Павел Андреев: «Дом на Б.Никитской, 17 – исторический, подлинный»

Беседуем с автором реконструкции 1992-1995, рассказываем, что именно реконструировано, и публикуем чертежи, доказывающие, что историческое ядро дома сохранено внутри и снаружи.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg

Архитектор:

Павел Андреев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Павла Андреева

Проект:

Гринхаус. Реконструкция здания на Большой Никитской, 17 строение 1
Россия, Москва, Большая Никитская 17 стр.1

Авторский коллектив:
Павел Андреев совместно с арх: А. Беланом, инж. Г.Марова.

1992 – 1995

Заказчик – АО Гринхаус
zooming
Дом Булошникова, Большая Никитская, 17 стр.1.
Фотография: Фонд сохранения исторического наследия
zooming

Вероятность сноса так называемого «доходного дома Булошникова» на Большой Никитской, 17 корпус 1, вкупе с возможностью строительства там жилого дома высотой до 9 этажей, стала одним из самых шумных московских скандалов начала текущего года. Параллельно возник вопрос: подлинный ли дом, который защищают общественники? Или его полностью построили заново в 1990-е? Мы встретились с автором реконструкции, архитектором Павлом Андреевым, и расспросили его о проекте. Спойлер – дом сохранили, хотя и достроили со двора. Так что он настоящий.
Обмер до реконструкции, подвальный и 1 этажи. Дом по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
В 1995 году, когда вы работали над реконструкцией дома 17к1 по Большой Никитской, в чем заключалась работа? Была это реставрация, реконструкция или дом полностью сломали и построили заново?

Дом был целиком сохранен, и капитальные конструкции, и декор фасадов. Мы провели длительное обследование – насколько помню, начали работать с ним в 1992 году. Дом был достаточно сильно поврежден, испорчен протечками, заражен грибком, в подвале было очень сыро, вероятно, из-за прорывов коммуникаций. Мы углубили подвал примерно на метр и укрепили его, вылечили стены от грибка. Одновременно на Большой Никитской строился коллектор, и подземные работы оказались достаточно сложными, прежде всего из-за решения сохранить капитальные конструкции. Довольно долгим был период инъектирования стен, пенетрации и так далее. Стены всех трех этажей, как наружные несущие, так и внутренние поперечные и весь объем остался подлинным, что хорошо видно на планах стадии РД.

обмеры до реконструкции: 
Обмер до реконструкции, 2 и 3 этажи. Дом по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
План подвала. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев


проектная документация: 
План 1 этажа. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
План 2 этажа. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
Проект. План 3 этажа. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
Поперечный разрез. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев

В подвале заметны шесть сводчатых ячеек…

Мы вычистили своды, отпескоструили и открыли их кирпич. С учетом понижения пола подвала высота внутреннего пространства стала около 2,5 м. Там некоторое время работал пивной ресторан – один из инвесторов был австрийцем, что и определило специфику. Заказчик купил где-то много фотографий старой Москвы, развесил их там, получилось довольно атмосферно.
Мансардный этаж. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев

Что вы добавили при реконструкции?

В эскизном проекте было три варианта, в одном планировалась протяженная пристройка в глубину Малого Кисловского переулка. В конечном счете был выбран вариант с продольной пристройкой, которая сделала объем здания более «толстым», но позволила поднять высоту конька кровли, не меняя традиционный угол ее наклона. Там мы разместили вентиляционное оборудование, полностью скрыв его под кровлей. Чердак холодный, забор воздуха происходит через слуховые окна, забранные решетками. Удивительно, что сейчас многие архитекторы оформляют технический этаж в виде коробок, когда его можно вот таким образом спрятать.

Со стороны улицы карниз проходит над небольшим аттиковым выступом, со стороны двора поднят чуть выше, и в центральной части, под чердаком образовался достаточно просторный аттиковый этаж.
Купол. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев

Кто предложил купол на углу?

Я предложил. Там был скругленный угол без двери, мы устроили в углу вход, за которым внутри расположился вестибюль банка. Вход потребовал акцента, им стал купол. Должен сказать, он появился в последних вариантах, поначалу этой идеи не было.
Боковой фасад. Проект. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
Фасад по ул. Б. Никитская (бывш. Герцена). Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
Эскизное предложение, подвальный этаж; обсуждение варианта с подземной парковкой. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев

Насколько подлинный декор фасадов?

Подлинного очень много, мы обмерили все детали и докомпоновали разрушенные места – причем, заметьте, штукатуркой, а не пенополистиролом. Думаю, нашу работу с фасадом вполне можно определить как реставрацию, что и записано в альбоме. Цвет фасадов мы подобрали к названию – Грин хаус, причем он не слишком-то соответствовал цветовой концепции, которую в то время разрабатывали для Москвы.

Тогда, в 1992-1995, дом стоял на охране?

Нет, не стоял.

Решение сохранить дом со всеми капитальными конструкциями как ценную часть среды было принято коллегиально экспертами Управления охраны памятников, которым руководил Владимир Ильич Соколовский. В обсуждении принимал участие такой видный эксперт как Виктор Иванович Шередега, также как и Алексей Михайлович Куренной, Владимир Иосифович Чернышенко. Тогда все решалось на уровне людей, заинтересованных в охране наследия: в процессе обсуждения вырабатывались принципы охраны, которые становились основой для ТЗ и затем, будучи облечены в форму проекта, рассматривались на совете при Управлении охраны памятников, после чего приобретали форму официальных согласований.

В том-то и дело, что когда профессионально грамотные люди рассматривают какой-то вопрос, они могут рассматривать неклассифицированные вещи, в частности, не имеющие определенного статуса памятника, определять принцип дозволенного в работе с ними. В то время памятников было меньше, чем сегодня, сегодня их около четырех тысяч.

Если вы меня спросите, что важнее, памятник или среда, я однозначно отвечу что важнее среда. Можно все снести, а оставить несколько памятников – и потерять город начисто, хотя в нем будет несколько безумно красивых вещей. Такой город – Самарканд, там есть несколько отдельных достопримечательностей, но города нет. А в Бухаре и Хиве есть среда. И если потерять в Москве среду, то отдельные памятники можно будет смотреть как, скажем чернильницу на зеленом сукне на столе В.И. Ленина, как вещь, которую можно переставить в любое место.

Памятник можно, переместить в любое место и лишить окружения, но его ценность будет потеряна – лично для меня – на 99 процентов. Атмосфера уйдет. Объекты, в которыми мы работали на протяжении 20 лет, как раз и составляли то, что называется Москвой – контекст, подтекст, называйте как хотите. Потому что отдельные объекты – даже если среди них есть шедевры – город не создадут.

Кто был заказчиком реконструкции 1992-1995?

Валерий Федорович Баранов, директор фирмы Гринхаус, которая владела овощным магазином в этом доме. Реконструкция делалась под супермаркет, кулинарию и ресторан, там был достаточно большой торговый зал – витрины, расположенные ближе к центру, занимал магазин. Отсюда название – «Зеленый дом». Позже банк, расположенный на углу, вытеснил магазин.

Должен сказать, это еще один важный аспект – сохранение не только здания, но и привычной, реперной, в чем-то культовой, если хотите, функции – ориентира в контексте города. Овощной магазин был достаточно известным в Москве, теперь его нет. В конце улицы Герцена был известный магазин Рыба – на этом месте будет гостиница Bulgari; или был не менее известный магазин Сладости на Никитских воротах, теперь на его месте Villroy&Boch… Есть, конечно, вещи, которые можно менять в городе, но вот подумайте: если в Париже убрать с площади Мадлен кондитерскую Fauchon – Париж уже будет не тот.

Как вы считаете, можно ли сейчас переделать дом под жилье? 

Он ведь строился как жилой – доходный дом. Вначале был двухэтажным, затем, еще в конце XIX века, настроили третий этаж. Приспособить его, разумеется, можно – мы же сейчас говорим о сохранении внешности ради сохранения среды, а не о функции. Может быть, можно было бы надстроить один-два этажа с отступом в глубину... Но, думаю, не более того.
 
Эскизное предложение, план 1 этажа. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев
Эскизное предложение, разрез. Гринхаус. Реконструкция дома по Большой Никитской, 17к1. Архитектурная мастерская АБВ, Павел Андреев


Архитектор:

Павел Андреев

Мастерская:

Архитектурная мастерская Павла Андреева

Проект:

Гринхаус. Реконструкция здания на Большой Никитской, 17 строение 1
Россия, Москва, Большая Никитская 17 стр.1

Авторский коллектив:
Павел Андреев совместно с арх: А. Беланом, инж. Г.Марова.

1992 – 1995

Заказчик – АО Гринхаус

29 Января 2019

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.