздник топора», «Города», «Самара-next», Sretenka Design Week и другие. Именно эти фестивали в основном «поставляют» объекты для номинации. Выбором народа здесь стала «Плотояхта» команды «Х-10»; лаконичный плавобъект, соединяющий функциональность с детской мечтой. А выбор жюри пал на тонко продуманное с инженерной точки зрения сооружение под названием «Столпы ОСВОДА», созданное на АрхФерме Степаном Липгартом («Дети Иофана»). Оба этих объекта были построены летом 2011 года на АрхФерме.
Следующая номинация – «Дизайн городской среды», и перед ее вручением собравшиеся узнали о еще одной стороне деятельности премии, а именно о выставке «Параллели», которая пропутешествовала по многим городам России и побывала Вологде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Конечно, большинство присутствующих посетили эту выставку прошлой осенью во флигеле «Руина» Музея архитектуры. Но интересно еще и то, что проехав с этой выставкой по разным городам, организаторы неожиданно обнаружили, что деревянный дизайн городской среды стал реальностью и воплощается в самых разных точках страны. А абсолютным победителем в этой номинации – по выбору народа и по решению жюри стал Станислав Горшунов с проектом летней площадки «Гнездо», расположенной на крыше торгового комплекса в городе-спутнике Нижнего Новгорода Бор. И Николай Малинин, и вручавшие премии Евгения Гершкович и Мария Игнатушко не могли не выразить своей радости по поводу того, что победивший объект находится в не в Москве, а в Нижнем.
Следующий победитель закрепил эту тенденцию ухода от столичного снобизма: в номинации «Малый объект» выбор народа отметил «Террасу», находящуюся в окрестностях Уфы и спроектированную Darkdesigngroup. С другой стороны, от Москвы никуда: выбор жюри в этой номинации пал на «Оранжерею», построенную в элитном подмосковном курорте «Пирогово» мастерской Тотана Кузембаева. Вручая премию, Александр Константинов затронул важный вопрос: что же есть деревянная архитектура – скелет, тело или кожа? В случае с деревянным каркасом «Оранжереи» это, безусловно, скелет, но в целом премия отвечает утвердительно во всех трех случаях – прозвучало со сцены.
Во время вручения премии в номинации «Общественное сооружение» ведущие вспомнили, что сто лет назад такие объекты существовали повсеместно. Это были, прежде всего, церкви и часовни, кроме того мосты, колодцы; сейчас у нас общественные сооружения из дерева – редкость, но все же в последнее время они стали появляться, хотя преимущественно в малых формах или в виде отделанных деревом интерьеров. Именно эти две вариации оказались в победителях – чудесный легкий арочный павильон Шахматного клуба в Нескучном саду архитектурного бюро FAS(T) по выбору народа и инфоцентр АрхФермы Ивана Овчинникова по выбору жюри. Шахматный клуб замечателен еще и своей социальной ролью, ибо он возрождает традиции любительских турниров на природе.
Главная номинация премии АРХИWOOD – «Загородный дом». Выбор народа остановился на лиричной даче Лунгиных в Подмосковье от архитектора Сергея Кругляка. Главное в этом доме – его атмосфера, ведущая свое происхождение от стародачных поселков, интеллигентских дач начала и середины ХХ века.
C выбором жюри в главной номинации в этом году все обстояло сложно. Жюри (в состав которого вошли в этом году вошли архитекторы Вернер Нусмюллер, Николай Белоусов, Александр Константинов, Александр Ларин, архитектор и ученый Ольга Севан, актер Даниил Страхов, архитектурный критик Дмитрий Фесенко) приняло непопулярное решение не присуждать первую премию. Причина в несформулированности критериев, все дома очень разные, какие-то обладают образностью, какие-то экологичностью, другие – отличным инженерным решением или продвигают социальный аспект архитектуры. Все это трудно привести к единому знаменателю, поэтому вместо одной главной премии присудили три: две вторых и специальный приз. Две вторые премии были отданы объектам экологической направленности. Это Шанти-дом, построенный в Крыму Валерием Борзиковым и Иваном Кибиревым, в основе структуры которого лежит фулеровский геодезический купол и первый на территории Подмосковья активный дом архитектурного бюро «Полигон» (совместный проект компании VELUX и компании Загородный Проект).
Специальный приз в главной номинации получили Алексей Розенберг и Петр Костелов за группу домов «Свитчер», построенную в клубном поселке в Тверской области. Вручая премию, известный австрийский архитектор-деревянщик Вернер Нуссмюллер сказал, что эти, в чем-то скандинавские и очень европейские по уровню архитектуры дома необычны своей образностью и тонкой игрой с масштабом.
После того как определились победители во всех номинациях, наступила пора специальных призов. Оргкомитет премии отметил проект АрхФерма, как уникальный живой музей, куда притягиваются творческие силы и постоянно создаются новые объекты из дерева. Иван Овчинников получил от руководителя проекта АРХИWOOD Юлии Зинкевич в подарок бензопилу. Илью Иванова наградили как главного фотографа деревянной архитектуры – он выполнил съемку примерно 90% всех объектов, номинировавшихся на премию. Журнал Maindoors.ru отдал свой спецприз авторам «Астановки» на АрхФерме, которые и спроектировали и собственноручно построили свое произведение. Журнал «Деревянные дома» вручил годовую подписку архитектурному бюро Дмитрия Глушкова за односемейный жилой дом в Подмосковье. Спецприз от генерального партнера премии компании HONKA получила команда WOWHAUS за преображение города с помощью дерева. Но самый необычный подарок получил Николай Малинин от архитектора Олега Карлсона. Чучело бобра на постаменте по замыслу дарителя должно стать первым памятником на будущей аллее архитекторов-деревянщиков.
Премия вручается при поддержке компании HONKA, соорганизатор – PR-агентство «Правила Общения», официальный партнер – курорт «Пирогово», партнеры экспозиции 2012 года – «3 Московская биеннале архитектуры» и компания PINO.