Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное приключение, стоящее того, чтобы приехать в Альметьевск»

Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.

mainImg

Ваш проект предполагает абсолютно новый формат отношения к среде и держится на двух столпах «экологизации» и «интеллектуализации». Что вы вкладываете в понятие «нового формата» и как планируете связать экологизацию и интеллектуализацию в рамках проекта?
zooming

Действительно, основа нашего проекта – это идеи экологизации и интеллектуализации в контексте развития конкурсной территории. При этом, «экономически выгодная экологизация» кроме цели сохранения среды воспитывает гражданина с новым сознанием своей ответственности к среде и себе, дополнительно к уже существующим механизмам финансирования «зеленых проектов», когда экологизация становится не только полезной, но и выгодной. Но недостаточно декларировать экологичность, и ждать результата – это долгий путь. Поэтому в нашем проекте интеллектуализацию мы начинаем с просветительской деятельности, идей экологии для детей, которые интегрируются в школьно-образовательную программу и далее развиваются.

Чего, по вашему мнению, больше всего не хватает территории в настоящий момент и как ваш проект её изменит?

Сейчас у территории нет связности. Она состоит из разрозненных частей, поэтому не воспринимается жителями и не представляет рекреационной ценности. Наш проект связывает воедино все активности как самой конкурсной территории, так и объединяет ее с городом, создавая гармоничное единое целое. В точке входа в парк сосредоточена основная активность, что вполне естественно, ведь здесь расположен кампус АГНИ, это интеллектуальный центр, который мы развиваем нашим проектом и продолжаем развитие далее, вглубь территорий. Также в проекте мы предложили новый подход к восприятию нефтяной отрасли. Один из экскурсионных маршрутов предполагает посещение зон нефтедобычи и знакомство с отраслью, показывает взаимосвязь и взаимодействие отрасли с природной средой. Это полезно для имиджа Татнефти, интересно и познавательно.

В концепции вы указываете в качестве одного из её элементов разработку круглогодичных сценариев и маршрутов по территории. Расскажите, как можно будет провести время вблизи Альметьевского водохранилища в течение года? Что будет доступно летом и для чего приезжать зимой?

Мастер-план предполагает множество круглогодичных сценариев и маршрутов по территории для всех возрастов.
  • zooming
    1 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города
  • zooming
    2 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города
  • zooming
    3 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города
  • zooming
    4 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города
  • zooming
    5 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города
  • zooming
    6 / 6
    Концепция развития территории площадью 1700 га у Альметьевского водохранилища
    ОБЕРМАЙЕР Консульт, Cushman & Wakefield, OBERMEYER Planen und Beraten, МЦОС ГК Города

На территории будут действовать Фестивальная площадка, пространства для отдыха, пеших, конных, вело-маршрутов. Зимой водохранилище будет использоваться как каток, склоны – для катания на санках и тюбинга, летние пешие маршруты становятся лыжными. Пункты проката меняют летний ассортимент на зимний. Ресторан в Риверсайде не заканчивает свою работу зимой. В календарь городских событий интегрируются зимние мероприятия и активности.

В рамках конкурса организаторы провели проектный семинар с жителями, где каждый желающий высказал свои идеи и предложения, а также обозначил ключевые проблемы. Учитывали ли вы пожелания жителей в своей работе и если да, то можете назвать конкретный пример того, что разработано, основываясь на запросах населения?

Да, разумеется, мы учитывали пожелания жителей и дополнительно к семинару провели на месте соцопросы. Это были глубинные интервью жителей Альметьевска, представителей бизнеса, связанного со спортом. В итоге мы получили общую картину мира глазами жителей Альметьевска и их отношение к идее изменения конкурсной территории. В целом, позиция горожан ясна и понятна и совпадает с ожиданиями 99% населения страны. Это работа и зарплата, экология и здоровье, образование и отдых. Поэтому в какой-то момент из архитектурно-градостроительного конкурса проект перешел в плоскость социального программирования территории. Из того, что мы разработали, основываясь на запросах населения – это связанность территории с городом, так как она является продолжением северной части города. Мы учли обширность и удаленность территории, обеспечилидоступ к ней на общественном транспорте, смоделировали круглогодичные сценарии для спорта и отдыха. Ну и конечно, предусмотрели возможности для развития креативного бизнеса в зоне арт-квартала и бокс-парка для молодежи Альметьевска.

Ваш проект направлен больше на улучшение качества жизни местного населения или повышение туристического потока?

Я отвечу на вопрос так: «Улучшение качества жизни местного населения, в том числе через повышение туристического потока». Все решения проекта направлены на улучшение качества жизни местного населения. И в смысле возможностей для отдыха и в смысле повышении качества уровня жизни. Например, туризм позволит создать рабочие места и привлечет внешний поток для обеспечения спроса на сервисные функции. Создаст импульс для креативной экономики города, снизит отток из города экономически активного населения. В нашем случае туризм включает комплекс сценариев – исторических, экологических маршрутов, фестивальных мероприятий на конкурсной территории. И конечно – сама обновленная территория и программы активностей на ней – увлекательное приключение, стоящее того, чтобы прийти в парк всей семьей и приехать в Альметьевск на выходные из другого города. Те, кто уже уехал и живут в других городах будут чаще приезжать к родственникам и, надеемся, что со временем скоро вернутся в обновленный город.

У вас очень представительный консорциум, объединяющий сразу пять компаний. Если не секрет, расскажите, как вы делили задачи внутри команды, было ли чёткое разграничение ответственности?

Консорциум состоит из пяти компаний и архитектурного бюро REFRAME Architects. Это обусловлено задачами конкурса – экономическими, социальными, архитектурно-градостроительными и экологическими. Финальный состав консорциума включил действительно сильнейших специалистов в каждой из областей. Для глубокого погружения в проект мы сделали упор на местные ресурсы, а экспертов привлекли сомасштабных проекту. К примеру, вопросом экологии занимался профессор кафедры ЮНЕСКО, эксперт ООН. Гипотезы привлечения внебюджетных источников финансирования, реализуемых на принципах «зеленого финансирования» обеспечили эксперты ГК Города.

Консультантами по коммерческой недвижимости с мировым именем стала команда аналитиков и экспертов Кушман и Вейкфилд, которая разработала по каждому из 35 объектов отдельную финансовую модель, обосновывающую экономическую эффективность и экономику туризма. Команда архитекторов REFRAME Architects, которая выступала как эксперт-консультант, работала с релевантными международными проектами, образом, идеями и объемами, которые и легли в основу мастер-плана. Мы согласовали укрупненный объем работ по техническому заданию и далее дефрагментировали по направлениям и экспертам. Что касается самой работы, то поскольку все участники консорциума состоявшиеся лидеры в своих областях, наши обсуждения носили характер вольного брейн -шторма¸ в котором гипотезы пробовались на вкус, разглядывались, ощупывались, крутились под разными углами. Это было весело и интересно. Особенно, когда в ночи в общем чате появлялась идея, к обсуждению которой постепенно присоединялась команда консорциума и обсуждение заканчивалось далеко за полночь. Это была настоящая синергия взаимодействия неравнодушных креативных специалистов. А самоизоляция сблизила команду по-человечески.

Давайте представим, что мы перенеслись на несколько лет вперёд и ваш проект уже реализован. Опишите, как выглядит территория, прилегающая к Альметьевскому водохранилищу, какой объект стал самым посещаемым, как люди проводят время?

Давайте смоделируем ситуацию, в которой Вы гость города и начинаете знакомство с одного из экскурсионных маршрутов. Например, «Альметьевск – прошлое-настоящее-будущее». Автобусный экскурсионный маршрут начинается с запада города, далее проходит через каскад прудов, через общественные зоны, существующие и перспективные музеи, штаб-квартиру Татнефть, общественный центр, далее – университет, кампус и ознакомление с отраслью, культурный центр кампуса, и, далее – на территорию парка. После посещения кампуса и культурного центра, мы покинули территорию «Настоящее» и попали на территорию «Будущее».Мы оказываемся в Арт-квартале. Арт-квартал – это точка притяжения креативной молодежи, творчески активное место, коммерческая площадка для малого бизнеса. На первых этажах блоков располагаются кофейни, закусочные, магазинчики винила, изготовления индивидуальных скейт-досок, одежда местных дизайнеров. Вторые этажи и эксплуатируемые кровли – локальные производства, клубы и рестораны. Там же детская площадка, площадь для творческих маркетов и мероприятий, театр под открытым небом, амфитеатр для лекций и кинопоказов, место для инсталляций с временными экспозициями. Выставки и фестивали проводятся в соответствии с календарем мероприятий города, например – неделя Баухауса, неделя дизайна одежды, неделя скейт-культуры и так далее. В этой точке маршрута особая, творческая атмосфера.

Следующей точкой маршрута будет медиа-центр Музей Будущего. Музей одновременно является интерактивной площадкой для обсуждения вероятных сценариев развития нашего мира и путей решения насущных проблем среды, экологии, энергии. Как мы хотим жить в будущем? Где мы будем жить через сто, двести лет: на Земле, на другой планете или, может, вообще под водой? В музее будущего отдельно интерактивно демонстрируются экологические мероприятия, ролики и слайды о том, как работают биотехнологии при ревитализации территорий – для школьников это введение в новую специальность – экология в нефтепромышленности, для туристов – ознакомление с зелеными технологиями и их важной роли в охране среды.

Так мы будем прививать интерес к науке, научной фантастике, поможем раскрыться личностям в направлении, в котором нет ограничений и рамок в будущем. Но это еще не все. Музей – это символические ворота в Парк гармоничного будущего. Мы знакомимся с виртуальным гидом по территории, видим в живом режиме мероприятия по экологии, как развивается и живет территория, онлайн камеры за птицами и животными, история парка, его создания.Для туристов, жителей Альметьевска это основы эко-культуры.

Поскольку пространства обширные, часть маршрута мы проходим пешком, часть на электрокарах, самокатах. В программе мы посетим нефтяные вышки и арт-объекты, пройдем эко-тропами и ознакомимся с устройством противоэрозионных решений, погуляем по габионам, ознакомимся с природным разнообразием флоры и фауны Альметьевского района. Наверно стоит завершить виртуальное путешествие на этом участке маршрута. Территория огромная, вариантов туристических сценариев и маршрутов очень много, они могут и будут меняться в зависимости от времени года. Активные жители Альметьевска сами смогут предлагать свои сценарии и голосовать за них. Кто-то может даже стать автором и куратором маршрута.

Могут ли быть ваши идеи применимы в других российских городах? Разработаны ли уже похожие концепции в других странах или идеи, предложенные вами, не имеют аналогов в мире?

В 2019 году OBERMEYER начал разработку проекта музейно-паркового комплекса «Притяжение» в Магнитогорске. Задачи конкурсного проекта Альметевска и Магнитогорска схожие – создать среду и вывести город на качественно другой уровень. Этот проект яркий пример государственно-частного партнерства, сейчас активно продвигается его включение в федеральную адресную и инвестиционную программу. Ну а о международных проектах развития территорий OBERMEYER рассказывать можно долго. Это развитие новых центров городов, их расширение. То, что называют «Комплексное освоение территорий». Жилые и бизнес-территории при ТПУ, экологические проекты, например заповедник осетров в Китае, подземные города, индустриальные парки с уникальной жилой средой, кампусы и многое другое.

Расскажите об Альметьевске, о первом знакомстве с городом. В рамках конкурса вы как финалисты участвовали в Установочном семинаре, где вместе с экспертами осмотрели ключевые объекты города и провели весь день на конкурсной территории. Какие эмоции у вас остались от первого визита в город? Что запомнилось больше всего?

Первое знакомство с городом оставило неизгладимые впечатления. Эмоции исключительно положительные. Перед поездкой мы уже много знали о городе, но очное знакомство превзошло все ожидания. Нам очень понравился город, в первый же вечер мы обошли все местные достопримечательности. Нам повезло, службы еще не разобрали новогоднюю подсветку и мы увидели город особенно ярким и нарядным. Очень здорово! Больше всего запомнился каток, каскад прудов, скульптура «Каракуз», площадь у штаб-квартиры Татнефть, парк.

Расскажите об атмосфере финального заседания жюри. После объявления победителя вы признались, что свою победу до конца вам осознать пока сложно. Можете ли вы по прошествии нескольких дней описать свои ощущения? Что вы чувствуете: радость, гордость, удовлетворение от проделанной работы?

Мы чувствуем гордость за проделанную работу и радость от того, что Альметьевск в лице руководства, Татнефти и приглашенных жюри оценили наши идеи. Скажу честно, была некоторая неудовлетворенность от результата – как обычно хотелось что-то доделать, изменить, улучшить. Но конкурс – это «Олимпиада», ты делаешь рывок и потом с волнением ждешь результатов. Изменить и улучшить будет можно только на следующей «Олимпиаде», в следующем сопоставимом по масштабам конкурсе.

Поделитесь планами на будущее. Будете работать в составе такой команды дальше? Планируете ли дальше работать в Татарстане?

Да, мы хотим и дальше развивать проект. Мы видим большиеперспективы для совместной работы,надеемся быть нужными и полезными в амбициозных проектах Республики Татарстан. Мы бы хотели, чтобы наша командаучаствовала в полном составе над продолжением проекта, потому что мы отработали эффективную стратегию принятия решений.
***
Конкурс инициирован ПАО «Татнефть» при поддержке Администрации Альметьевска и Правительства Республики Татарстан. Организационный комитет конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Финал конкурса состоялся 23 сентября. Победителем стал международный консорциум под лидерством ООО «ОБЕРМАЙЕР Консульт», в состав которого вошли ООО «Кушман энд Вэйкфилд» (Москва, Россия), OBERMEYER Planen und Beraten (Мюнхен, Германия), МОО «МЦОС» (Москва, Россия), ООО «ГК Города» (Москва, Россия). Участники-эксперты: REFRAME Architects (Москва, Россия) Александр Соколов, Иван Галицын, Евгения Песчанская, Вадим Косарев.

20 Октября 2020

Похожие статьи
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.