Древолюция на древозаводе

Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В 2002 году архитектор Николай Белоусов перестал работать в крупных мастерских и проектных институтах и основал собственное производство срубов и деревянных домов по авторским проектам. Производство поселилось в ближних окрестностях города Галича Костромской области и получило название Обло, происходящее от одного из видов кладки сруба – когда «хвосты» бревен выступают по углам. В 2003 году на новом в тот момент заводе прошел первый фестиваль Древолюция – он же практикум по деревянной архитектуре. Сразу же была заявлена главная цель практикума – дать возможность студентам и молодым архитекторам изучить технологию деревянного строительства и производства объектов из дерева, в том числе, «руками», самостоятельно рубя, пиля и приколачивая. И одновременно создать, конечно, ряд архитектурных объектов, достойных судейства и внимания жюри. С тех пор фестиваль-практикум проводили в разных местах страны, от Петербурга и Осташевского терема, расположенного между Галичем и Чухломой, до дома архитекторов в Суханове, других подмосковных мест и Арт Плея в Москве.
Николай Белоусов, инициатор и руководитель практикумов Древолюция. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Летом 2022 года Древолюция вновь «приземлилась» на родном месте, на территории Project OBLO, юго-западную часть которой и предстояло осмыслить участникам, студентам архитектурных вузов, среди которых на этот раз было довольно много тех, кто только закончил 1 курс. Они разделились на 5 команд, от одного до семи человек, и за 2 недели построили 5 объектов.  

По словам основателя, вдохновителя и бессменного «тьютора» практикума Николая Белоусова, новоосвоенный участок заводской территории – раньше он был заполнен бурьяном, а теперь расчищен – должен будет стать архитектурным музеем или, к примеру, парком, что стало неким бэкграундом для размышлений участников практикума. Но Николай Белоусов задал также и тему «Поле полета»: завод расположен на возвышении, на водоразделе между бассейнами Волги и Северной Двины, – так что глядя на окрестные дали так и хочется «раскрыть руки и полететь, как птица». Всех обдувает легкий ветерок. 
  • zooming
    1 / 7
    Один из авторов объекта «Другой» на платформе объекта «Безвесье» (больше известного как «Облако»), построенного его коллегами. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Объекты, вполне художественные, неплохо соседствовали с заводским окружением. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Брусья в пейзаже. Вид от завода на новую территорию. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Реалии завода: серебристый старый забор. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Вид с платформы объекта «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Вид с платформы объекта «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Палаточный лагерь участников расположился прямо между штабелями бревен.
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем работать участникам пришлось на 30-градусной жаре. Любой ветерок был в радость. Для проектирования Николай Белоусов переоборудовал бывший грузовой гараж в новый зал: не только со столами, кофеваркой, кладовкой-холодильником, но и с камином и даже с роялем Schröder. 
Зал, оборудованный для работы участников практикума. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Приготовление праздничного ужина. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Жюри состояло из 17 человек – в том числе Андрей Гнездилов, Анатолий Голубовский, Елена Гонсалес, Игорь Козак, Владимир Кузьмин, Николай Лызлов;
победители Древолюций 2021 также вошли в число экспертов. Пять объектов осматривали несколько часов, потом пару часов обсуждали, голосовали и еще столько же обсуждали проекты с их авторами. 

На мой взгляд результаты работы практикума разделились на проекты с «градостроительным» сюжетом, претендующие на осмысление и освоение территории завода с приданием ей – позволю себе это озвучи
ть – некоторого нового, непрагматического, «музейного», смысла. Другая часть – просто симпатичные фестивальные объекты. Поэтому, поскольку жюри достаточно долго колебалось с решением и приняло решение с перевесом в один голос, позволю себе распределить проекты по темам, обозначив присужденные места.

 
Осмысление пространства: кардо и декуманус

«Просвет» / 1 место 
Команда «Просвет»:
Елизавета Кестер, Татьяна Ужейко, Полина Берова, Мария Анисимова, Евгения Уткина, Арсений Род, Екатерина Шишова

Команда проекта «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект, прямо скажем, наименее зрелищный, но с точки зрения работы с пространством завода в его старой и новой части – самый масштабный и осмысленный. Авторы обнаруживают на плане существующую ось, которая совпадает с главным проездом по территории; по сторонам – существующие рабочие помещения и офис управляющего. Зал, в котором практикум работал над проектами, также входит в состав построек, фланкирующих «главную улицу». 
Объект «Просвет». План. Черным контуром показана старая территория завода и существующие постройки, красным – созданные и предполагаемые объекты. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Найденную – и казалось бы, в целом очевидную – пространственную ось авторы проявляют несколькими объектами. Въездные ворота предлагают перенести: сейчас они чуть в стороне от оси. Новые ворота построить не успели, но их, как говорят участники, можно соорудить на следующей Древолюции. Пока же будущий въезд отметили деревянными слегами. 
Место будущих ворот отмечено за забором двумя деревянными слегами, существующий въезд – слева. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В конце оси авторы, расчистив поле от бурьяна, сохранили одно дерево – ракиту, и обустроили вокруг нее небольшой амфитеатр, на котором проходило награждение и обсуждение; во все остальное время там тоже кто-то сидел или лежал. Дерево дает удачное укрытие от солнца, поскольку его тень на протяжении дня постепенно накрывает разные части амфитеатра – в чем можно увидеть почти античное внимание к особенностям среды. Получился, практически, булевтерий (так называлось место сбора городского совета в греческих городах; жюри в данном случае выступило в роли такого совета). 
Дерево ракита, очищенное от сорняков, оно «держит» и замыкает пространственную ось. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Обсуждение проектов на амфитеатре вокруг дерева. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Если отойти чуть правее, дерево над прудом напоминает о парках палладианских вилл и усадеб. Объект «Просвет». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Важно, что всё построено из отходов древесного производства: неочищенных от коры горбылей и остатков необрезных досок, которые в обычной практике лесопилки перерабатывают на щепу. Так что объекты получились довольно хлипкими и неяркими, они – по словам авторов – даже рассчитаны на то, чтобы исчезнуть через какое-то время, но зато – наделены экологической ответственностью. Специфика «бросовых» материалов к тому же помогает снять пафос предлагаемых идей: проект получился не столько визуально, сколько «умопостигаемым», и вся работа в целом выглядит не столько как объект-реализация, сколько как большой макет, «градостроительная проработка» в масштабе 1 к 1. 

Так что сами объекты может быть и исчезнут, но планировочная идея имеет все шансы сохраниться и развиться. 

По центру авторы установили «арку» – самый заметный из объектов. Это прозрачная П-образная конструкция из необрезных досок с двумя «крыльями», которые делают ее более устойчивой: одно, справа, выступает вперед, другое, слева, назад. Поэтому анфас – особенно с «главной» точки зрения – объект выглядит как рамка-«видоискатель» вокруг дерева, но если посмотреть сбоку, превращается в усеченную пирамиду (Владимир Кузьмин пошутил: «кому-то нравятся арки, кому-то пирамиды»). Аналогии с триумфальными арками римских форумов очевидны. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Просвет». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее очевидны аналогии и с пресловутой планировкой римских военных лагерей, на основе которых потом возникали европейские города. В основе такого лагеря лежало пересечение под прямым углом двух улиц: кардо, ведущей с юга на север и декумануса, с востока на запад. В данном случае территория с ее естественными координатами повернута ровно под углом 45° к параллелям и меридианам, что противоречит римскому правилу, но опирается на существующий контекст – но заметим, что именно поворот под углом позволяет дереву защищать амфитеатр от солнца на протяжении всего дня.
Рамка «арки» выглядит неожиданно уместно между заводским ангаром (слева) и домом Николая Белоусова (справа). Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время «римское» пересечение двух главных осей имеет смысл и для первого проекта, и для следующего, пространственно срифмованного с ним. 
«Другой» / 3 место 
Команда «150х150»:
Илья Бедник, Василий Говорун (закончили 2 курс МАРХИ), Евгения Удалова (МАРШ, выпускник бакалавриата), Алина Паршикова, Тимофей Смелов, Артём Минасян (закончили 1 курс МАРХИ), Виктор Маркин (ВГТУ, выпускник бакалавриата)

Команда проекта «Другой». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Василий Говорун, 2 курс МАРХИ (2021/2022), рассказывает о проекте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Название может быть прочитано как «другой путь», а также в смысле философии экзистенциализма, о чем авторы сразу сообщили жюри. 

Кроме того, постепенно выяснилось, что команды «Другого» и «Просвета» согласовали свои планировочные решения и ракурсы, которые открываются при проходе по объектам. 

Дело в том, что «Другой» – действительно можно понять как декуманус, вторую поперечную ось регулярно организованного пространства. Она также присутствует в контексте, это граница между старой и новой территорией. В то же время вторая ось трактована, в отличие от парадной, прямой и, повторюсь, очевидной оси «Просвета» совершенно по-другому. 
Объект «Другой». План. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Начать с того, что левого, если смотреть от входа, крыла у нее нет, зато правое расщепилось на две части. Одна «работает» изнутри – это длинный пандус, который поднимается, опираясь на земляную насыпь, вверх, нависая консолью над забором с видом на поле и закат (на северо-запад, в темноте августовским вечером прямо на ковш Большой Медведицы). 
Объект «Другой». Закат, 06.08.2022. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Звездное небо, ок. 23:00 06.08.2022. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пандус длинный, пологий, из-за своей протяженности несколько несуразный – однако взлетающий над забором, как крыло или взлетная полоса, что неплохо раскрывает тему «Поля полетов». Жюри поговаривало о том, не соорудить ли под консолью бассейн для прыжков, а архитектор Игорь Козак из Иркутска проассоциировал пандус с «дорогой за границу». Собственно, она и пересекает, впрочем в воздухе, границу участка. 
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Другой». Пандус. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Другой». Макет. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Другой». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Другой». Вид на консоль и поле. Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть половина декумануса ведет не куда-нибудь, а в небо. Но это только один из предусмотренных путей. Другой – партизанский, это вход снаружи, из-за забора, по тропинке и старым доскам. Он еще больше похож на «путь за границу», в особенности для мигрантов. 

Как и в первом проекте, здесь намечен новый, не существовавший ранее вход – не только намечен, но и устроен в разрыве старого заводского забора, причем часть забора даже перенесли на новое место: разрыв не просто дыра или калитка, линия ограды, хотя она и не шла здесь до конца территории, намеренно разорвана, граница стала зигзагообразной. Это второй путь, если первый был изнутри-наружу, и такой, летящий, – то это снаружи-внутрь и тихий, по нему на цыпочках, как будто, надо пробираться. 
Объект «Другой». Ход снаружи, с поля. Внутренее пространство завода и будущего музея архитектуры авторы объекта окрестили «Аркадией». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Узлом, который связывает два разных пути «сюда» и «отсюда», стала большая двухъярусная калитка. Ее особенность в том, что двери находятся в одной плоскости и связаны между собой, а направление хода и взгляда внизу и вверху пересекаются под углом 90°, поэтому когда калитку внизу открывают, то вверху она закрывается (может дать по носу, хотя ход довольно медленный), и наоборот. Закрыли там – открыли здесь. Только для поворота пришлось в помосте пропилить четвертьциркульное отверстие, куда неосторожный посетитель может угодить ногой. Впрочем, все были осмотрительны.
Объект «Другой». Разрыв в заборе и двойная калитка. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Разрыв в заборе и двойная калитка. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Отверстие в помосте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект сложен и интересен даже более, чем «простой» прямой путь, хотя, в целом, они друг друга достойны. Я даже предлагала дать ему первое место. Только этот проект, к тому же, сопровождали рисунки, их выполнил Тимофей Смелов. 
Объект «Другой». Графика. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Другой». Тимофей Смелов, автор зарисовок. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


Парковые скульптуры

Три других работы по жанру ближе к фестивальным объектам-инсталляциям и даже элементам благоустройства. 
«Безвесье» / 2 место
Тупикова Елена, Гришин Владимир, Сорокина Наталья (закончили 1 курс МАРХИ)
Команда объекта «Безвесье». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект «Безвесье». Макет. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если «Просвет» осмысляет главную прямую ось, а «Другой» взлетает в сторону полей, то «Безвесье» – его дружно прозвали «облаком» по форме помоста – стремится вверх. Объект относится к типологии «этажерок», такие строят на многих фестивалях и выставках, он позволяет, пробежавшись по лестницам, подняться на какую-то высоту. Люди любят забираться вверх, не только чтобы посмотреть свысока, но и чтобы получить необычную точку зрения на окружающее; а также поймать ветер или сигнал мобильной сети.
  • zooming
    Объект «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Объект «Безвесье». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Беседка» стоит на берегу пруда, на возвышении примерно в 2 метра от уровня земли вокруг. Ее собственная высота 8 м, так что поднявшись на платформу мы оказываемся на 10 метров выше. В объекте 3 яруса, и верхний авторы, по их словам сознательно, сделали прочным, но таким, чтобы он пошатывался несколько сильнее, чем нижние, провоцируя присесть или прилечь и смотреть в небо. Растительность, тщательно выполотую везде вокруг, на холме «Безвесья» сохранили – даже борщевик, в котором проявилась скульптурная пластика. 
  • zooming
    1 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Древолюция 2022
    Фотография © Андрей Гнездилов

Строили «Облако» три студента МАРХИ, перешедшие этим летом с первого курса на второй, работали до самого последнего момента, едва успели смыть с себя пыль, чтобы представлять проект жюри. И хотя эксперты заметили, что деревянная конструкция получилась несколько неряшливой в креплениях и поверхностях, а над намеренной «хлипкостью» верхнего яруса можно было и не работать – качался бы и так – надо сказать, что объект пользовался неизменной популярностью и почти никогда не пустовал. В отличие от двух пространственно-осевых проектов он получился скульптурным, как беседка над прудом в парке периода классицизма, чем немало способствовал оформлению новой территории. 

Впрочем, если говорить об оформлении территории, то сейчас речь лишь о начале большого пути по ее превращению из, в сущности, промышленной – деревообрабатывающего завода – в парк архитектурный или «усадебный». Сорняки выполоты, но земля перепахана, местами пуста. 
Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но верно и то, что, находясь внутри, отсутствия «гламурного» благоустройства как-то не замечаешь. Трава вырастет и будет еще много раз вытоптана. Одни объекты могут сменить другие.

Что хочется сохранить, так это атмосферу творческой студенческой тусовки, которая не предполагает бортиков вокруг возвышений или мегасовершенных поверхностей. Может быть и хорошо, что теперь она, Древолюция, на заводе и очень далеко от больших городов. Да и взаимное наложение промышленных пейзажей и арт-, как ни крути, объектов практикума производит любопытное впечатление. 
«Отлетевшие» / 3 место
Команда «Отлетевшие»: 
Екатерина Жук, Елизавета Фролова, Дарья Крючкова, Анна Захарова (закончили 4 курс МАРХИ)

Команда проекта «Отлетевшие» на объекте. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объект, поставленный на бровке пологого склона рядом с юго-западной границей, находит еще одну, альтернативную – он «переглядывается» с домом Николая Белоусова. По словам авторов, они вдохновились, во-первых, видом старых бревен, складированных на въезде, а во вторых – тем, как бревна «летают», когда их переносит кран. Так сложился сруб-амфитеатр, пучком он собран к краю, а если рассесться на бревнах, можно смотреть, наоборот, внутрь. Чем-то объект, однако, напоминает «Дом пророс» из Древолюции 2018 года. 
  • zooming
    1 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект «Отлетевшие». Древолюция 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зал ожидания» / спецприз
Автор: Софья Кузьмина (закончила 1 курс МАРХИ)
Автор объекта «Зал Ожидания» Софья Кузьмина. Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Так почему-то получается, что на воркшопах и практикумах образуются команды разного состава, но как правило кто-то работает один. Софье помогали, и сам Николай Белоусов, и Анвар Гарипов, победитель Древолюции 2020 (автор «Дома отшельника»). Между тем сама она тоже работала, как говорят, немало. 

Объект – скамейка перед тем новым залом, в котором проходила вся работа. Вещь не очень заметная, но полезная. Все на ней посидели, кто-то из экспертов намекнул, что и барная стойка из скамейки в ее высокой части может получиться неплохая. Опробовали. Ставили на скамейку и макеты для презентации. 
Объект «Зал Ожидания». Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

***

Николай Белоусов обещает, что парк на территории «Проекта Обло» будет развиваться. Пока не очень понятно – как, но начало положено, планировка осмыслена, объекты появились. Одним из пунктов, по которому жюри спорило довольно долго, было: следует ли понимать практикум как прежде всего рассчитанный на приобретение практических навыков и приучение к качеству продукта, производимого своими руками в отличие от тех архитектурных проектов, в реализации которых задействовано, как правило, множество специалистов. Эту справедливую мысль развивала на заседании жюри Елена Гонсалес.

Верно, однако, и то, что в данном случае объекты получились в большей степени рассчитанными на «литературу», сюжеты и смыслы, скорее фестивального типа. В то же время каждый их них по-своему полезен и может быть использован. Хочешь считывай и интерпретируй идеи, хочешь – нет, карабкайся по лестницам в свое удовольствие. Неудивительно, что вечером из разных углов нарождающегося архитектурного парка раздавалось пение под гитару – пели, замечу, в основном Цоя.
Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

08 Сентября 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Золотая медаль МАРХИ 2021: победители
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.
Поэтика незамечаемого
Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.