СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет

Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.

mainImg

cic =

​Владимир Линов, доцент архитектурного факультета СПбГАСУ

Хотя и сказал классик, что «бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего…» (Михаил Булгаков, «Театральный роман»), бывают и более сложные вещи, чем театр. Бывают сложные процессы, из которых трудно вычленить их структуру, назвать основные элементы – обучение архитектуре, например. Обычный набор тем, обсуждаемый на дискуссиях об архитектурном образовании: навыки функциональной организации, параллельность академических занятий и практики на стройке, пространственное воображение, использование конструкций в формообразовании (пресловутая тектоника), роль контекста, приемы презентации проекта, тематика дипломных проектов... С разделением на два этапа обучения стало еще сложнее все это втиснуть в программу бакалавриата, то есть в 5 лет.

То, что успех возможен, видно по таким бакалаврским дипломам 2020 года, как, например, у Анны Чернояровой. Присутствует самая частая тема в работе архитектора – многоэтажная жилая застройка и жилой дом массового тиражирования. Присутствуют все профессиональные умения, перечисленные выше. Присутствует, плюс, некоторая модность: малоэтажная среда, применение деревянных конструкций и отделки.

А чему же учить еще два года в магистратуре? Если считать, что закончивший магистратуру архитектор сможет работать самостоятельно, без руководства другого, сможет разрабатывать вместе с заказчиком оригинальную концепцию постройки, то специфических профессиональных умений ему будет недостаточно. В программе обучения отражены новые навыки: психология общения с заказчиком, знание законодательства о профессиональной деятельности, методики прикладного научного анализа и так далее. Однако мы считаем, что этого недостаточно.

Нужна еще одна, самая сложная вещь, не отраженная в учебном плане – способность погружения в культуру, свойственную людям в той местности, для которой что-то проектируется, погружения в среду, пропитанную историями людей, в духовную и материальную части культуры. Археология культуры.

Три магистерских проекта 2020 года служат примером такого погружения.
Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
Анна Черноярова
© СПбГАСУ

Перед автором стояла задача интегрировать существующий зеленый каркас в квартал, сформировать фронт Финского залива, а также «пощупать» дерево в качестве нового материала для многоэтажного жилого строительства. Так родилась идея пяти разных по характеру жилых групп, объединенных стилобатами. Секционные каменные дома несут образ крепостной стены и образуют ритмичную набережную. Деревянных дома два: секционный, где первый этаж занят ритейлом, и дом-башня, первый этаж которой отдан мастерским и соседскому центру. Историческое здание в центре квартала приспособлено под детский сад и начальную школу с дополнительными пристройками, также облицованными деревом.
  • zooming
    1 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
    © СПбГАСУ
Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
Большая часть Кабардино-Балкарской республики – это горы. Наличие в них термальных источников позволяет создать оздоровительный комплекс, который улучшит привлекательность республики как туристического центра. Возможный участок для подобного центра расположен на территории урочища Джилы-су, где высота над уровнем моря составляет 2350 м, а уклон – 10-20 градусов. На востоке протекает река Каракая-Су, с запада проходит автодорога Кисловодск-Джилы-Су.
  • zooming
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ
  • zooming
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ

Горизонтальная часть комплекса – это простая чистая форма, выполненная из стеклянных витражных конструкций. Вместе с тремя вертикальными башнями, форма и материал которых отсылает к традиционной культуре, она создает своеобразный силуэт, характеризующий местность.

На первом уровне располагается оздоровительная зона с бассейнами и банным комплексом, а также развлекательная зона, включающая зал с минеральной водой, кафе, магазины и вспомогательные помещения. Башни высотой почти 50 м отдаются под гостиничные номера. Крыша комплекса эксплуатируемая, на ней помещается небольшой ландшафтный парк и смотровая площадка. Проект благоустройства включает сеть прогулочных пешеходных дорожек, связывающих комплекс с природными объектами в радиусе 1 км.
  • zooming
    1 / 5
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 5
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 5
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 5
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 5
    Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
    © СПбГАСУ

Владимир Линов: В каменных башнях и глухих стенах видна очевидная отсылка к культуре кавказских народов, это сочетается с минималистической стилистикой современных конструкций. Простота божественна в архитектуре (угадали, кто это сказал первый?). Здания размещены среди обнаженных горных форм с хирургической точностью, так, чтобы выполнить завет «не навреди», не испортить высшую ценность места – горы. Пришлось сделать то, что невозможно показать на картинках: проанализировать виды на здание с десятков точек подъездов, начиная с самых удаленных.
Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде
В довоенные годы остров Кнайпхоф представлял собой центральный район с плотной брандмауэрной застройкой смешанного типа, имел отличную пешеходную и транспортную доступность. Все это было уничтожено бомбардировками Второй мировой войны. На месте похороненных под слоем земли руин разбили парк. Взамен утраченных мостов над островом воспарил эстакадный мост, что практически отрезало огромный участок земли от окружающей территории. Проект предполагает восстановить историческую сетку улиц и довоенные пешеходные мосты, а также построить новый мост и насытить остров новыми функциями с помощью культурного центра.
  • zooming
    1 / 3
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Было
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 3
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Сейчас
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 3
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Предложение
    © СПбГАСУ

Чтобы новый объект стал символом исторического города, автор предлагает использовать три приема: строить на основе сохранившихся под землей конструкций, воссоздать силуэт кровли исторического города, а также материализовать иллюзию сплошного фронта застройки улиц. Все функциональные зоны, конструкции кровель, наземные павильоны располагаются четко в соответствии с контурами исторического плана острова.

Кровли-навесы с дальних дистанций создают эффект присутствия исторической застройки. Однако попав на остров зритель не наблюдает никакой застройки, лишь миражи фасадов исторических домов – стеклянные стены с нанесенным на них рисунком. В интерьер комплекса включены конструкции стен подвалов старого города с подлинной кирпичной кладкой, которые можно наблюдать с улицы, сквозь стеклянный «фонарь» дорожного полотна.

Таким образом, считывается образ и старого утраченного Кенигсберга, и выросшего на его руинах нового Калининграда. Если описывать проект в двух словах, то это «обитаемый город-призрак».
  • zooming
    1 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Вода
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Интерьер
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Улица
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Научная часть
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Приемы
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. План подземного этажа
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 8
    Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде. Разрез
    © СПбГАСУ

Владимир Линов: Культура современных жителей Кенигсберга страдает комплексом неполноценности, тоской по полностью утраченной городской среде, почитаемой некогда всей Европой. Максим, житель Кенигсберга, сразу отринул идею стилизованных построек на руинах и засыпанных фундаментах. Да и огромные деревья, выросшие за 70 лет на месте улиц центра, представляют ценность в глазах многих людей. Решение пришло после анализа того, что на самом деле важно для культуры современных жителей, и оно было таким: овеществленная память, формы, напоминающие о прошлом. Это ведь не обязательно дома в исторически стилях. Это могут быть и другие сооружения, например, прозрачные стены с рисунком подлинных фасадов. А вот подвалы, превращенные в подземную улицу – подлинные.
Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря / арт-резиденции
Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
© СПбГАСУ

Для проектирования выбрана территория заброшенного детского оздоровительного лагеря «Ласточка», расположенного в 60 км от Санкт-Петербурга в Курортном районе, возле поселка Смолячково.

Пятно застройки имеет диагональное линейное развитие, что позволяет сохранить наибольшее количество деревьев. На эту основную ось нанизываются «блоки» с различным функциональным наполнением и отдельными входами, что делает резиденцию всесезонной. Ось начинается от Приморского шоссе, где располагается остановка общественного транспорта, и заканчивается на корпусе спортивного комплекса.

Вдоль набережной проходит променад с обильным озеленением и спусками на пляж. Рекреационная зона включает в себя площадки для отдыха, площадки для возведения арт-объектов и уличную эстраду с деревянным настилом.

Главные акценты – деревянный каркас и скатная кровля. Открытые конструкции, наглядный пример скелета здания, поддерживают идеологическую составляющую резиденции. Монолитные стены лестничных клеток, лифтовых шахт и воздуховодов облицованы фасадными панелями под светлый кирпич. Они выступают над кровлей, добавляя силуэтности и навевая воспоминания о судах, которые когда-то пришвартовывались к берегам поселка Смолячково.
  • zooming
    1 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 7
    Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря/ арт-резиденции
    © СПбГАСУ

Владимир Линов: Культура Домов творчества работников искусства и литературы тоже могла бы исчезнуть, как застройка Кенигсберга, но пока существует. Тема создания новых подобных центров каждый год возникает в работах магистрантов, они обосновывают в своих исследованиях потребность и экономическую реальность таких объектов. А где же еще молодой архитектор может получить прямой доступ к душе юной балерины, как не на загородном семинаре творческой молодежи? На историческом фоне пригородной культуры Санкт-Петербурга и Ленинграда: Комарово, Репино, Зеленогорск… Прибрежная дюна, корабельные сосны, деревянные стены… Тут и Иосиф Бродский недалеко.

20 Января 2021

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.