Биеннале: шанс для молодых архитекторов

Разговор с Сергеем Чобаном, куратором Второй российской молодежной биеннале, которая пройдет в октябре в Казани, и Наталией Фишман-Бекмамбетовой, директором биеннале и помощником президента Татарстана.

Беседовал:
Дмитрий Леонов

mainImg
Сергей Чобан, куратор и председатель жюри второй российской молодежной архитектурной биеннале, руководитель архитектурных бюро SPEECH (Россия) и TchobanVossArchitekten (Германия)

Сейчас идет прием заявок участников второй молодежной биеннале в Казани. Каковы критерии отбора?

Сергей Чобан: Критерии отбора с момента проведения первой биеннале в 2017 году не изменились: участвовать в конкурсе могут российские архитекторы в возрасте до 35 лет, имеющие профессиональное образование не ниже бакалавриата и опыт реализации хотя бы 1-2 проектов в качестве самостоятельно практикующего проектировщика или в составе авторского коллектива. Важное уточнение про последний вариант также не изменилось по сравнению с прошлым разом: потенциальный участник биеннале должен входить именно в число авторов проекта. Для меня как для куратора это очень значимый критерий: поскольку победа в Российской молодежной архитектурной биеннале предполагает возможность быть представленным широкому кругу профессионалов в области проектирования и строительства, подтвержденный опыт практической деятельности имеет принципиальное значение. Кроме того, в этом году, в связи с тематикой самого конкурсного задания, мы просим участников, по возможности, представить опыт, так или иначе связанный с тематикой переосмысления промышленных объектов и территорий. Но это, подчеркну, лишь пожелание, а не обязательное требование.

Почему в 2019 году для молодежной биеннале выбрана именно тема промышленных территорий?

С.Ч.: Работа с архитектурой прошлого, в частности, с промышленными постройками, которые уже не используются по своему первоначальному назначению и должны быть адаптированы под новые функции, – это тема едва ли не самая актуальная для современных российских (и не только российских) городов. Практически каждый город сегодня сталкивается с необходимостью переосмысления индустриальных построек, и от того, какие именно стратегии используются по отношению к бывшим промышленным территориям, во многом зависит и облик мегаполиса, и уровень его комфортности как для местных жителей, так и для туристов. Далеко не все здания бывших заводов и фабрик находятся под охраной государства, однако я глубоко убежден в том, что это не может служить поводом к их бездумному уничтожению. Наоборот, на повестке дня – понимание ценности исторической субстанции, конструкций самых разных эпох, в том числе относительно недавних. И именно над будущим таких территорий мы и предлагаем подумать финалистам биеннале. Их проекты должны будут продемонстрировать понимание промзоны как исторического ландшафта, открытого к универсальным трансформациям, и содержать аргументированный, подкрепленный самостоятельно выработанной программой подход к их ревитализации.
zooming
zooming
Наталия Фишман-Бекмамбетова, директор Второй российской молодежной архитектурной биеннале, помощник президента Республики Татарстан

По какому принципу выбирались объекты для технического задания? Чем интересны территории «Сантехприбора» и Казанского элеватора? Какие принципы позволяют отработать эти объекты?

Наталия Фишман-Бекмамбетова: Мы постарались выбрать объекты, максимально раскрывающие тему нашей Биеннале – переосмысление промышленных пространств. Обе территории представляют собой особый интерес в этой части: там есть воздух для полёта фантазии – чем станут эти места, зависит только от авторов концепции, они имеют достаточно исторического бэкграунда, который можно обыграть, и, наконец, находятся в привлекательных для развития районах. Можно было бы сказать, что, по сути, выбор самих объектов уже определяет 50% успеха проектов на конкурсе, но это не так. Нам важно, чтобы архитекторы научились создавать концепции, способные в дальнейшем обеспечивать коммерческую жизнедеятельность пространства. Это и так сделать непросто, а в нашем случае ещё и осложняется такими важными нюансами, как, например, наличие объекта культурного наследия на территории завода «Сантехприбор». О том, как работать с историческими объектами, приглашённые эксперты расскажут архитекторам на установочной сессии в Казани. В свою очередь финалистам Биеннале останется сделать самое интересное – продумать нестандартные подходы при проектировании, которые дадут промышленному пространству новую жизнь.
  • zooming
    1 / 5
    Промзона «Элеватор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Азат Давлетшин
  • zooming
    2 / 5
    Промзона «Элеватор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Азат Давлетшин
  • zooming
    3 / 5
    Промзона «Элеватор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Азат Давлетшин
  • zooming
    4 / 5
    Промзона «Элеватор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Азат Давлетшин
  • zooming
    5 / 5
    Промзона «Элеватор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Анна Фан-Юнг

Какие вопросы будут обсуждаться в деловой части? Что сейчас показалось наиболее актуальным в свете новой биеннале?

С.Ч.: Повестка деловой программы пока находится в стадии формирования, но уверен, одной из центральных тем профессиональных дискуссий станет как раз «вторая жизнь» промышленных территорий, в том числе возможные сценарии развития и приспособления объектов советского модернизма. А также, конечно, темы архитектурного образования в России и дальнейшего развития института профессиональных и творческих конкурсов, особенно среди молодых архитекторов с целью их скорейшей интеграции в профессиональное сообщество.

Что дает конкурс молодым архитекторам? Какова судьба проектов, победивших в Первой биеннале? 

Н.Ф-Б.: Смотрите, три призера Первой биеннале получили реальные заказы на проектирование жилых кварталов в микрорайоне Салават Купере в Казани и сейчас их проекты на стадии согласования. Бюро CITIZENSTUDIO, золотому призёру, сразу после конкурса поступил заказ на дизайн-программирование района в Набережных Челнах, серебряный призёр Надя Коренева начала получать со своим мужем заказы, которые подтолкнули к решению создать собственное бюро – KRNV. Благодаря третьему месту Олега Манова бюро Futura Architects обратило на себя внимание бывшего клиента и подписало договора на проектирование двух объектов в Санкт-Петербурге: здания общественно-делового центра и фитнес-клуба. И я здесь не говорю о том, что у ребят изменились подходы к проектированию, что профессиональный багаж позволил брать более сложные проекты. Спустя два года мы видим, что архитекторы нарастили свой опыт и профессионализм. Поэтому, кстати, и было решено включить призеров Первой биеннале в жюри Второй биеннале наравне с мировыми экспертами. Думаю, ответ на второй вопрос позволяет раскрыть и ответ на первый.
  • zooming
    1 / 3
    Промзона «Сантехприбор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Анна Фан-Юнг
  • zooming
    2 / 3
    Промзона «Сантехприбор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Анна Фан-Юнг
  • zooming
    3 / 3
    Промзона «Сантехприбор», площадка проектирования II Российской молодежной архитектурной биеннале
    Фотография © Анна Фан-Юнг

Исходя из вашего опыта, реализованного в Татарстане, какое значение для формирования архитектурного сообщества имеют подобные формы поддержки?

Н.Ф-Б.: Я считаю, что надо довериться молодым специалистам. Именно на них мы сделали ставку с самого начала реализации программы по благоустройству парков и скверов в Татарстане и довольно быстро поняли, что поступили верно. Первая биеннале показала, что у нас в стране очень много классных молодых архитекторов, которым лишь нужно дать толчок – и будьте уверены, они себя еще покажут. И, кстати, география финалистов тогда приятно удивила – представляете себе, сколько хороших специалистов в регионах! Оказывается, они не сидят только в Москве и Санкт-Петербурге. Раньше об этом не сильно задумывались, но в Россию наконец приходит осознание важности роли архитектора, а Биеннале показывает, что не нужно искать специалистов на стороне – они есть у себя в регионе, им просто надо дать возможность работать и развиваться.

У нас в стране, к сожалению, пока не так много форм поддержки для молодых архитекторов и Биеннале, на мой взгляд, уже вносит и может внести еще больше вклада в становление нового профессионального сообщества. Для этого в том числе впервые пройдет и детская биеннале – в рамках основной программы мы проведем конкурс среди воспитанников архитектурных школ, так скажем заложим импульс для их дальнейшего развития.

Чем на ваш взгляд отличается вторая биеннале от первой? Как использован опыт двухлетней давности?

С.Ч.: Первая биеннале прошла очень успешно, а ее призеры вошли в число наиболее известных и востребованных молодых архитекторов России. Иными словами, конкурс всецело оправдал связанные с ним ожидания, показал, что является работающим социальным лифтом. Уверен, это обеспечит гораздо большую численность желающих участвовать в Российской молодежной архитектурной биеннале: собственно, насколько я знаю, уже сейчас заявок подано больше, чем в 2017 году, и их прием еще продолжается.

25 Июня 2019

Беседовал:

Дмитрий Леонов
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
FAQ по Молодежной биеннале
Организаторы II Российской молодежной архитектурной биеннале собрали список самых часто задаваемых вопросов об участии в конкурсе и подготовили на них ответы.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.