English version

«Народный архитектор»: Мы можем позволить себе любые эксперименты

Разговор с основателями бюро «Народный архитектор» о преимуществах работы в небольшой команде, плюсах междисциплинарного подхода и влиянии культурной среды на жизнь типовых микрорайонов.

mainImg
Архитектор:
Антон Ладыгин
Алексей Курков
Дмитрий Селивохин
Они молодые, талантливые и бесстрашные. Их сильные черты – умение слышать запросы времени и оперативно на них реагировать, готовность решать несколько задач одновременно, захватывая в том числе нетрадиционные для архитектурных бюро области. Они верят, что архитектура способна улучшить окружающий мир, что бессребреничество рано или поздно окупается, а работа может и должна быть ежедневным праздником. И, что самое главное, их собственный шестилетний опыт все эти прекрасные вещи полностью подтверждает.

В разговоре участвуют основатели бюро «Народный архитектор» Алексей Курков, Антон Ладыгин и Дмитрий Селивохин и ГАП Ника Баринова-Малая.


Archi.ru:
– Как давно вы работаете в команде?
© АБ «Народный архитектор»
zooming
Антон Ладыгин. Фотография © АБ «Народный архитектор»

Антон Ладыгин:
– Около шести лет. Начали с того, что втроем, с Митей и Алексеем, сделали презентацию для девелоперов на тему экономичного жилья. Мы тогда еще работали в разных местах, были сотрудниками трех ведущих московских мастерских. Какое-то время действовали в таком режиме, а через год или полтора уже перешли полностью в наше бюро.
Дмитрий Селивохин. Фотография © АБ «Народный архитектор»

 Дмитрий Селивохин:
– Отличное, кстати, было время, рок-н-ролльное такое. Мы ведь начинали с абсолютного нуля – ни офиса, ни наработанной базы, вообще ничего. Просто по телефонной книге обзванивали девелоперов, которые поначалу даже не хотели с нами встречаться. И не скоро еще захотели.

– А почему вы решили пуститься в эту авантюру? Какова была идея, которая вас вдохновила на преодоление всех этих трудностей?

Антон: Мы учились на одном курсе и тогда еще делали вместе какие-то проекты, причем достаточно успешно. Всегда было очень классно работать именно в команде, которую сами же создали. Это совсем другой уровень мотивации, чем когда служишь в большом бюро.

Дмитрий: Я работал со второго курса, в серьезных мастерских, но суть профессии по большому счету себе не представлял. Меня всегда интересовало, как это работает с точки зрения бизнеса, и после окончания института я уже всерьез думал о том, что надо что-то попробовать сделать самому. С точки зрения личного комфорта мне очень важно работать с друзьями и единомышленниками. У нас лаборатория идей, мы можем позволить себе любые эксперименты. Чай наливаем, садимся за стол – и идет мозговой штурм. Это, я считаю, одна из составляющих счастья – когда работа становится образом жизни. Даже если ее очень много и цейтнот, все равно у нас тут праздник все время.
Павильоны в Измайловском парке © Архитектурное бюро «Народный архитектор»

– Сразу представляли, чем именно хотите заниматься?

Антон: Сначала мы ориентировались на некий неосвоенный сегмент, незанятую нишу, в которую большие бюро просто не вписываются. Речь идет о проектировании дачных домов – не особняков, а именно дач для массового потребителя. Качественная современная архитектура за небольшие деньги. В результате эта идея не сработала, очередь за нашими проектами не выстроилась, и стратегия наша трансформировалась: мы стали думать о небольших, легких в плане камерности конструкций парковых проектах, которые могут быть сделаны именно в режиме небольшой команды.

Дмитрий: Но тут тоже оказалось все не так просто. Казалось, что стоит только начать – и все само получится. Но дальше выяснилось, что на самом деле вот так с нуля вписаться в эту нишу практически невозможно, потому что все работают через департамент, через министерство, так что недостаточно просто прийти в какой-нибудь парк и объяснить, как хорошо мы его сделаем. И совершенно неожиданно наша история началась скорее с музейного дизайна, чем с парковой архитектуры, которая с нами сейчас ассоциируется. Выяснилось, что это поле гораздо менее консервативно, чем сегмент городского благоустройства.

Антон: Музейное проектирование, как правило, существует на грани нескольких жанров. Например, выставки – это и архитектурная специфика, и графический дизайн, и еще что-то… Или, например, проекты навигации – с одной стороны, это чистая графика, технология, а с другой – пространственное мышление, логика построения 3D-пространства. Нас это действительно увлекло – разнообразие вызовов заставило развиваться в нескольких областях, что, собственно, предопределило наш междисциплинарный подход в работе с музеями. На базе нашей команды даже возник целый дизайн-отдел, который делает все – от IT-дизайна, интернет-проектов до комплексных ребрендов музеев.

– А как все-таки удалось прорваться в поле паркового строительства?

Дмитрий: Это удивительная история. Мы вот так вот всех обзванивали по списку и везде получали вежливые ответы – мол, пришлите письмо на почту, мы вам перезвоним. И вдруг в Измайловском парке нам говорят – нам нужно сделать павильоны. Порисуйте, покажете. Мы рисовали, рисовали, естественно все бесплатно. И в какой-то момент вдруг нам сказали, что вот сейчас хорошо, давайте мы с вами договор заключим. Для нас это был шок, мы и договоры-то тогда заключать не умели. Но с этого момента у нас пошло, как будто звезды стали складываться в нужном направлении.
Павильоны в Измайловском парке © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Павильоны в Измайловском парке © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Павильоны в Измайловском парке. Кафе © АБ «Народный архитектор»


Антон: Ситуация так сложилась, что мы оказались в нужное время в нужном месте – и получили довольно крупный для нас тендер.

Дмитрий: На самом деле, конечно, не так уж это было случайно. К тому времени мы били в одну точку уже больше года – не имея ни одного контракта, без зарплаты, без особых перспектив, и, честно говоря, нервы стали уже сдавать потихоньку…

– Думаете, именно в упорстве секрет вашего успеха?

Дмитрий: Не только, конечно. Мы и тогда, и сейчас отличаемся тем, что не просто делаем проект, а просто костьми на нем ложимся, осваивая, если надо, любые смежные сферы.

Антон: Активно используем все плюсы, которые дает вот такое междисциплинарное видение – с одной стороны архитектурно-пространственное, а с другой та квалификация, которая добавилась с новыми сотрудниками, более компетентными в области дизайна.

Дмитрий: Не стесняемся сами инициировать проекты, которые кажутся нам интересными. У нас нет жестких финансовых рамок, мы стараемся работать исходя из задачи, а не из бюджета. Кстати, жизнь показала, что перспективные проекты часто влекут за собой и финансово интересные истории. В среднесрочной перспективе все это оправдано. Хотя в краткосрочной, конечно, может показаться, что мы просто такие фанаты-бессребреники.

Антон: Некая миссия должна присутствовать. Нам должно нравиться то, что мы делаем, даже если это не очень прагматично.
© АБ «Народный архитектор»

– Почему вы выбрали для бюро именно такое название?

Антон: Нам изначально нравилась идея сделать профессиональную современную архитектуру доступной для всех. Парковое строительство – оно ведь тоже нацелено на широкую аудиторию. И музей – общественное пространство, это такие дворцы для миллионов. Мы активно прислушиваемся к мнению жителей районов, где работаем, участвуем в дискуссиях. Существует институт общественных слушаний – он обычно считается профанацией, но почему бы не воспользоваться и им тоже, чтобы объяснить свои идеи и получить обратную коммуникацию?
zooming
Алексей Курков. Фотография © АБ «Народный архитектор»

– Расскажите о проектах, которые у вас сейчас в работе.

Алексей Курков:
– В данный момент активно занимаемся проектом реставрации Звенигородского манежа. Это самое старое кирпичное здание города, где после реставрации должен разместиться Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Изначально это был склад, утилитарное сооружение середины XIX века. Затем на рубеже XIX и XX века здание реконструировали, заложили одни проемы, раскрыли новые – и превратили в манеж, а с 1920-х стали показывать кино. В 1960-х здание довольно радикально реконструировали и сейчас оно выглядит скорее как провинциальный дом культуры, нежели памятник архитектуры XIX века. Наш проект предусматривает расчистку стен и обнажение исторической кирпичной кладки с характерными арочными проемами. Основой композиции станет как раз эта часть объема, а все остальное мы как бы нивелируем, чтобы подчеркнуть, что вот он памятник, а все остальное – более поздние наслоения. Мы хотим, чтобы здание само по себе выступало музейным экспонатом.
Проект реконструкции Манежа в Звенигороде © Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Алексей: В Петербурге делаем реорганизацию подвалов Юсуповского дворца, тех самых, где Распутина убили. Они теперь станут доступны для посещения, появится целый дополнительный экспозиционный этаж. Там же мы разрабатываем навигацию, причем она распространяется и на первый этаж, и на усадебный парк – благодаря этому создается информационный каркас музея. И сразу же делаем наработки по интерьеру, в режиме рекомендации. Это стратегический музейный проект, где задействовано сразу несколько жанров.
Проект обновления подвалов Юсуповского дворца в Петербурге © Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Дмитрий: Делаем благоустройство Терлецкой дубравы – деревянная архитектура, всякие модные фишки, система навигации. Все это на территории 11 га. Спроектировали для Парка Горького благоустройство Голицынского пруда, построили там домик для лебедей с готовыми фасадами.
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Благоустройство Голицынского пруда в ЦПКиО им. Горького © Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Почти уже закончили благоустройство центральной части Троицка. Это наукоград, и мы все там придумали на тему науки – лавки в виде синусоид, подсветку из асфальта, инсталляции… Не очень типичная история для таких городков, но жителям нравится.
Благоустройство центра Троицка © Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Плюс как будто менее значимые, но для нас, может быть, даже более важные объекты – это дворовые территории в районе Бирюлево. Из внутридомовых территорий делаем культурную среду, которая, я считаю, напрямую воздействует на жизнь микрорайона.
zooming
Сад в Восточном Бирюлево © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Сад в Восточном Бирюлево © Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Мы вообще всегда делаем акцент на культурную составляющую. Это и реставрационные работы, и внимание к культурному наследию, и параллельно мы часто интегрируем архитектурные элементы, свойственные этому месту ранее. Например, мы спроектировали деревянные конструкции, которые окружают сейчас памятник Юрию Долгорукому. Если присмотреться, это вариации на тему сталинского ампира, что в контексте Тверской площади вполне уместно.
© АБ «Народный архитектор»

– Что в вашем понимании хорошая архитектура?

Антон: Архитектура – это прикладная дисциплина, и нам бы хотелось, чтобы она служила улучшению мира вокруг. И тут очень важно такое понятие, как уместность. Например, проект Звенигородского манежа с нашей стороны абсолютно не амбициозный, мы стремились привнести в него минимум своего дизайна и, наоборот, выделить сам объект в его историческом виде. А где-то, наоборот, просто необходимо сделать арт-объект, нарочито выбивающийся из контекста, и, может быть, даже пожертвовать для этого функцией.

Ника Баринова-Малая:
– Я думаю, архитектура всегда должна отвечать на поставленный вопрос. Есть такая концепция «вызов-ответ», она говорит о том, что цивилизация развивается только тогда, когда перед ней возникают вопросы, на которые она ради выживания должна отвечать. Мне кажется, это можно применить и к архитектуре: задача архитектора – услышать стоящий именно здесь и сейчас вопрос и адекватно на него ответить. Это вопрос профессиональной интуиции и таланта.
Скульптурный двор музея архитектуры им. А. В. Щусева © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Скульптурный двор музея архитектуры им. А. В. Щусева © Архитектурное бюро «Народный архитектор»

– Какова стратегия дальнейшего развития бюро?

Дмитрий: Планируем расширять направление музейного дизайна. Мы предлагаем уникальный набор для музеев, в этой сфере не так много объединений, предлагающих комплексные услуги, так что работы хватает на всех. Мы одна из очень немногих команд, которая может сделать все под ключ – от дверных ручек до концепции развития музея, что, конечно, не совсем уже архитектура. Разумеется, планируем серьезно продвигать направление благоустройства.

– Есть уже какие-то проекты в этом направлении?

Дмитрий: Конечно. Мы сделали концепцию развития Гороховца – совершенно уникального маленького городка, где уникальная концентрация церквей и монастырей, как будто собрали со всей России все самое красивое. Мы сделали полную архитектурно-художественную стратегию развития города и защищали ее на общественных слушаниях, в Совете Федерации… Надеемся, так или иначе она будет реализована.

Алексей: Еще у нас в планах направление, связанное с профессиональным образованием. Мы сейчас на финальном этапе переговоров с МАРХИ, чтобы провести там несколько лекций на тему, как в реальной жизни запустить проект: ведь процесс доведения проекта от стадии концепции до стройки в статусе генпроектировщика кардинально отличается от всего того, чем занимается обычно архитектор и чему учат в институте. Мы этот опыт нарабатывали очень сурово, немало шишек набили, и сейчас хочется передать его следующим поколениям.

– А каковы ваши собственные профессиональные ориентиры?

Антон: Мы, конечно, любим наш авангард, как и модернизм 1960-х, Павлова, Белопольского…

Дмитрий: Японцы, швейцарцы, Петер Цумтор…

Конечно, мы с большим уважением относимся к нашим российским коллегам, работающим в области именно современной формы. Сложности, с которыми им приходится сталкиваться, теперь очевидны, при этом они еще ухитряются делать качественную и интересную архитектуру, причем не только в России.

А вообще мне очень нравится то, что ребята из нашей команды делают. Можно сказать, я их фанат!
 
Архитектор:
Антон Ладыгин
Алексей Курков
Дмитрий Селивохин

26 Января 2018

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.