Новое аутентичное

О церемонии награждения и победителях ежегодной общероссийской премии за лучшую деревянную архитектуру АРХИWOOD.

Автор текста:
Татьяна Шовская

27 Мая 2012
mainImg
Церемония началась с короткого фильма о награждениях прошлых лет. Действительно, у конкурса есть уже своя небольшая история, в этом году он проходит в третий раз. За это время премия завоевала репутацию исключительно авторитетной и профессиональной, не потеряв при этом своего демократичного характера. Все это вместе очень приятно, и, безусловно, стало заслугой куратора премии Николая Малинина и ее организатора Юлии Зинкевич.
Павильон экспозиции АРХИWOOD перед входом в ЦДХ. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Куратор премии АРХИWOOD Николай Малинин. Фотография Анны Пешковой

Выставочный павильон традиционно встречает посетителей Арх Москвы перед входом в ЦДХ, и его облик выражает идеологию премии, представление ее экспертного совета о современной деревянной архитектуре. В этом году на экспозиционный павильон был проведен конкурс, куда поступило 26 проектов, а победителем стало бюро Gikalo Kuptsov architects. Их «Периптер» идеально вписывается в подколоннадное пространство Дома художников, продолжает идеи модернизма и одновременно намекает на античную классику. Интересно, что в 1923 году на месте ЦДХ, т.е. и на месте экспозиции премии тоже, проходила Всероссийская сельскохозяйственная выставка, все павильоны которой были возведены из дерева, и на которой впервые была массово представлена архитектура конструктивизма. Такие параллели для премии отнюдь не случайны, так как АРХИWOOD превратился в многосоставной проект, и его создатели занимаются не только поиском и отбором объектов современной архитектуры из дерева, но и каталогизируют историческую деревянную архитектуру.

Отчет об экспедициях по русскому северу, в Карелию и Сибирь предварил вручение главной номинации премии. Присутствующие увидели сохранные фрагменты полноценной городской среды из дерева в Вологде и Томске, деревянные дома в стиле модерн в Екатеринбурге, сельские жилые дома в Кенозерском парке и множество деревянных церквей по всей России, иногда в совершенно плачевном состоянии. Параллельно с изучением российского наследия проект занимается налаживанием связей с архитекторами-деревянщиками из других стран. Рассказ о современном деревянном строительстве в Штирии (регион Австрии), предшествовал вручению премии в номинации «Общественное сооружение». Треть общественных зданий в Штирии строится из дерева: школы, детские сады, офисные здания, жилье и даже тюрьмы. Самый авторитетный архитектор региона Вернер Нуссмюллер стал в этом году членом жюри премии.

Вручение премий началось с номинации «Арт-объект», а перед тем публику ознакомили с фотоматериалами о многочисленных архитектурных фестивалях, проходивших по всей России: «Архстояние», «Праздник топора», «Города», «Самара-next», Sretenka Design Week и другие. Именно эти фестивали в основном «поставляют» объекты для номинации. Выбором народа здесь стала «Плотояхта» команды «Х-10»; лаконичный плавобъект, соединяющий функциональность с детской мечтой. А выбор жюри пал на тонко продуманное с инженерной точки зрения сооружение под названием «Столпы ОСВОДА», созданное на АрхФерме Степаном Липгартом («Дети Иофана»). Оба этих объекта были построены летом 2011 года на АрхФерме.
Приз «выбор народа» в номинации «Арт-объект» получает команда «Х-10» за Плотояхту. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Приз «выбор жюри» в номинации «Арт-объект» получает Степан Липгарт, бюро «Дети Иофана». Фотография Анны Пешковой
Следующая номинация – «Дизайн городской среды», и перед ее вручением собравшиеся узнали о еще одной стороне деятельности премии, а именно о выставке «Параллели», которая пропутешествовала по многим городам России и побывала Вологде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Конечно, большинство присутствующих посетили эту выставку прошлой осенью во флигеле «Руина» Музея архитектуры. Но интересно еще и то, что проехав с этой выставкой по разным городам, организаторы неожиданно обнаружили, что деревянный дизайн городской среды стал реальностью и воплощается в самых разных точках страны. А абсолютным победителем в этой номинации – по выбору народа и по решению жюри стал Станислав Горшунов с проектом летней площадки «Гнездо», расположенной на крыше торгового комплекса в городе-спутнике Нижнего Новгорода Бор. И Николай Малинин, и вручавшие премии Евгения Гершкович и Мария Игнатушко не могли не выразить своей радости по поводу того, что победивший объект находится в не в Москве, а в Нижнем.

Следующий победитель закрепил эту тенденцию ухода от столичного снобизма: в номинации «Малый объект» выбор народа отметил «Террасу», находящуюся в окрестностях Уфы и спроектированную Darkdesigngroup. С другой стороны, от Москвы никуда: выбор жюри в этой номинации пал на «Оранжерею», построенную в элитном подмосковном курорте «Пирогово» мастерской Тотана Кузембаева. Вручая премию, Александр Константинов затронул важный вопрос: что же есть деревянная архитектура – скелет, тело или кожа? В случае с деревянным каркасом «Оранжереи» это, безусловно, скелет, но в целом премия отвечает утвердительно во всех трех случаях – прозвучало со сцены.
Представитель Darkdesigngroup получает приз за малый объект. Фотография Анны Пешковой
Тотан Кузембаев победил по выбору жюри в номинации «Малый объект». Фотография Анны Пешковой
Во время вручения премии в номинации «Общественное сооружение» ведущие вспомнили, что сто лет назад такие объекты существовали повсеместно. Это были, прежде всего, церкви и часовни, кроме того мосты, колодцы; сейчас у нас общественные сооружения из дерева – редкость, но все же в последнее время они стали появляться, хотя преимущественно в малых формах или в виде отделанных деревом интерьеров. Именно эти две вариации оказались в победителях – чудесный легкий арочный павильон Шахматного клуба в Нескучном саду архитектурного бюро FAS(T) по выбору народа и инфоцентр АрхФермы Ивана Овчинникова по выбору жюри. Шахматный клуб замечателен еще и своей социальной ролью, ибо он возрождает традиции любительских турниров на природе.  
Архитектурное бюро FAS(T) – победители в номинации «Общественное сооружение». Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Руководитель проекта «Архферма» Иван Овчинников – победитель в номинации «Общественное сооружение» по мнению жюри. Фотография Анны Пешковой
Главная номинация премии АРХИWOOD – «Загородный дом». Выбор народа остановился на лиричной даче Лунгиных в Подмосковье от архитектора Сергея Кругляка. Главное в этом доме – его атмосфера, ведущая свое происхождение от стародачных поселков, интеллигентских дач начала и середины ХХ века.

C выбором жюри в главной номинации в этом году все обстояло сложно. Жюри (в состав которого вошли в этом году вошли архитекторы Вернер Нусмюллер, Николай Белоусов, Александр Константинов, Александр Ларин, архитектор и ученый Ольга Севан, актер Даниил Страхов, архитектурный критик Дмитрий Фесенко) приняло непопулярное решение не присуждать первую премию. Причина в несформулированности критериев, все дома очень разные, какие-то обладают образностью, какие-то экологичностью, другие – отличным инженерным решением или продвигают социальный аспект архитектуры. Все это трудно привести к единому знаменателю, поэтому вместо одной главной премии присудили три: две вторых и специальный приз. Две вторые премии были отданы объектам экологической направленности. Это Шанти-дом, построенный в Крыму Валерием Борзиковым и Иваном Кибиревым, в основе структуры которого лежит фулеровский геодезический купол и первый на территории Подмосковья активный дом архитектурного бюро «Полигон» (совместный проект компании VELUX и компании Загородный Проект).

Специальный приз в главной номинации получили Алексей Розенберг и Петр Костелов за группу домов «Свитчер», построенную в клубном поселке в Тверской области. Вручая премию, известный австрийский архитектор-деревянщик Вернер Нуссмюллер сказал, что эти, в чем-то скандинавские и очень европейские по уровню архитектуры дома необычны своей образностью и тонкой игрой с масштабом.
Архитектурное бюро «Полигон» получило вторую премию в номинации «Загородный дом». Фотография Анны Пешковой
Призеры главной номинации Алексей Розенберг и Петр Костелов. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
После того как определились победители во всех номинациях, наступила пора специальных призов. Оргкомитет премии отметил проект АрхФерма, как уникальный живой музей, куда притягиваются творческие силы и постоянно создаются новые объекты из дерева. Иван Овчинников получил от руководителя проекта АРХИWOOD Юлии Зинкевич в подарок бензопилу. Илью Иванова наградили как главного фотографа деревянной архитектуры – он выполнил съемку примерно 90% всех объектов, номинировавшихся на премию. Журнал Maindoors.ru отдал свой спецприз авторам «Астановки» на АрхФерме, которые и спроектировали и собственноручно построили свое произведение. Журнал «Деревянные дома» вручил годовую подписку архитектурному бюро Дмитрия Глушкова за односемейный жилой дом в Подмосковье. Спецприз от генерального партнера премии компании HONKA получила команда WOWHAUS за преображение города с помощью дерева. Но самый необычный подарок получил Николай Малинин от архитектора Олега Карлсона. Чучело бобра на постаменте по замыслу дарителя должно стать первым памятником на будущей аллее архитекторов-деревянщиков.

Премия вручается при поддержке компании HONKA, соорганизатор – PR-агентство «Правила Общения», официальный партнер – курорт «Пирогово», партнеры экспозиции 2012 года  – «3 Московская биеннале архитектуры» и компания PINO.
Вручение бензопилы Ивану Овчинникову. Слева направо: Иван Овчинников, Николай Белоусов, руководитель проекта АРХИWOOD Юлия Зинкевич. Фотография Анны Пешковой
Премию вручает Генеральный директор московского представительства компании HONKA Александр Львовский. Фотография Анны Пешковой
Фотограф Илья Иванов. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Архитектурное бюро WOWHАUSE получило специальный приз за преображение городской среды с помощью дерева. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Премию вручает главный редактор портала «Экологическая архитектура» Лара Копылова. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Премию вручает архитектурный критик Григорий Ревзин. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Лауреаты главной номинации Алексей Розенберг и Петр Костелов. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Премию вручает архитектор Николай Белоусов. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Премию вручает архитектор Владимир Кузьмин. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой
Члены экспертного совета Николай Белоусов и Александр Львовский. Фотография Анны Пешковой
After-party после церемонии. Фотография Лизы Ильиной-Адаевой


Поставщики, технологии

27 Мая 2012

Автор текста:

Татьяна Шовская
comments powered by HyperComments
Гоголь-модули, чтобы трогали
В московских парках растут деревянные павильоны – хотелось бы сказать «как грибы после дождя», но, скорее - «как хризантемы перед заморозками». Политическая ситуация становится все менее прозрачной, а павильоны строятся наоборот – на основе конкурсов. Сразу два конкурса провел АРХИWOOD совместно с «Бюро 17» и Институтом книги. Первый – на проект трансформера «Гоголь-модуль», второй – на проект книжного кафе-клуба. Об их результатах, а также о смысле «павильонного времени» размышляет куратор обоих конкурсов Николай Малинин.
Пресса: Вернер Нуссмюллер: Люди должны жить ближе друг к другу,...
25 мая в рамках проекта АРХИWOOD состоялась лекция австрийского архитектора Вернера Нусcмюллера, специалиста по деревянной архитектуре, который также вошел в состав жюри премии АРХИWOOD (см. статью Оправдание деревом на Эка.ru).
Пресса: Оправдание деревом
Премия в области деревянной архитектуры АРХИWOOD в этом году вручалась в третий раз. Генеральный партнер - компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), соорганизатор - PR-агентство «Правила Общения». Официальный партнер - Курорт «Пирогово», партнер – компания PINO. Руководитель проекта – Юлия Зинкевич. Куратор – архитектурный критик Николай Малинин.
Пресса: Гид по архитектурной биеннале
Биеннале — наиболее осмысленная выставка архитектуры в Москве. Она балансирует между двумя различными аудиториями: профессиональным сообществом и интересующейся публикой. Так что теоретическая база биеннале может показаться несколько эзотеричной, что, однако, не мешает выставке быть увлекательной для всех зрителей. Участник биеннале, архитектор Кирилл Асс выбрал самые интересные события Третьей московской биеннале архитектуры.
Хоть периптером, хоть птеродактилем
АРХИWOOD – ежегодная премия в области деревянной архитектуры – заходит на третий круг. Процесс взросления отмечен новым рубежом: чтобы решить, как будет выглядеть выставка номинантов, был проведен конкурс. Очень жаль, что нельзя реализовать все 26 проектов – получился бы прекрасный оммаж Всероссийской сельскохозяйственной выставке, которая отметит в следующем году 90-летний юбилей. Тем более, что и стояла она ровно на том месте, где будет экспозиция АРХИWOODа. Впрочем, проекты современной деревянной архитектуры начали возникать в самых разных точках города... Об отрадной тенденции и о результатах конкурса рассказывает куратор премии АРХИWOOD Николай Малинин.
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Птица и самолеты
Корпус Авиационного университета во Флориде по проекту ikon.5 architects – не просто студенческий центр, но еще и идеальная площадка для наблюдения за небом.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.