Открытый остров

«Новая Голландия» стала общедоступным парком. Парк создан по проекту Адриана Гёзе, павильоны построили петербургские архитекторы Сергей Букин и Любовь Леонтьева. Остров торжественно открыли в минувшие выходные.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

03 Сентября 2016
mainImg

Мастерская:

West 8

Проект:

Новая Голландия
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Сергей Букин, Любовь Леонтьева

2011 – 2016
Среди множества больших и малых садов и скверов Питера выделяется несколько таких, чья главная ценность – не регулярная планировка или вековые деревья, а пустота. В плотной городской ткани открытые плоские пространства с газоном и редкими купами кустарника и деревьев производят сильное впечатление. Марсово поле, Сенатская и Троицкая площади привлекают множество людей. Что не удивительно. Неожиданность открывающейся с зелёного газонного ковра панорамы, позволяющей увидеть ту саму «небесную линию», сравнима с канонической панорамой берегов Невы. Находясь там, как-то особенно остро начинаешь ощущать гармонию города, срежиссированную поколениями гениальных архитекторов, чувствовавших, где нужно остановиться и оставить пространство открытым. До недавнего времени казалось, что такого рода способность к самоограничению ушла из нашей архитектурной практики, но открытие парка на острове «Новая Голландия» создаёт новый прецедент, который, возможно, получит развитие на волне тотального увлечения публичными пространствами. И хочется верить, что причиной этого важного архитектурного жеста стало понимание, ощущение духа города, а не банальная нехватка средств у застройщика.

Новая Голландия с высоты птичьего полета от fontanka.ru:

Торжественным открытием острова «Новая Голландия» 27 и 28 августа завершился первый этап приспособления острова под новые общественные функции в рамках реализации программы «Новая Голландия: культурная урбанизация». В течение трёх лет на острове велись работы по благоустройству, озеленению и зонированию территории по проекту голландского (что характерно!) бюро West 8 Адриана Гёзе. Проект, предполагавший чрезвычайно деликатную, ювелирную работу с пространством был выбран в 2014 году по результатам международного конкурса, организованного некоммерческим фондом «АЙРИС» Дарьи Жуковой по заказу Millhouse.
Новая Голландия в 2016 году. Фотография © Пётр Тимофеев, 2016, предоставлено «Айрис»
Парк Новая Голландия. Проект 2014-2016 © West 8
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
zooming
Новая Голландия. Схема преобразования по проекту West 8 (с) West 8

Архитекторы работали с непростой территорией и уникальным градостроительным ансамблем, сложная, если не сказать трагическая история которого сейчас так явственно читается в сохранившейся застройке и в той зияющей пустоте на месте утраченных объектов, которую голландские проектировщики сделали главным средовым акцентом.

«Новая Голландия» была построена в 1765–1789 по проекту Саввы Чевакинского и Жана-Батиста Валлен-Деламота (фасады корпусов и кирпичная арка с колоннами) как судостроительная верфь и склад корабельной древесины. В конце XVIII века здесь расположился военный гарнизон, для нужд которого в 1828 году построили круглую Арестантскую башню («Бутылку»). В середине XIX века была построена кузня по проекту инженера Пасыпкина. Он же спроектировал финальный блок периметральной застройки – её строительство не было завершено.
Арка Валлен-Деламота. Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова

После революции здесь обретались военные. Лишь в 90-е годы прошлого века министерство обороны вывело из Новой Голландии гарнизон, оставивший ансамбль в руинированном состоянии. Бессистемная мусорная застройка, отсутствие ремонта и реставрации исторических зданий, захламленный канал и гаванец и ко всему прочему, последствия пожара – всё это досталось городу. Начался новый этап существования острова: правительство Санкт-Петербурга едва ли не двадцать лет искало достойного арендатора и достойную программу его развития. Провели несколько аукционов на право развития территории, победители которых затем организовывали архитектурно-градостроительные конкурсы на концепцию реконструкции «Новой Голландии». Конкурсы были звучными, в них принимали участие ведущие мировые и лучшие питерские архитекторы. На остров приходили инвесторы с коммерческими задачами, поэтому проекты развития предполагали достаточно активное строительство и реконструкцию имеющихся зданий под гостиничные и офисные центры, художественные галереи и мастерские художников, концертные залы и апартаменты. Было достаточно хороших проектов, но все они превращали остров в гигантскую чащу, из которой буквально выплескивалась наружу новая начинка. Казалось, это и есть путь, уготованный «Новой Голландии» в новой российской реальности.

Ситуация изменилась в 2011 году. За год до этого очередной тендер на право распоряжаться островом выиграла компания Millhouse Романа Абрамовича, пригласившая креативным подрядчиком некоммерческий фонд «АЙРИС» Дарьи Жуковой. Результатом года работы аналитиков стал проект «Новая Голландия: культурная урбанизация», стартовавший летом 2011 с программы открытых мероприятий на территории «Новой Голландии». За три месяца остров посетило больше 700 тысяч человек и опираясь на их мнение, включённое в состав исследования, Millhouse отказалась от застройки и решила создать в Новой Голландии парк с современной инфраструктурой, ориентированной на проведение культурных мероприятий и художественных акций. Задача предложить концепцию такого парка была поставлена в 2014 году перед участниками очередного конкурса.
Новая Голландия, 2016. Входная группа. Архитектор Сергей Букин. Фотография © Елена Петухова
Парк Новая Голландия. Входная группа © архитектор Сергей Букин. Проект 2014-2016
Новая Голландия, 2016. Выставочная галерея. Архитектор Сергей Букин. Фотография © Елена Петухова
Парк Новая Голландия. Выставочная галерея. Проект 2014-2016 © архитектор Сергей Букин
Выставка «Гаража» в павильоне выставочной галереи. Новая Голландия. Фотография © Егор Рогалёв, предоставлено «Айрис»
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
Травяной сад. Парк Новая Голландия. Проект 2014-2016 © West 8
Новая Голландия. Детская площадка. Проект 2014-2016 © Рендер предоставлен West 8
Липовая аллея. Парк Новая Голландия. Проект 2014-2016 © West 8
Новая Голландия, 2016. Фотография © Елена Петухова
Новая Голландия, 2016. Детская площадка. Фотография © Пётр Тимофеев
Открытие Новой Голландии. Фотография © Пётр Тимофеев, 2016, предоставлено «Айрис»
Фейерверк на открытии Новой Голландии. Фотография © Пётр Тимофеев, 2016, предоставлено «Айрис»

Победивший и реализованный проект Адриана Гёзе включал остаточно ограниченный перечень работ по реставрации и реорганизации острова. Разбит парк, посаженные вдоль Адмиралтейского канала крупномеры сформировали живой зелёный аналог прежних идей периметральной застройки острова; набережную канала укрепили и озеленили; рядом с «Кузней» создан сад пряных трав и устроена детская площадка, главным экспонатом которой стала уменьшенная модель фрегата «Пётр и Павел». Построено несколько временных павильонов: киоски, инфоцентр, сцена, туалеты и входная группа – в стилистике павильонной архитектуры конца XIX века, характерной для курортных пригородов Петербурга. Павильоны спроектированы петербургскими архитекторами Сергеем Букиным и Любовью Леонтьевой. Реставрацию и приспособление бывших кузницы, дома коменданта и морской тюрьмы планируется закончить в 2017.

Праздник, посвящённый открытию парка, длился два дня и включал концерты, выставку, организованную Музеем современного искусства «Гараж», мастер-классы, фейерверки и прочее. За два дня остров посетили почти 50 тысяч человек. Организаторам пришлось даже ввести ограничение на вход, так как общедоступная площадь, на которой уже закончены работы по благоустройству и реконструкции, составляет едва ли половину площади самого острова. Впереди много работы, но уже сейчас можно сказать, что «закрытая» часть истории острова «Новая Голландия» осталась позади. В планах фонда «АЙРИС» новые культурные программы и большие городские проекты. В отреставрированных корпусах разместятся культурные и образовательные центры, научные лаборатории и выставочные пространства. Остров открыт и будет принимать гостей круглогодично.

Мастерская:

West 8

Проект:

Новая Голландия
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Сергей Букин, Любовь Леонтьева

2011 – 2016

03 Сентября 2016

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.