Владимир Линов, доцент архитектурного факультета СПбГАСУ
Хотя и сказал классик, что «бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего…» (Михаил Булгаков, «Театральный роман»), бывают и более сложные вещи, чем театр. Бывают сложные процессы, из которых трудно вычленить их структуру, назвать основные элементы – обучение архитектуре, например. Обычный набор тем, обсуждаемый на дискуссиях об архитектурном образовании: навыки функциональной организации, параллельность академических занятий и практики на стройке, пространственное воображение, использование конструкций в формообразовании (пресловутая тектоника), роль контекста, приемы презентации проекта, тематика дипломных проектов... С разделением на два этапа обучения стало еще сложнее все это втиснуть в программу бакалавриата, то есть в 5 лет.
То, что успех возможен, видно по таким бакалаврским дипломам 2020 года, как, например, у Анны Чернояровой. Присутствует самая частая тема в работе архитектора – многоэтажная жилая застройка и жилой дом массового тиражирования. Присутствуют все профессиональные умения, перечисленные выше. Присутствует, плюс, некоторая модность: малоэтажная среда, применение деревянных конструкций и отделки.
А чему же учить еще два года в магистратуре? Если считать, что закончивший магистратуру архитектор сможет работать самостоятельно, без руководства другого, сможет разрабатывать вместе с заказчиком оригинальную концепцию постройки, то специфических профессиональных умений ему будет недостаточно. В программе обучения отражены новые навыки: психология общения с заказчиком, знание законодательства о профессиональной деятельности, методики прикладного научного анализа и так далее. Однако мы считаем, что этого недостаточно.
Нужна еще одна, самая сложная вещь, не отраженная в учебном плане – способность погружения в культуру, свойственную людям в той местности, для которой что-то проектируется, погружения в среду, пропитанную историями людей, в духовную и материальную части культуры. Археология культуры.
Три магистерских проекта 2020 года служат примером такого погружения.
То, что успех возможен, видно по таким бакалаврским дипломам 2020 года, как, например, у Анны Чернояровой. Присутствует самая частая тема в работе архитектора – многоэтажная жилая застройка и жилой дом массового тиражирования. Присутствуют все профессиональные умения, перечисленные выше. Присутствует, плюс, некоторая модность: малоэтажная среда, применение деревянных конструкций и отделки.
А чему же учить еще два года в магистратуре? Если считать, что закончивший магистратуру архитектор сможет работать самостоятельно, без руководства другого, сможет разрабатывать вместе с заказчиком оригинальную концепцию постройки, то специфических профессиональных умений ему будет недостаточно. В программе обучения отражены новые навыки: психология общения с заказчиком, знание законодательства о профессиональной деятельности, методики прикладного научного анализа и так далее. Однако мы считаем, что этого недостаточно.
Нужна еще одна, самая сложная вещь, не отраженная в учебном плане – способность погружения в культуру, свойственную людям в той местности, для которой что-то проектируется, погружения в среду, пропитанную историями людей, в духовную и материальную части культуры. Археология культуры.
Три магистерских проекта 2020 года служат примером такого погружения.
Анна Черноярова. Жилой комплекс на берегу Финского залива
Перед автором стояла задача интегрировать существующий зеленый каркас в квартал, сформировать фронт Финского залива, а также «пощупать» дерево в качестве нового материала для многоэтажного жилого строительства. Так родилась идея пяти разных по характеру жилых групп, объединенных стилобатами. Секционные каменные дома несут образ крепостной стены и образуют ритмичную набережную. Деревянных дома два: секционный, где первый этаж занят ритейлом, и дом-башня, первый этаж которой отдан мастерским и соседскому центру. Историческое здание в центре квартала приспособлено под детский сад и начальную школу с дополнительными пристройками, также облицованными деревом.
Кантемир Езиев. Оздоровительный комплекс на базе минеральных источников Джилы-Су
Большая часть Кабардино-Балкарской республики – это горы. Наличие в них термальных источников позволяет создать оздоровительный комплекс, который улучшит привлекательность республики как туристического центра. Возможный участок для подобного центра расположен на территории урочища Джилы-су, где высота над уровнем моря составляет 2350 м, а уклон – 10-20 градусов. На востоке протекает река Каракая-Су, с запада проходит автодорога Кисловодск-Джилы-Су.Горизонтальная часть комплекса – это простая чистая форма, выполненная из стеклянных витражных конструкций. Вместе с тремя вертикальными башнями, форма и материал которых отсылает к традиционной культуре, она создает своеобразный силуэт, характеризующий местность.
На первом уровне располагается оздоровительная зона с бассейнами и банным комплексом, а также развлекательная зона, включающая зал с минеральной водой, кафе, магазины и вспомогательные помещения. Башни высотой почти 50 м отдаются под гостиничные номера. Крыша комплекса эксплуатируемая, на ней помещается небольшой ландшафтный парк и смотровая площадка. Проект благоустройства включает сеть прогулочных пешеходных дорожек, связывающих комплекс с природными объектами в радиусе 1 км.
Владимир Линов: В каменных башнях и глухих стенах видна очевидная отсылка к культуре кавказских народов, это сочетается с минималистической стилистикой современных конструкций. Простота божественна в архитектуре (угадали, кто это сказал первый?). Здания размещены среди обнаженных горных форм с хирургической точностью, так, чтобы выполнить завет «не навреди», не испортить высшую ценность места – горы. Пришлось сделать то, что невозможно показать на картинках: проанализировать виды на здание с десятков точек подъездов, начиная с самых удаленных.
Максим Бежков. Многофункциональный культурный центр в Калининграде
В довоенные годы остров Кнайпхоф представлял собой центральный район с плотной брандмауэрной застройкой смешанного типа, имел отличную пешеходную и транспортную доступность. Все это было уничтожено бомбардировками Второй мировой войны. На месте похороненных под слоем земли руин разбили парк. Взамен утраченных мостов над островом воспарил эстакадный мост, что практически отрезало огромный участок земли от окружающей территории. Проект предполагает восстановить историческую сетку улиц и довоенные пешеходные мосты, а также построить новый мост и насытить остров новыми функциями с помощью культурного центра.Чтобы новый объект стал символом исторического города, автор предлагает использовать три приема: строить на основе сохранившихся под землей конструкций, воссоздать силуэт кровли исторического города, а также материализовать иллюзию сплошного фронта застройки улиц. Все функциональные зоны, конструкции кровель, наземные павильоны располагаются четко в соответствии с контурами исторического плана острова.
Кровли-навесы с дальних дистанций создают эффект присутствия исторической застройки. Однако попав на остров зритель не наблюдает никакой застройки, лишь миражи фасадов исторических домов – стеклянные стены с нанесенным на них рисунком. В интерьер комплекса включены конструкции стен подвалов старого города с подлинной кирпичной кладкой, которые можно наблюдать с улицы, сквозь стеклянный «фонарь» дорожного полотна.
Таким образом, считывается образ и старого утраченного Кенигсберга, и выросшего на его руинах нового Калининграда. Если описывать проект в двух словах, то это «обитаемый город-призрак».
Владимир Линов: Культура современных жителей Кенигсберга страдает комплексом неполноценности, тоской по полностью утраченной городской среде, почитаемой некогда всей Европой. Максим, житель Кенигсберга, сразу отринул идею стилизованных построек на руинах и засыпанных фундаментах. Да и огромные деревья, выросшие за 70 лет на месте улиц центра, представляют ценность в глазах многих людей. Решение пришло после анализа того, что на самом деле важно для культуры современных жителей, и оно было таким: овеществленная память, формы, напоминающие о прошлом. Это ведь не обязательно дома в исторически стилях. Это могут быть и другие сооружения, например, прозрачные стены с рисунком подлинных фасадов. А вот подвалы, превращенные в подземную улицу – подлинные.
Полина Козлова. Проект загородного архитектурного лагеря / арт-резиденции
Для проектирования выбрана территория заброшенного детского оздоровительного лагеря «Ласточка», расположенного в 60 км от Санкт-Петербурга в Курортном районе, возле поселка Смолячково.
Пятно застройки имеет диагональное линейное развитие, что позволяет сохранить наибольшее количество деревьев. На эту основную ось нанизываются «блоки» с различным функциональным наполнением и отдельными входами, что делает резиденцию всесезонной. Ось начинается от Приморского шоссе, где располагается остановка общественного транспорта, и заканчивается на корпусе спортивного комплекса.
Вдоль набережной проходит променад с обильным озеленением и спусками на пляж. Рекреационная зона включает в себя площадки для отдыха, площадки для возведения арт-объектов и уличную эстраду с деревянным настилом.
Главные акценты – деревянный каркас и скатная кровля. Открытые конструкции, наглядный пример скелета здания, поддерживают идеологическую составляющую резиденции. Монолитные стены лестничных клеток, лифтовых шахт и воздуховодов облицованы фасадными панелями под светлый кирпич. Они выступают над кровлей, добавляя силуэтности и навевая воспоминания о судах, которые когда-то пришвартовывались к берегам поселка Смолячково.
Владимир Линов: Культура Домов творчества работников искусства и литературы тоже могла бы исчезнуть, как застройка Кенигсберга, но пока существует. Тема создания новых подобных центров каждый год возникает в работах магистрантов, они обосновывают в своих исследованиях потребность и экономическую реальность таких объектов. А где же еще молодой архитектор может получить прямой доступ к душе юной балерины, как не на загородном семинаре творческой молодежи? На историческом фоне пригородной культуры Санкт-Петербурга и Ленинграда: Комарово, Репино, Зеленогорск… Прибрежная дюна, корабельные сосны, деревянные стены… Тут и Иосиф Бродский недалеко.