Два тома о деревянном

Ольга Севан о новой книге «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».

Автор текста:
Ольга Севан

mainImg
Издательство «Кучково поле» выпустило в свет двухтомник «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», подготовленный сотрудниками Музея архитектуры при помощи специалистов в области истории, реставрации и сохранения деревянной архитектуры. Можно смело сказать, что это издание – уникальное. Первый том охватывает памятники XV–XIX веков: образцы культового зодчества, жилые дома; он также касается российских музеев под открытым небом, благодаря которым удалось сохранить многие из описываемых памятников. Второй том посвящен более позднему и богатому примерами периоду: от неорусского стиля XIX века до сегодняшего дня – XXI века, в нём рассматривается как история, так и типология разнообразных сооружений из дерева.

Книга – результат работы над большой выставкой, проходившей в Москве в конце 2015 – начале 2016 года. Издание также, как и выставка, стало «эпическим полотном» развернутой экспозиции развития деревянной архитектуры, рассказывая о сохранившихся и утраченных памятниках, равно как и о новых постройках. Но книга широко и значительно глубже представила развернутую картину поддержания, сохранения, ремонта, реставрации и развития деревянной архитектуры вплоть до настоящего времени, чем выставка. Трудно определить её жанр – это и каталог, и сборник статей на разные темы, тяготеющий к коллективной монографии, и шикарный альбом проектов, рисунков, живописи, фотоматериалов, макетов… Всё это, будучи подчинено определенной структуре изложения, представлено в каждом томе. Книга обобщила работу архитекторов, художников, искусствоведов, музейщиков и множества людей, неравнодушных к «русскому деревянному».
Обложка книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
zooming
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
zooming
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Второй том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Издание, как и предшествовавшая ему выставка, имеет образовательный характер. Рассказ начинается с небольшого введения о значении деревянной архитектуры, её роли в формировании идентичности страны и шире – её культуры, которая во многом – мы даже не всегда представляем себе, насколько, – проявляет себя именно в постройках из дерева. Далее читателям представлено большое число известных и новых имен специалистов, их исследований, проектов, многие из которых так или иначе были опубликованы ранее, – особенно в том, что касается наследия: М.В. Красовский, В.В. Суслов, Л.В. Даль, И.Э. Грабарь, А.В. Ополовников... Но особенно важна и открывает новую страницу в российской архитектуре демонстрация неизвестных работ как классиков советского периода (И.В. Жолтовского, В.А. Щуко, И.А. Голосова, К.С. Мельникова, Н.Д. Колли, М.Я. Гинзбурга), так и малоизвестных специалистов по деревянному строительству, особенно двадцатых – пятидесятых годов XX века.
А. В. Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714 г. Реставрационный чертеж, 1949 г. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»
Ф.О. Шехтель. Дача С.Я. Левенсона. Московская область. Фасад, 1900 г. Бумага, карандаш, коричневая тушь, акварель, гуашь 34,2х46,2. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.О. Шехтель. Павильоны России на Международной выставке в Глазго, 1901 г. Общий вид. Фототипия, 1901 г., 20,0х30,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.А. Коровин, Л.Н. Кекушев. Павильон Крайнего Севера XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, 1896 г. Фото М.П. Дмитриева, 1896 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли, И.И. Нивинский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Арка главного входа. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.А. Голосов. Павильон Дальнего Востока. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Боковой фасад, 1923 г. Бумага на картоне, акварель, лак, тушь 43х73,5. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.С. Мельников. Павильон «Махорка». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Макет, 1982 г. Макетная мастерская Художественного комбината МК РСФСР. Дерево, бумага, пластик, окраска, роспись, 42,5 х 70,1 х 39,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева

Составители и авторы не обошли вниманием современных архитекторов, принимающих участие в фестивалях «Города», в конкурсе АРХИWOOD Николая Малинина и в работе Ассоциации деревянного домостроения. Особого внимания среди современников уделено работам Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Елены Головиной.

Книга раскрывает проблемы сохранения памятников деревянной архитектуры, ценных, уязвимых и во многом уже утраченных. С другой стороны, она демонстрирует динамику развития и ценность дерева как материала: живого, экологичного, возобновляемого и теплого. Оно привлекало и привлекает к себе как жителей российской глубинки, так и столичную интеллигенцию: людей, понимающих ценность памятников деревянной архитектуры и знающих толк в деревянных постройках. Интерес к дереву как растет даже и в деловых кругах, представители которых вечно заняты, но обладают сильнейшей интуицией; вероятно, она им и говорит о достоинствах и перспективах этого материала. В книге опубликовано огромное количество архивных материалов из фондов Музея архитектуры, с чем можно поздравить как его прежних сотрудников, сохранивших всё это богатство, так и их нынешних коллег. И, несомненно нужно поздравить издателей и дизайнеров, оформивших книгу с любовью и пониманием.

Оба тома можно купить в книжном магазине Музея архитектуры, и на сайте издательства «Кучково поле», причём второй том, про XX век – со скидкой
 
В.А. Гартман. Русский павильон на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Проект оформления входной части в Морской отдел, 1873 г. Картон, карандаш, тушь, акварель, гуашь 29,4 х 21,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Беседка «Избушка на курьих ножках» архитектора В.М. Васнецова, 1882 г. Поселок Абрамцево, Сергиево-Посадский район, Московская область. Фото А.А. Александрова, 1966–1967 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида». Оформление главного входа павильона «Шестигранник». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида» Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Эскизный вариант скульптурного оформления главного входа павильона Шестигранник. 1922–1923 г. Дерево, резьба. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов. Упаковка памятника «Рабочему». Фото, весна 1924 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк. 1931–1933 гг. (разрушен в 1975 г.). Иваново-Вознесенск. Модель с разрезом по центральной оси. Макет, 1929–1931 гг. Дерево, бумага, пластик, фанера, окраска, тонировка, 55,0 х 175,1 х 91,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.Н. Савкевич. Колхозный дом культуры со зрительным залом на 180 человек. Конкурсный проект, 1936 г. Аксонометрия. Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, 63,4х86,8. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.М. Тернавский. Типовой клуб с залом на 200 мест. Конкурсный проект, 1940 г. Перспектива. Бумага, карандаш, акварель, белила 31,3х43,6. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
О.А. Вутке. Колхозный дом культуры на 500 человек для северных народов СССР. Конкурсный проект, 1936 г. Перспектива. Бумага, сангина, пастель, 60,5х97. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.И. Гайгаров. Надгробный памятник над братской могилой. Перспектива, 1943 г. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, 63,8х43,7. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева


24 Февраля 2016

Автор текста:

Ольга Севан
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.