Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.10.2022

Архсовет Москвы – 77

Юлия Тарабарина
Объект:
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36, корп.13
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградский проспект, д. 36, корп.13
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Руководитель проекта: Ольга Реунова
Главный архитектор организации: Дмитрий Иконников
ГАП: Софья Козлова; ведущий архитектор проекта: Алан Хидиров, Сергей Ряузов; архитекторы: Диана Кошерова, Елизавета Матвеева. Визуализатор: Дмитрий Захаров

Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.

Предмет обсуждения – офисная башня на северном треугольнике территории ВТБ Арена Парка, где сейчас расположен офис продаж комплекса. Авторы проекта – архитекторы UNK, заказчик компания ГАЛС. Проект представлял Юлий Борисов. 

Основной сюжет рассмотрения: UNK предложили повысить высотную отметку с разрешенных раннее 100 м до 150 м, сделав, таким образом, объем, который должен вместить 80 000 м2, более стройным, чем если бы он соответствовал первоначальному высотному ограничению. 

Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Форма башни – квадратный в плане параллелепипед со срезанными по косой углами – расширяющийся кверху силуэт немного напоминает олимпийский факел. Таким образом авторы, по словам Юлия Борисова, отреагировали на соседство стадиона Динамо, навевающего спортивные аллюзии. Форма также мотивирована тем, что верхние этажи дороже нижних (вверху, как прозвучало на совете, устраивает себе офисы начальство), а также, по словам Александра Асадова, – инсоляцией. Фасады башни трактованы в виде тонкой сетки вертикальных пропорций: архитектурное стекло и фибробетон. Этажи объединены по вертикали по три, на срезанных углах объем расширяется кверху тонкими пластинами-ступеньками.
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Две главные «отправные точки» – ближайшие здания Арены Парк: жилой дом 12 (36к40) Сергея Чобана и офисная башня 8 (36к41) Владимира Плоткина. Это самые высокие объемы комплекса, они соответствуют актуальному на момент его строительства высотному ограничению 100 м.

Новая башня Юлия Борисова откликается на рисунок фасадов бизнес-центра Владимира Плоткина – тонкую вертикальную сетку, растягивая ее на три этажа вместо двух, расставляя проемы в шахматном порядке, но в целом улавливая те же пропорциональные соотношения. На угловых «срезах» сетка превращается в ребристо-складчатую структуру, немного напоминает мукарнасы, но не изменяет ортогональной логике решетки. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Отдельная тема – стилобат. Здание стоит на одном ярусе подземной парковки, еще сколько-то парковочных мест умещается во втором этаже стилобата – в общей сложности на 134 машины (всего лишь! – Юлий Борисов объяснил это тем, что большинство сотрудников будет идти от метро). Двухъярусный стилобат высотой 10.5 м с благоустроенной кровлей занимает весь треугольник участка. 

Первый этаж – магазинно-общественный, как это принято в наше время. Кровлю, оформленную проницаемым контуром-«перголой», прорастающей из пилонады внешнего контура, планируется благоустроить. К слову сказать, новая башня Арены Парка стала одним из трех проектов, недавно анонсированных компанией ГАЛС на ее сайте. Там, в числе прочего, говорится, что «стилобатная часть бизнес-центра будет выполнена в неоклассическом стиле».
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Отдельным вопросом на совете стала доступность пространства на кровле стилобата: только ли для офисных сотрудников, или для всех горожан и всегда, или для горожан в какие-то особенные моменты? За расширение общественной функции особенно ратовал – как обычно – Петр Кудрявцев. Впрочем, первые этажи будут доступны для всех, как и территория, вплотную примыкающая к стилобату. По словам Юлия Борисова, в актуальном проекте продуман выход для горожан на кровлю.
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Авторы мельком показали множество проработанных вариантов, среди них есть как обтекаемые стеклянные, так и подчиненные разным видам сетки. Лично мне нравится номер 59, с объемной граненой решеткой. Но выбран был вариант достаточно контекстуальный. Юлий Борисов назвал этот путь «нейтральным». 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Варианты масинга. Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Варианты масинга. Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Предложена и вечерняя подсветка. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Совет принял проект в целом доброжелательно, поддержав и повышение высоты, и общественное пространство стилобата.

Владимир Плоткин, автор одного из ближайших зданий, высказал сомнение в использованном модуле, который объединяет 3 этажа и, вслед за зданиями Арены Парка, выстраивает все ту же 12-ярусную структуру в еще большем масштабе: «...можно было бы проигнорировать этот ритмический ряд. Здание другое, ему не стоит стесняться своей высоты 150 метров. Можно было бы честно отсчитать этажи, не объединяя их, или использовать нейтральную сплошную фасадную оболочку». 

Михаил Посохин полностью поддержал проект, хотя высказал сомнение в том, что 80 000 м2 могут в нем уместиться, и также усомнился в функциональности кровли стилобата, особенно зимой. Петр Кудрявцев подчеркнул значение общественного пространства в стилобате и на его кровле, Александр Цимайло поддержал его в том смысле, что офисным работникам надо где-то отдыхать.

Новый эксперт архитектурного совета Дмирий Сухов предложил увеличить плотность стены. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13 © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13 © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13 © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13 © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

В сущности, единственным критическим выступлением был отзыв Сергея Скуратова: «...если заказчик категорически не хочет отказываться от 80 000 м2 – мы все уже много лет сталкиваемся именно с такой ситуацией, – я бы рассмотрел возможность повышения высотности как минимум до 200–220  м. Таким образом мы могли бы получить площадь этажа не 2200 м2, а около 1000 м2, если бы часть объема спрятали в стилобат». Кроме того, Сергей Скуратов предложил сместить башню – с уже большей высотой и более тонким силуэтом – максимально влево, на северный угол участка, сейчас занятый стилобатом. В итоге объем стал бы элегантнее и перестал бы столь явно замыкать перспективу ТТК со стороны Беговой. «Я прекрасно понимаю, что архитектор у нас, увы, не все может. Но я бы попытался поставить эту башню не как в римской архитектуре, по оси, а сдвинув его и сделав изящнее. В этом варианте я не могу поддержать проект при всем моем уважении к автору».

С идеей большего увеличения высоты, впрочем в более сдержанном тоне – поддержав проект в целом – согласились выступавшие позднее Юлия Бурдова и Елизавета Лихачева. 

Мы переспросили Юлия Борисова о возможности еще больше увеличить высоту здания в проекте, ответ был таким: «Да, у нас были варианты 100, 150 и 180 метров высотой. Последний вариант проигрывает объему высотой 150 м технически, а разница в эстетике при этом невелика. В целом я бы сказал, что не в каждом месте уместно самое стройное и самое высокое здание. В данном случае оно «оторвалось» бы от комплекса ВТБ Арена Парка. Я бы так сказал: несложно нарисовать очень узкий или очень высокий объем, сложнее спроектировать его реалистично, и архитекторы, специализирующиеся на офисных зданиях, знают, что почти невозможно сделать такой объем эффективнее и экономичнее, чем здание со стандартным соотношением высоты и площади этажа». 

Сергей Кузнецов, резюмируя, ответил Сергею Скуратову: «Во-первых, мы на всех знаковых проектах всегда говорим заказчикам и архитекторам, что мы готовы поддерживать архитектурную композицию даже если противоречит ГПЗУ. У нас очень много примеров изменения ГПЗУ, один из примеров – здание Евгения Герасимова, со шпилем, которое стоит через дорогу. Мы тоже смотрели его на Архсовете, была изменена высота, объем более кубический приобрел вертикальный силуэт. Мы поддерживаем, но надо всегда помнить, что есть и заказчик. Сейчас инвесторы не всегда готовы идти в высоту, потому что это дороже и привезти необходимое оборудование стало сложнее. Я не готов сказать, что повлияло именно здесь, но мы никогда не пытались бы ограничить высоту, если бы у команды заказчика, инвестора и архитектора было бы желание делать такой силуэт, с нашей стороны они получили бы поддержку. Я считаю, что это все-таки вопрос коллегиального решения, а не только нашего настояния. Я полагался на авторов, они услышали комментарии и могут подумать. Мне кажется, в основном все положительно оценили проект, поэтому я предлагаю поддержать его по сумме мнений. Но, как всегда, еще раз скажу, что призываю авторов внимательно посмотреть те комментарии, которые были высказаны. По поводу высоты – могу сказать от себя, что если у команды разработчиков будет желание попробовать что-то сделать с высотой, мы против не будем. Хотя я считаю, как человек, участвовавший в проекте [ВТБ Арена Парка, – прим. ред.] в составе команды, которая разрабатывала мастер-план, я прекрасно помню проект, – могу сказать, что такое здание очень хорошо вписывается в рамки этого мастер-плана. Авторы очень хорошо отреагировали на мастер-план – это мое мнение не как главного архитектора, но как члена той команды, которая работала над проектом на Беговой».

Архитектурный совет поддержал проект. 
 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022