English version

Владимир Плоткин. Интервью Григория Ревзина

Продолжаем публиковать тексты интервью с архитекторами – участниками экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале

В Москве у вас слава человека очень неординарного, вас журналисты называют «первым денди русской архитектуры».
Это на их совести.
Я о другом. При этом, вы убежденный сторонник современной архитектуры. Причем не искривления пространства, не нелинейности, а именно прямоугольного неомодернизма, я бы сказал, архитектуры структуралистского свойства.
Что такое неомодернизм, я не очень понимаю. Но с «неоструктурализмом» пожалуй бы согласился. Если бы был такой термин.
Так вот, это такая архитектура, в которой все просто и ясно. Здесь трудно сказать что-то новое после отцов-основателей модернизма.
Вообще-то, каждое здание – это что-то новое. Неповторимое стечение обстоятельств. И потом, современная архитектура связана с прогрессом. Там все время появляется нечто новое.
Да, я понимаю, новые квадратные метры, новые технологии, новые функции, современные материалы, неповторимые сочетания энергосетей, водоснабжения, канализации, принципиально новые схемы менеджмента. Все это страшно увлекательно. Но это какое-то неподходящее поле для дендизма. Ну, то есть, для проявления эстетического начала.
Я вообще-то не считаю, что технологии – это самое важное. Хотя, конечно, хочется соответствовать, быть на гребне прогресса. Но ведь тут мы испытываем трудности, производные от нашей экономики, отсутствия устойчивых знаний и навыков работы с современными материалами и деталями. Технологические новации еще не стали в наших проектах естественной частью художественной концепции. Я уверен, это дело наживное, но если сегодня признать, что технологическая инновация – самое главное, это значит здесь, в России – отказаться от архитектуры. Про менеджмент я не говорю, это вещь подчиненная архитектуре. Я не считаю себя хорошим переговорщиком, меня этот процесс не увлекает. Нет, есть неповторимость именно формы.
Фото: Алексей Народицкий
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»

Ну что же здесь может быть неповторимого? Какие новые формы возникли в современной архитектуре по сравнению с конструктивизмом, ну, или модернизмом вцелом? Уважение к контексту? Средовой подход?
Нет, дело опять-таки не в контексте. Вообще, я думаю, нацеленность на контекстуальность – сегодняшнее заблуждение, ошибка. Результат – скука, застой и самое неприятное – последовательное ухудшение контекста. Если стараться быть чуть скромнее, незаметнее соседа, то следующий шаг во времени – и уже твое творение (очень скромное) становится средой, и следующий архитектор делает что-то еще скромнее и т. д. Чем дальше, тем незаметнее. Чем лучше – тем хуже. Я, пожалуй, соглашусь с тем, что сегодняшний модернизм, в том числе и в самых лучших мировых проявлениях, выстроен на очень и очень легко воспроизводимых приемах. Настолько легко, что впору создавать канон. И уж во всяком случае, формулировать и классифицировать ставшие общепринятой нормой устойчивые во времени приемы, формосочетания, полюбившиеся абсолютно всему мировому архитектурному истеблишменту. И, разумеется, каноничность должна противоречить идее новизны…
Ну и где, в таком случае, место для поиска? Канон – это ведь как армейская форма. Все одеты одинаково.
Нет, ровно наоборот. Как раз здесь и возникает пространство поиска. Нужно изменить угол зрения. Вот, скажем, классическая архитектура. Я вырос в Петербурге, для меня первые архитектурные впечатления связаны именно с классикой. Ведь в ней никто не ищет новых форм. Ищут совершенство в уже найденных. Пропорции, соотношения масс, фактур, пространств – внутри канонических ордерных решений. Я думаю, может быть стоит взглянуть на современную архитектуру с этой точки зрения.
Она как-то по-другому выглядит?
На самом деле, да! Принципиально по-другому. Вот конструктивизм. Как ни странно, на меня никогда не оказывало большого влияния наследие русского конструктивизма. Которым мы, разумеется, справедливо гордимся. Но они – изобретатели. Они изобрели новую форму, но еще не нащупали правильные соотношения, пропорции – окон, проемов, колонн. Это еще очень сыро. Кроме Леонидова, который действительно чувствовал архитектуру, но ничего не построил. Однажды Хан-Магомедов написал, что современная архитектура еще только начинается, и конструктивизм, модернизм – это как архаика. Как первые дорические храмы VII-VI века до н.э., очень выразительные, но очень грубые. Они задали канон, а потом была архитектура времени Парфенона. Я бы, пожалуй, двигался в этом направлении.
Да, тут конечно еще есть куда двигаться. Еще довольно долгий путь.
Зря иронизируете. На самом деле, были архитекторы, которые тут сделали решающие шаги. Кстати, вот Корбюзье для меня – это именно не столько изобретатель, сколько человек, наделенный уникальным эстетическим чутьем. То есть он, конечно, новатор номер один, но у него все-таки потрясающее чувство гармонии, пропорций. И то, что он начал придумывать на тему «модулора» – ему просто хотелось получить математическое подтверждение своей художественной интуиции.Есть, пожалуй, еще один такой человек – Мис. Его я обожал почти до нервной дрожи. Я совсем не сентиментальный человек, думал, что меня уже ничем не проберешь, но когда я впервые оказался в Барселоне и пришел в его павильон, то вообще не понял, чем мы занимаемся! О чем мы вообще!
Да, это, конечно, эстетская архитектура. Все доведено до невероятно элегантной формулы. Причем элегантность – главное, а сама формула довольно-таки элементарная. Я в связи с этим вот что хотел спросить. В 70-е годы критика модернизма и отказ от него были связаны как раз с этой элементарностью, со стремлением свести сложности и противоречия, по выражению Вентури, к элементарной прямоугольной сетке. И даже то возвращение к современной архитектуре, которое мы пережили в 90-е, оно ведь было основано на отказе от этой элементарности. Отсюда нелинейная архитектура. Но у вас-то получается, что нужно просто шлифовать формулы простой модернистской сетки?
Нет. Так не получается. На самом деле, все гораздо сложнее. Во-первых – не сетка. То есть для меня сегодня – не сетка. Скорее матрица. Многомерная матрица, двух, трех, четырехмерная. Функция, конструкция, градостроительная ситуация, физика пространства, человеческое поведение – все это обладает какой-то мерностью, каждый элемент – своей, получается множество сеток с разными мерностями. Задача – эти сетки обнаружить, сорганизовать, соотнести, наложить друг на друга. В результате получается многомерный объект, со многими шкалами – расстояния, времени, функции, конструктивных элементов. Каждая единица – комплексное число. Причем уже здесь, на этом уровне, очень важно найти шкалу пропорций, чтобы все единицы соотносились гармоничным образом. Это сложные гармонии, когда один элемент вписан сразу в несколько гармонических рядов. Как в классической музыке.
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа на Селезневской улице
© ТПО «Резерв»

То есть вместо простого порядка получается сложный. Вместо таблицы умножения – таблица логарифмов. Но ведь все равно таблица. А сама суть неомодернистской революции – хоть вам и не нравится этот термин – была в попытке внести в современную архитектуру принцип индетерминированности, случайности, непредсказуемости. Уйти от таблицы в хаос нелинейного процесса.
Вот именно. Я рассказал только о том, что во-первых. Во-первых, матрица. Но это еще не архитектура. У нее нет ни начала, ни конца, это закон построения мира для данного конкретного случая, но не сам этот мир. Есть законы физики, а есть земля, которая существует в соответствии с этими законами. И, зная законы, можно много сказать о свойствах земли, но не предсказать, как она будет выглядеть. Здесь то же самое. Для меня важен принцип дуализма. Есть материя, есть дух. Матрица – это материя, закон построения материи. А есть живая жизнь, непредсказуемая, случайная – это дух. То, как объект живет. Матрица во-первых, жизнь – во-вторых, и это самое интересное! Непредсказуемое, неожиданное, случайное движение архитектурной материи – это как раз и есть признак, свойство духовного начала. Его важно не потерять, не утопить в сетке. Нужно суметь удержать эту непредсказуемость, нелогичность в рамках жесткой логики матрицы, которую сам же создал. Пропустить ячейку. Разрешить чему-то не попасть в матрицу, жить своей жизнью. Сделать акцент на слабой доле, как в музыке. Тут масса возможностей, это страшно увлекательно. Произвольное наполнение правильной матрицы разными красивыми штучками – эффект бывает часто совершенно неожиданным, непредсказуемым, удивительным. В проектах я всегда пытаюсь удивить. Без этого нет искусства.
Вы философ?
Нет, я архитектор. Критики почему-то любят определять архитекторов другими профессиями. Этот на самом деле художник, этот бизнесмен, этот ученый, этот политик. Я – архитектор. По-моему, это самая суть архитектурной профессии – находить законы жизни в данном тебе пространстве, доводить их до отточенности золотого сечения, а потом предоставлять жизни течь через пространство, как ей вздумается. Это даже словами довольно трудно описать. Зато в проекте, по-моему, сразу видно.
Скажите, из современных западных архитекторов кто-нибудь на вас повлиял?
Нет, не думаю. То есть, разумеется, Ле Корбюзье, но вы спрашиваете о современных. Я как-то в этом не нуждался. Я работал в Париже в бюро у Боффила, но это человек очень далекий от меня по вкусам. Я не стремлюсь сделать архитектуру, которая была бы на кого-то похожа, даже если заказчикам нравится какой-то конкретный образец. И не стремлюсь сделать непохожую. Я просто ищу, что надо сделать, и делаю.
Торговый комплекс «Времена года». Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Фото: Алексей Народицкий

То есть у вас своя, русская архитектура?
Тоже нет. Я не стремлюсь делать специфически русскую архитектуру. Я просто делаю современную архитектуру. В России, но мог бы и не в России.
Торговый комплекс «Времена года». Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Фото: Алексей Народицкий
Фото: Алексей Народицкий
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Демонстрационный корт с временными сборно-разборными трибунами и гостиницей для спортсменов в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча
© ТПО «Резерв»
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа на Селезневской улице
© ТПО «Резерв»
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа на Селезневской улице
© ТПО «Резерв»

17 Июля 2008

Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.