Опыты для ржавого ожерелья

Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
0 Благодаря тандему куратора и председателя жюри Сергея Чобана и директора биеннале Наталии Фишман-Бекмамбетовой, вторая молодежная архитектурная биеннале оказалась таким же блестяще организованным и содержательным событием, как и первая. На конкурс было подано 739 заявок, из них отобрали 30 финалистов; по результатам презентаций жюри отобрало 8 победителей.

Главная фишка казанского соревнования – в быстром продвижении молодых архитекторов. Победители первой биеннале, по словам организаторов, получили 12 реальных заказов на проектирование кварталов в Казани и других российских городах. По словам Кристин Файрайз, казанский конкурс – единственная в мире молодежная архитектурная биеннале. В этом году Кристин, родившаяся в 1942 году, куратор и директор многочисленных архинституций, вошла в жюри казанской биеннале и внесла в нее бунтарский дух 1968 года, стиль рок-н-ролла и шика, в чем ее поддержала Наталия Фишман-Бекмамбетова, проводившая награждение в кожаном рок-н-рольном комбинезоне. Также в жюри вошли известные зарубежные архитекторы Михаил Ридайк, Филипп Юань и победители прошлой биеннале Михаил Бейлин и Даниил Никишин из Citizenstudio, Надежда Коренева и Олег Манов.
  • zooming
    1 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 3
    Защита проектов
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Поскольку конкурс был посвящен реновации промзон, одной из актуальных тем форума, сопровождавшего биеннале, стал подготовленный закон об изъятии бывших промышленных территорий. По словам главы Минстроя Владимира Якушева, предусмотренный в нем механизм изъятия предусматривает выплату владельцу «справедливой цены», а вот «сверхспекулятивные запросы должны регулироваться». Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался о владельцах руинированных промзон так: «Эти заводы они или украли или получили бесплатно. Если бы они нормально организовали там работу, не было бы вопросов. Но сегодня это заброшенные территории с нечистотами. Мы не можем спокойно смотреть на это. Эти площадки должны служить городу».
  • zooming
    1 / 5
    Пленарная сессия
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    Директор биеннале, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    Куратор и председатель жюри, архитектор Сергей Чобан
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5
    Пресс-конференция
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Участники конкурса биеннале работали с примерами двух промзон: бывшего завода «Сантехприбор» и пока работающего портового элеватора – обе площадки рассматривались как тестовые, их реальная реконструкция пока не планируется. По словам Сергея Чобана, жюри приветствовало ясные и экономичные решения, ориентированные на потенциального заказчика, и не приветствовало сложные «барочные» сценарии. В конкурсном задании по обеим площадкам было рекомендовано соотношение функций: 30% жилья/коливингов, 30% офисов/коворкингов, 15% гостиниц, 15% соцкультобъектов и 10% торговли. Сохранение руин кирпичных цехов ХIX века, за исключением нескольких специально перечисленных объектов, было отдано на усмотрение архитекторов.
  • zooming
    1 / 7
    Церемония награждения. Александр Аляев. Золотой приз вручает Кристин Файрайз.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 7
    Церемония награждения. Творческое объединение «Лето». Золотой приз вручает Филипп Юань.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 7
    Церемония награждения. Сергей Чобан вручает серебряный приз бюро Megabudka
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 7
    Церемония награждения. КБ11. Серебряный приз вручает Михил Ридайк.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 7
    Церемония награждения. Архбюро «Хвоя». Специальное упоминание жюри. Вручает Олег Манов.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 7
    Ксения Воробьева получает спецприз правительства Татарстана.
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 7
    Церемония награждения. Илья Ободовский. Спецприз Минстроя и ЖКХ РФ
    © фото редоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Территория завода «Сантехприбор»
Четыре гектара «Сантехприбора» расположен недалеко от центра Казани, в слободе, возникшей после того, как Петр I основал в городе Адмиралтейство. Здесь находились фабрики Алафузовых и другие, собственно «Сантехприбор» появился в 1947 году и застроил всё утилитарными промышленными зданиями, одно из которых закрывает вид на Волгу. Площадка разделена на южный и северный участки улицей Клары Цеткин с оживленным автомобильным движением и узким тротуаром. Конкурсанты должны были сохранить в северной части стену дома Алафузовых, имеющую статус памятника, и паркетную фабрику Локке начала ХХ века – в южной.

Золото. Александр Аляев, Москва. Главное в проекте – создание новой транспортно-пешеходной оси, связывающей участок с Волгой и с соседним районом. Северный длинный кусок Александр Аляев делит на два квартала, между ними как раз и пройдет ось, а квартал будет преимущественно жилым, дома в 4-6 этажей, с деревянной отделкой. Руины исторических корпусов сохраняются, в них встраиваются здания с общественной функцией, между ними оставлены пустоты, чтобы подчеркнуть исторические аркады. Дом Алафузовых восстанавливается. В южной части устраивается креативно-производственный кластер. Фасады офисов в отличие от жилья отделываются металлом. В оформлении общественных пространств ярко-желтые МАФы напоминают о промышленном наследии. Кроме того, Александр Аляев предложил поэтапную стратегию развития территории. По формулировке жюри, это «проект, сочетающий в себе тонкий подход к существующему пространству и вдумчивое выстраивание новых сценариев жизни в нем, формирующий новый язык для ведения диалога наследия, памяти места и современной архитектуры».
  • zooming
    1 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    8 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    9 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    10 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    11 / 11
    Александр Аляев. Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Серебро. КБ 11, Уфа. Неожиданный проект в стиле трэш и одновременно экологичный памятник нашей эпохе мусора. Часть северного куска решается как общественное пространство, рельеф которого складывается на основе законсервированного производственного мусора. Границы площади обозначены колоннами и водоемами. Через площадь идет тропа, повторяющая естественно сложившуюся. Пространство индустриальных руин а ля «Сталкер» смягчают стеклянные оранжереи и лайт-боксы, движущиеся по вертикальным рельсам. Днем в них можно отдохнуть на уровне земли, а вечером они поднимаются и освещают пространство. В южной части использованы яркие цвета и суперграфика, типичные для творческих кластеров в бывших промзонах. По словам жюри, приз вручили за «оригинальный и решительный подход к преобразованию промзоны <...> обладающий огромным потенциалом дальнейшего развития территории».
  • zooming
    1 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    КБ11. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5

Специальное упоминание жюри. Архбюро «Хвоя», Санкт-Петербург. Этот проект был моим фаворитом. Он выделялся уже тем, что, как в песне БГ, все рисуют «красным на сером» (такой нормальный набор для прома: красный кирпич, серый металл), а «Хвоя» – «золотом на голубом». Золотой иконный фон и синее небо – плащ со звездами, как у Фра Анжелико. Даже президент Татарстана, обходя выставку, заметил проект и обратил внимание Сергея Чобана на него. Партнер бюро Георгий Снежкин сказал, что архитекторы «Хвои» расстроились, когда не вытянули по жребию портовый элеватор, потому что «ведь это собор на мысу». Но и в «Сантехприборе», как оказалось, не меньше поэзии. Руины кирпичного цеха, которые тянутся вдоль улицы, сохраняются как руины и превращаются в транзитный сад – буферное пространство между шумной дорогой и жилыми кварталами. В этой руинированной стене заметны торцы утраченных поперечных корпусов. Торцы с фронтонами становятся порталами для новых поперечных улиц. В северной части образуются три жилых квартала как бы доиндустриального характера, нанизанные на продольную ось. На этой оси, в центре среднего квартала расположена площадь с трубой-«колокольней», метафорически собор маячит и здесь. На площади предполагается термальный бассейн, а зимой – каток. В южной части расположен грубый советский пром, у которого, по словам авторов, «чудовищная внешность, но слоновий запас по конструктиву», – значит, надо убрать оболочку и вставить новое в каркас. Там концепция помещает light industrial кластер – мастерские, соединяющие чистую часть производства, склад и шоу-рум. Вся застройка имеет модульную структуру.
  • zooming
    1 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 6
    Архбюро «Хвоя». Проект ревитализации территории бывшего завода «Сантехприбор» в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз правительства республики Татарстан. Ксения Воробьева, Москва. Был вручен за «тактичное и предельно внимательное отношение к истории участка и всех существующих на нем строений». Проект очень дотошный. Как и Александр Аляев, Ксения Воробьева разделила процесс ревитализации на пять этапов. Сначала в бывшем швейном цеху создается штаб возрождения всей Адмиралтейской слободы: на территории которой когда-то располагались достопримечательности вроде сада Тиволи или Дудоровского сада и многие другие. В штабе размещаются коворкинги и офисы. Существующая в углу северной части столовая надстраивается и переделывается в ресторан и кинозал. На втором этапе в кирпичном промздании, выходящем на улицу Клары Цеткин, создается коливинг. На третьем – в советском промкорпусе появляются офисы. И так далее. Стилистически проект сочетает традиционные кирпичные фасады с контрастными стеклянно-металлическими надстройками. Новые строения решены в модернистском ключе.
  • zooming
    1 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 5
    Ксения Воробьева. Проект ревитализации бывшего завода «Сантехприбор» в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Портовый элеватор
Портовый элеватор на мысу северной косы – совершенно мистическое сооружение 30-метровой высоты на фоне апокалиптических волжских закатов. Он построен в 1950-х, был одним из самых больших в России, считался стратегическим объектом, но сейчас имеет частного владельца. Там до сих пор работает 90 человек. Ясно, что у этого места при слиянии рек Волги и Казанки огромный потенциал для развития. В соответствии с генпланом порт должен быть выведен за пределы Казани, в 2017 году город перевел земли из коммунально-складской зоны в многофункциональную. Конкурсантам рекомендовали, кроме функциональной программы, соблюдать высотность не более 10 этажей, хотя формально ограничений нет, так как участок находится вне исторического поселения Казань.

«Золото». Творческое объединение «Лето», Москва. Архитекторы Дмитрий Приходько и Павел Култышев увидели в элеваторе градостроительное значение, подобное месту собора в средневековом городе. Из этого родилась идея пяти площадей. Вокруг элеватора, который сохраняется почти без изменений как объект промышленного наследия, образуются четыре площади разного назначения: водная, научная, спортивная и городская. Последняя самая главная, потому что на нее выходит в музей. Пятая площадь – это общественное пространство на крыше элеватора. А над ним на ножках расположены несколько легких и прозрачных этажей гостиницы с видами на Волгу и город. Внутри самого элеватора вырезан атриум для освещения, создающий драматическое пространство с аллюзией на готику. В элеваторе предполагаются образовательно-культурные учреждения. Жюри очень понравилось в этом проекте то, что внешний вид элеватора почти не меняется, а вокруг образуется 4-5-этажный европейский город: «задачи ревитализации решены на всех уровнях городской среды – от градостроительного до тектоники самого элеватора».
  • zooming
    1 / 10
    Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    7 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    8 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    9 / 10
    Творческое объединение «Лето». Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    10 / 10
    Творческое объединение «Лето» (Павел Култышев и Дмитрий Приходько). Проект ревитализации портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

«Серебро». Megabudka, Москва. Архитекторы предлагают снести на мысу все, кроме элеватора, и разбить зеленую набережную по периметру, которая, кроме прочих бонусов, свяжет территорию с городом. На самом мысу устраивается тоже парк, то есть пространство вокруг элеватора превращается в рекреационную зону. Но поскольку купаться на месте бывшего порта первое время будет нельзя, на пришвартованной старой барже организуется бассейн. Образ элеватора в целом сохранен, но внешние цилиндрические силосы элеватора прорезаются высокими арками, а внутри вырезается атриум. Предполагается оставить рельсы и грузовые вагоны как память о промзоне, но в вагонах размещаются новые функции: кафе и буккроссинг. Жюри приглянулось «убедительное соотношение монументального масштаба преобразованного элеватора и крупного паркового пространства, обращенного к воде».
  • zooming
    1 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    5 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    6 / 6
    Megabudka. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Специальное упоминание жюри. Азат Ахмадуллин, Уфа. Этот проект был отмечен за «максимально тактичное приспособление здания под современные функции и символическое переосмысление образа зернохранилища в решениях генерального плана». Автор минимально вторгается в образ элеватора, вырезая в нем лишь иллюминаторы для освещения. Общий стилобат элеватора становится общественной зоной, окруженной открытой галереей, в которой расположены кафе и выставки. Вокруг элеватора строятся урбан-виллы и таунхаусы, а в надсилосной башне помещаются коливинги.
  • zooming
    1 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 4
    Азат Ахмадуллин. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

Спецприз Министерства строительства и ЖКХ РФ. Илья Ободовский, Симферополь. В проекте Ильи элеватор выглядит как многоэтажный жилой дом. Подсилосную часть автор сделал прозрачной, цилиндры срезаны в форме театрального занавеса, чтобы создать виды на Волгу. А все корпуса элеватора выкрашены в бордовый цвет. По продольной оси разбит бульвар. Вокруг элеватора образовано общественное пространство с жильем, офисами и яхт-клубами. Формулировка жюри: «Виртуозный симбиоз прагматичности и театральности в переосмыслении структуры и роли здания Портового элеватора в ландшафте города Казани».
  • zooming
    1 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    2 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    3 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале
  • zooming
    4 / 4
    Илья Ободовский. Проект ревитализации территории портового элеватора в Казани.
    © предоставлено пресс-службой Российской молодежной архитектурной биеннале

31 Октября 2019

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Похожие статьи
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
FAQ по Молодежной биеннале
Организаторы II Российской молодежной архитектурной биеннале собрали список самых часто задаваемых вопросов об участии в конкурсе и подготовили на них ответы.
Биеннале: шанс для молодых архитекторов
Разговор с Сергеем Чобаном, куратором Второй российской молодежной биеннале, которая пройдет в октябре в Казани, и Наталией Фишман-Бекмамбетовой, директором биеннале и помощником президента Татарстана.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.