В российской архитектурной школе художественная практика является основой профессиональной культуры. До и во время учебы в профильных ВУЗах будущие архитекторы очень много рисуют. Они упорно штудируют гипсовые слепки, выстраивают объемно-пространственные композиции, запечатлевают лучшие примеры мировой архитектуры на летних пленэрах, что потом дает им возможность красиво и ясно выражать собственные замыслы. Цифровые технологии, конечно, существенно облегчают визуализации архитектурных концепций, и уже далеко не все проектировщики в порыве вдохновения берутся за бумагу и карандаш. Однако лучшие отечественные мастера до сих пор предпочитают «обдумывать» образы, приходящие в голову, в рисунках от руки – они точнее, чем компьютер, помогают «сформулировать» эмоциональные, атмосферные и многие другие неосязаемые и неизмеримые категории, которыми, несмотря на всю ее точность и материальность, оперирует архитектура.
Конечно, архитекторы, любящие рисовать, делают это не только по долгу службы, но и по велению души, и рисуют не только впечатляющие их здания, природные и рукотворные ландшафты, а вообще все, что видят вокруг и внутри себя. Нередко объектом изображения становится обычная повседневная жизнь, происходящая в домах и на улицах, в кафе и в транспорте. Для человека, конструирующего окружающий нас мир, это архиважный способ его познания. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь» представляет разные грани художественного опыта, характерного для творческих личностей, избравших своей профессией архитектуру. Ее участники – Арсен Орехов, Галина Шашкина и Елена Садковская – молодые специалисты, работающие в московском архитектурном бюро ABV. Один из его новых значимых объектов – многофункциональный комплекс с апартаментами и спортивной волейбольной ареной Match Point, в шоу-руме которого развернется экспозиция.
Елена Садковская закончила Архитектурный колледж и МАРХИ, отделение жилых и общественных зданий. Ее графика – своеобразные «дневники наблюдений», часто – собственных ежедневных впечатлений и переживаний. «Вот, кажется – быт, рутина, а нарисуешь и видишь как бы со стороны, какая жизнь, на самом деле, яркая и интересная», – замечает Елена. Она любит жанр книжной иллюстрации и вдохновляется работами Лизбет Цвергер, Юлии Блюхер, Изабель Арсено. В ее собственных зарисовках «проза и поэзия» повседневности раскрываются с трогательной откровенностью и самоиронией. Сложные человеческие взаимоотношения излагаются доверительным языком рисунка, близкого к картинкам из детских книг. Деликатные штрихи линером, пером и тушью облегчают все земное и иногда не самое радостное, помогают воспринимать жизнь как увлекательный роман или даже сказку. Архитектура тоже присутствует в работах Елены, но сама она признается, что ей больше нравится рисовать людей. Это подтверждают и портреты близких и знакомых, выполненные в открытой экспрессивной манере. «В бюро я рисую и строю модели фасадов, и часто придумываю, что будет происходить за окнами будущих домов. Когда проектировала детский садик, представляла, как в нем будут проводить время дети». Елена хорошо чувствует мир малышей – преподавала в детской изостудии, а на выставке есть рисунки, созданные вместе с трехлетним сыном. «Творчество с детьми дает неожиданные результаты, их искусство зачастую намного интереснее, глубже и свободнее, чем взрослое», – считает Елена.
Арсен Орехов – выпускник Архитектурного факультета Московского государственного Университета геодезии и картографии (2011). На выставке можно увидеть его пейзажи, созданные во время студенческой практики в Выборге. Это графические исследования старинного города с его разновременными постройками как гармоничного целостного ансамбля. Можно заметить, что технику и манеру изображения в рисунках определяет сам характер зданий. Детально проработанный классицизм «просит» тонких карандашных линий, фактурная средневековая кладка – густого, «живописного» угля. «Когда рисуешь существующие сооружения важно отталкиваться от их натуры, а когда проектируешь что-то свое – от натуры контекста. Хорошая архитектура всегда уместна в своем окружении и при этом имеет индивидуальный образ, вызывающий сильные, созидательные эмоции», – объясняет Арсен.
Рисунки Галины Шашкиной позволяют заглянуть на «кухню» архитектурного проектирования. Кальки с видами рекреационного загородного комплекса и интерьерами, наполненными классикой предметного дизайна, связаны с рабочими проектами. И одновременно Галина относится к тем архитекторам, которые, кажется, не расстаются с блокнотом для рисования ни днем, ни ночью. Остроумные, быстрые скетчи в жанре «записок путешественника» рассказывают о любимых местах Москвы и Санкт-Петербурга, о странствиях по Европе с другом на мотоцикле, о красоте простых вещей. Эти рисунки лучатся цветом, драйвом и свободой, за которыми, однако, стоит основательная подготовка. «В художественной школе и затем в Академии Художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) нас учили азам, без которых нельзя. Получив академическую базу, дальше можно самовыражаться, как душе угодно – любое высказывание прозвучит убедительно. Рука очень быстро деревенеет, и ее нужно постоянно разминать. Я стараюсь рисовать при любой возможности, повсюду. Называю это «рисовалотерапией», – говорит Галина.
Работы, представленные на этой выставке, складываются в творческие портреты трех талантливых молодых людей с совершенно разными характерами, но их объединяют очень важные для архитекторов качества – умение наблюдать и анализировать, видеть красоту в большом и малом, думать и головой, и руками. Все это дает надежду на архитектуру, умную и гуманную, радующую глаз и «вызывающую сильные, созидательные эмоции».