Комплекс социального жилья «Квартиры на берегу» в Изоле. Фото Tomaz Gregoric
Рок Оман. Фото Ларисы Талис
Архи.ру: Вы хорошо известны в России как автор проектов социального жилья, но у вас есть и постройки для состоятельных людей. Какова для вас разница между работой с минимальным бюджетом и большей финансовой свободой?
Рок Оман: На самом деле, это более-менее одно и то же: ты начинаешь с начала, идешь от задания к главной идее. Ты должен развить эту идею и затем следовать шаг за шагом к завершению проекта. Я думаю, каждый новый проект — это своя история, каждый раз это путешествие в неизвестность.
Архи.ру: Приключение?
Р.О.: Приключение (смеется). Я думаю, можно целую книгу написать о каждом проекте. Сложно обобщить постройки с небольшим бюджетом как непростые, так как с более «дорогими» проектами тоже бывают проблемы. Везде есть свои плюсы и минусы.
Поселок Backbone Village. © Ofis Arhitekti
Архи.ру: Разве отдача не больше тогда, когда вы работаете для молодых семей с небольшими средствами?
Р. О. Не может быть никакого сомнения в том, что это главная задача архитектора. Ты чувствуешь себя полезным, а не так, как будто ты всего лишь функциональное орудие для исполнения чьих-то желаний. В этом [работе для социально незащищенных слоев населения] гораздо больше человеческого: ответственность, этика. «Меньше эстетики, больше этики» — этот слоган и вообще «социальное» стало особенно актуальным в нынешний период рецессии.
Жилой комплекс «Тетрис» в Любляне. Фотография © Tomaz Gregoric
Архи.ру: Судя по вашим работам, в Словении существует достаточно большая сфера социального жилья. Это наследие социализма или нечто иное?
Р.О.: Это интересный вопрос. Сразу вспоминается социальное обеспечение и здравоохранение: если вы сравните, скажем, американскую и словенскую системы, словенская окажется гораздо более человечной…
Архи.ру: Как и любая европейская…
Р.О.: Возможно, она даже более «социальна»… После получения независимости везде [в бывшем соцлагере] было одно и то же: разные истории с приватизацией государственных компаний, деньги постепенно заняли ключевое место, социалистический лозунг о всеобщем равенстве потерял привлекательность, но потом возникло экономическое расслоение и даже нестабильность в обществе, и люди начали с ностальгией вспоминать прошлое, когда у них «все было». Но сейчас совершенно другая эпоха, требующая иного подхода.
Студенческое общежитие на улице Рут-де-Пти-Пон в Париже © OFIS
Архи.ру: Насколько я знаю, Вы сейчас завершаете реализацию проекта в Париже, и это тоже проект с небольшим бюджетом…
Р.О.: По сравнению со Словенией, не с таким уж и небольшим, но для Франции, конечно, это так: это жилье для студентов, и на это не выделяют больших бюджетов.
Архи.ру: Велика ли разница между работой в Словении и Западной Европе?
Р.О.: Да, и особенно сейчас. В Словении в последнее время строительные компании существуют в очень неустойчивой атмосфере, вся эта сфера полностью обвалилась, почти каждую неделю очередная строительная фирма объявляет себя банкротом. Возникает «эффект домино», это влияет на зарплату рабочим, на гонорары за разработку проектов. А во Франции трудностей нет вообще. Гонорары, дедлайны — все очень точно и ясно. Особенно для государственного проекта все работает идеально, если сравнить со Словенией.
Архи.ру: Эти квартиры для студентов — это государственный проект?
Р.О.: Да, но после реализации здание отдадут в долгосрочную аренду, поэтому это скорее разновидность частно-государственного партнерства.
Жилой комплекс Baroque Court Apartments. Фото предоставлено OFIS arhitekti. Фотографы Tomaz Gregoric, Jan Celeda
Архи.ру: Вы также работаете с архитектурными памятниками, вспомним вашу реконструкцию Городского музея Любляны и жилой комплекс «Baroque Court Apartments». Насколько сложно работать с историческими постройками в Словении?
Р.О.: Я думаю, везде это сложно. Когда ты начинаешь проект реконструкции, это одна из самых сложных для архитектора задач, потому что никогда не знаешь, что будет обнаружено [в ходе исследования], это требует длительного времени, при этом много усилий требуется для сохранения исторической структуры.
Архи.ру: Строгое ли законодательство в этой сфере и насколько четко оно соблюдается? В Москве, к примеру, хорошие законы, но они не всегда выполняются…
Жилой комплекс Baroque Court Apartments. Фото предоставлено OFIS arhitekti. Фотографы Tomaz Gregoric, Jan Celeda
Р.О.: Да, я слышал о московской ситуации. В Словении государственное управление по наследию очень независимо и способно продвигать свое мнение, часто очень жесткое. С другой стороны, их есть за что критиковать: если в центре Любляны все сохраняется согласно высоким стандартам, обязательны археологические исследования и т. д., то на окраинах и, особенно, в сельской местности исторические постройки медленно разрушаются. Из центра приходят указания, но владельцы памятников не интересуются историей, а у государства в данном случае не так много инструментов воздействия.