Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.11.2023

Баланс света

Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.

Рекомендации еще планируют доработать, а затем – передать Москомархитектуре. Благо ведомство – инициатор воркшопа, надо признать, что этот путь простой и прямой, и, может быть, действительно что-то изменится. Надо сказать, что МКА и раньше задумывалась над городской подсветкой, в общем-то, вечернее освещение это целая история, на протяжении пары десятилетий оно заметно изменилось. Очень неплохо стало на центральных улицах, да и все, практически, дома в Москве, не только «сталинские», но и модернистские типовые, получили ярко-желтые аттики, что сделало их в ночи довольно неузнаваемыми. И тем не менее несмотря на то, что сейчас архитекторы разрабатывают целые мастер-планы освещения для новых районов, вопрос не закрыт, и, кажется, с точки зрения людей с особенностями в Москве к нему еще не подходили. 

Как справедливо утверждают участники воркшопа, нижняя планка освещенности в наших нормативах зафиксирована, а верхняя – нет, так что подчас то городские службы, то девелопер «делают поярче», что некомфортно. С другой стороны, в темноте сложно видеть лица при жестовой речи, да и собаке-поводырю, как оказывается, некомфортно. И еще – здесь я впервые познакомилась с понятием «цилиндрическое освещение». ЮТ

Ролик, созданный специально для презентации работы воркшопа: 


Методичка выложена в сети (повторимся, ее будут дорабатывать). И тем не менее, публикуем ее и тут. 
 

Участники воркшопа: Амир Смыр, Карина Тюркбен (МАРХИ), Софья Медведева (РГАУ-МСХА), Ольга Евдокимова, Артур Крылов (НИУ МЭИ), Антон Перлецкий (ГУУ), Дарья Кузнецова, Екатерина Хамматова, Данила Бровин, Михаил Ежов (НИТУ МИСИС), Евгения Попова (МГХПА им. С.Г.Строганова), Арсений Игошев (РАНХиГС), Ксения Кармолина (ИТМО). 
Кураторы воркшопа: Дарья Новикова, Юлия Жаркова (Культура Света). 

Световая инклюзия
ON/OFF

[Вступление]
Свет в городе часто кажется вторичным, не таким важным как архитектура или городское планирование. Но именно освещение создает вечерний образ города и пространство для коммуникации, выполняет функцию навигации, а еще влияет на ментальное и физическое здоровье горожан. Значение света особенно актуально в нашей географической широте, где почти полгода жизнь человека проходит в условиях темноты или сумерек, часто осложненных плохими погодными условиями.

Качественное освещение городской среды сегодня должно соответствовать многим критериям, в том числе быть инклюзивным. Свет как сенсорный стимул воспринимается людьми неодинаково: влияют особенности нервной системы, зрения и слуха, физическое состояние и положение человека в пространстве. Поэтому для создания гуманистической среды недостаточно учесть общие рекомендации, ориентированные на человека без специальных потребностей.

Инклюзивный подход в проектировании – поиск баланса между интересами и потребностями разных групп людей. Такой метод в итоге повышает качество среды для всех горожан. Например, пандусы делают передвижение более комфортным не только людей на колясках, но и маломобильных групп населения в целом. В пространстве без лишней визуальной информации комфортнее себя будут чувствовать не только высокочувствительные к внешним раздражителям люди, но и большинство ней ротипичных. По аналогии с этими примерами: опыт людей с инвалидностью может подсказать светодизайнеру решение для освещения городской среды, кото рое окажется удачным для более широкой аудитории.
[О воркшопе]
Воркшоп «Световая инклюзия» организован фестивалем «Открытый город» и прошел под кураторством бюро светового дизайна «Культура света», команда которого уже имела опыт в проведении исследований на тему инклюзивного подхода в проектировании световых решений для общественных пространств. На протяжении двух месяцев студенты смежных с дизайном городской среды направлений погружались в тему инклюзивного проектирования освещения в городе. Программа воркшопа состояла из лекций о световом дизайне, очных просмотров реализованных световых решений на территориях жилых комплексов Москвы, встреч с носителями опыта инвалидности и лекции об инклюзии.

Результатом практической части воркшопа стали VR-инсталляция для выставки и рекомендации по проектированию освещения для городских пространств с учетом особенностей восприятия света незрячими, глухими, маломобильными и нейроотличными людьми. Важно помнить, что инклюзия – это прежде всего путь к гуманистической среде, на котором есть противоречия, связанные с разнообразием пользовательского опыта. Предложенные рекомендации – шаг к тому, чтобы сделать инклюзивный подход более понятным для специалистов, а значит и более распространенным в проектировании городской среды и освещения.
[Рекомендации]
В рекомендациях учитываются потребности и проблемы четырех групп горожан с особенностями восприятия пространства: незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие, пользователи колясок, люди с нейроотличиями. На серии лекций, встреч и прогулок по городу, проведенной специалистами инклюзивного отдела ГЭС-2, представители групп рассказывали о том, как они воспринимают освещение в городе и его характеристики, как оно влияет на их ежедневную жизнь. Анализируя сложности с которыми сталкиваются носители опыта и их потребности, студенты выделили черты удачных световых решений в городе с точки зрения инклюзивного подхода.
Глухие и слабослышащие люди
Освещение вечернего города сохраняет возможность для коммуникации. Особенно важно качество света для глухих и слабослышащих людей, которым нужно видеть лицо собеседника и его руки, если используется жестовый язык.

Хорошая видимость обеспечивается выбором расположения, высоты и шага расстановки опор, а также светораспределением приборов освещения. Для того, чтобы люди хорошо видели и детали маршрута, и лица собеседников необходимо обеспечить достаточный уровень горизонтальной и цилиндрической освещенности.

Здесь важно отметить, что в российских нормах освещения для городских пространств цилиндрическая освещенность пока нормируется только для исторической части города. Считаем, что введение норм для цилиндрической освещенности для всех пешеходных пространств существенно поднимет качество городской среды для всех категорий горожан. С помощью оптики и аксессуаров важно корректировать направление света так, чтобы не создавался эффект слепимости.
Рис. 1. Слева ситуация без учета интересов глухих и слабослышащих людей, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Рис. 1. Слева ситуация без учета интересов глухих и слабослышащих людей, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Незрячие и слабовидящие люди
Многие слабовидящие люди способны ощущать перепады яркостей света и цветовых температур. Респонденты отмечали, что хорошо освещенные фасады зданий являются для них ориентиром при передвижении по городу, позволяют «держать маршрут».

Создание достаточного уровня вертикальной освещенности в городе может быть дополнительным инструментом улучшения зрительного комфорта и для всех пользователей, создавая общее впечатление хорошо освещенного пространства. Избегать стоит резких пе реходов от освещенного пространства к темноте, ко торые могут также нарушить ощущение безопасности.

Некоторые незрячие и слабовидящие люди перемещаются по городу вместе с собакой-поводырем. Не смотря на то, что существенных особенностей восприятия световой среды собаками не было выявлено, из опыта респондента стало известно, что собаке тоже может стать тревожно в темноте, если она устала.
Рис. 2. Слева ситуация без учета потребностей незрячей группы населения, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Рис. 2. Слева ситуация без учета потребностей незрячей группы населения, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Люди с нейроотличиями
Незаметно для нас мозг и нервная система постоянно обрабатывают входящую сенсорную информацию из внешнего мира. Девяносто процентов информации для большинства людей – зрительные образы, в которых свет играет ключевую роль. Если он разнородный, его слишком много, и мы долго испытываем его воз действие, то наступает перегрузка нервной системы.

Восприимчивость к сенсорным стимулам довольно индивидуальна, но известно, что люди с особенностя ми нервной системы, например, с аутизмом, более чувствительны и сильнее подвержены перегрузкам.

Ситуативные изменения световой и цветовой динамики, такие как праздничное декоративное освещение, могут существенно повлиять на восприятие места и влиять на ориентацию в городе. Поэтому для нейроотличных людей важен предсказуемый сценарий освещения, без резких перепадов яркостей и активной динамики, смены цветов. Возможная сезонная смена освещения должна происходить плавно, чтобы была возможность привыкнуть к изменениям.
Рис. 3. Слева ситуация без учета запроса людей с нейроотличиями, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Рис. 3. Слева ситуация без учета запроса людей с нейроотличиями, а справа – с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Люди, передвигающиеся на колясках
Хорошее освещение подразумевает визуальный комфорт. Это достигается в том числе и правильным расположением светильника относительно уровня глаз человека.

Привычные яркие грунтовые светильники могут стать источником дискомфорта для людей, использующих коляски для передвижения, также как и болларды – из-за своей вы соты и направления света. Равномерное освещение без перепадов яркостей с высоких опор обеспечивает визу альный комфорт, обзор и хорошую видимость дорожно го покрытия, что крайне важно для этой группы населения.

Использование световой навигации (световых меток) будет полезно для выделения заездов на пандусы и обозначения препятствий, которые сложно заметить в темное время суток.
Рис. 4. Слева ситуация без учета потребностей людей, передвигающихся на коляске, а справа с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Рис. 4. Слева ситуация без учета потребностей людей, передвигающихся на коляске, а справа с учетом. Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
[Заключение]
Несмотря на разный опыт и особенности респондентов, можно выделить общую закономерность: визуальный комфорт, равномерность и пред сказуемость – значимые факторы качества освещения для абсолютно всех выделенных групп.

Воркшоп показал, что применение знаний об особенностях восприятия освещения людей с опытом инвалидности помогает создавать ту световую среду, в которой любой человек будет чувствовать себя хорошо. Более того, при составлении рекомендаций рабочая группа проекта фокусировалась также и на тех общих потребностях, которые есть у всех горожан, поэтому внедрение инклюзивного подхода не окажется сложным.

Главный шаг на пути к гармоничной световой среде в городе состоит в том, чтобы начать обращать внимание на многообразие интересов потребностей горожан. И мы надеемся, что рекомендации по могут широкой аудитории специалистов, причастных к планированию освещения в городах, сделать его комфортным и инклюзивным для всех людей.
Воркшоп
Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»
Воркшоп
Воркшоп "Световая инклюзия. On/Off". Кураторы Культура света
Материалы воркшопа фестиваля «Открытый город» 2023 / предоставлено бюро «Культура света»