24.02.2016

Два тома о деревянном

Ольга Севан о новой книге «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».

информация:

Обложка книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Обложка книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

Издательство «Кучково поле» выпустило в свет двухтомник «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», подготовленный сотрудниками Музея архитектуры при помощи специалистов в области истории, реставрации и сохранения деревянной архитектуры. Можно смело сказать, что это издание – уникальное. Первый том охватывает памятники XV–XIX веков: образцы культового зодчества, жилые дома; он также касается российских музеев под открытым небом, благодаря которым удалось сохранить многие из описываемых памятников. Второй том посвящен более позднему и богатому примерами периоду: от неорусского стиля XIX века до сегодняшего дня – XXI века, в нём рассматривается как история, так и типология разнообразных сооружений из дерева.

Книга – результат работы над большой выставкой, проходившей в Москве в конце 2015 – начале 2016 года. Издание также, как и выставка, стало «эпическим полотном» развернутой экспозиции развития деревянной архитектуры, рассказывая о сохранившихся и утраченных памятниках, равно как и о новых постройках. Но книга широко и значительно глубже представила развернутую картину поддержания, сохранения, ремонта, реставрации и развития деревянной архитектуры вплоть до настоящего времени, чем выставка. Трудно определить её жанр – это и каталог, и сборник статей на разные темы, тяготеющий к коллективной монографии, и шикарный альбом проектов, рисунков, живописи, фотоматериалов, макетов… Всё это, будучи подчинено определенной структуре изложения, представлено в каждом томе. Книга обобщила работу архитекторов, художников, искусствоведов, музейщиков и множества людей, неравнодушных к «русскому деревянному».
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Второй том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Второй том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Издание, как и предшествовавшая ему выставка, имеет образовательный характер. Рассказ начинается с небольшого введения о значении деревянной архитектуры, её роли в формировании идентичности страны и шире – её культуры, которая во многом – мы даже не всегда представляем себе, насколько, – проявляет себя именно в постройках из дерева. Далее читателям представлено большое число известных и новых имен специалистов, их исследований, проектов, многие из которых так или иначе были опубликованы ранее, – особенно в том, что касается наследия: М.В. Красовский, В.В. Суслов, Л.В. Даль, И.Э. Грабарь, А.В. Ополовников... Но особенно важна и открывает новую страницу в российской архитектуре демонстрация неизвестных работ как классиков советского периода (И.В. Жолтовского, В.А. Щуко, И.А. Голосова, К.С. Мельникова, Н.Д. Колли, М.Я. Гинзбурга), так и малоизвестных специалистов по деревянному строительству, особенно двадцатых – пятидесятых годов XX века.
А. В. Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714 г. Реставрационный чертеж, 1949 г. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»
А. В. Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714 г. Реставрационный чертеж, 1949 г. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»открыть большое изображение
Ф.О. Шехтель. Дача С.Я. Левенсона. Московская область. Фасад, 1900 г. Бумага, карандаш, коричневая тушь, акварель, гуашь 34,2х46,2. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.О. Шехтель. Дача С.Я. Левенсона. Московская область. Фасад, 1900 г. Бумага, карандаш, коричневая тушь, акварель, гуашь 34,2х46,2. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Ф.О. Шехтель. Павильоны России на Международной выставке в Глазго, 1901 г. Общий вид. Фототипия, 1901 г., 20,0х30,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.О. Шехтель. Павильоны России на Международной выставке в Глазго, 1901 г. Общий вид. Фототипия, 1901 г., 20,0х30,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
К.А. Коровин, Л.Н. Кекушев. Павильон Крайнего Севера
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, 1896 г. Фото М.П. Дмитриева, 1896 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.А. Коровин, Л.Н. Кекушев. Павильон Крайнего Севера XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, 1896 г. Фото М.П. Дмитриева, 1896 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли, 
И.И. Нивинский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Арка главного входа.
Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли, И.И. Нивинский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Арка главного входа. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
И.А. Голосов. Павильон Дальнего Востока. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Боковой фасад, 1923 г. Бумага на картоне, акварель, лак, тушь 43х73,5. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.А. Голосов. Павильон Дальнего Востока. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Боковой фасад, 1923 г. Бумага на картоне, акварель, лак, тушь 43х73,5. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
К.С. Мельников. Павильон «Махорка». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Макет, 1982 г. Макетная мастерская Художественного комбината МК РСФСР. Дерево, бумага, пластик, окраска, роспись, 42,5 х 70,1 х 39,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.С. Мельников. Павильон «Махорка». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Макет, 1982 г. Макетная мастерская Художественного комбината МК РСФСР. Дерево, бумага, пластик, окраска, роспись, 42,5 х 70,1 х 39,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

Составители и авторы не обошли вниманием современных архитекторов, принимающих участие в фестивалях «Города», в конкурсе АРХИWOOD Николая Малинина и в работе Ассоциации деревянного домостроения. Особого внимания среди современников уделено работам Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Елены Головиной.

Книга раскрывает проблемы сохранения памятников деревянной архитектуры, ценных, уязвимых и во многом уже утраченных. С другой стороны, она демонстрирует динамику развития и ценность дерева как материала: живого, экологичного, возобновляемого и теплого. Оно привлекало и привлекает к себе как жителей российской глубинки, так и столичную интеллигенцию: людей, понимающих ценность памятников деревянной архитектуры и знающих толк в деревянных постройках. Интерес к дереву как растет даже и в деловых кругах, представители которых вечно заняты, но обладают сильнейшей интуицией; вероятно, она им и говорит о достоинствах и перспективах этого материала. В книге опубликовано огромное количество архивных материалов из фондов Музея архитектуры, с чем можно поздравить как его прежних сотрудников, сохранивших всё это богатство, так и их нынешних коллег. И, несомненно нужно поздравить издателей и дизайнеров, оформивших книгу с любовью и пониманием.

Оба тома можно купить в книжном магазине Музея архитектуры, и на сайте издательства «Кучково поле», причём второй том, про XX век – со скидкой
 
В.А. Гартман. Русский павильон на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Проект оформления входной части в Морской отдел, 1873 г. Картон, карандаш, тушь, акварель, гуашь 29,4 х 21,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
В.А. Гартман. Русский павильон на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Проект оформления входной части в Морской отдел, 1873 г. Картон, карандаш, тушь, акварель, гуашь 29,4 х 21,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Беседка «Избушка на курьих ножках» архитектора В.М. Васнецова, 1882 г. Поселок Абрамцево, Сергиево-Посадский район, Московская область. Фото А.А. Александрова, 1966–1967 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Беседка «Избушка на курьих ножках» архитектора В.М. Васнецова, 1882 г. Поселок Абрамцево, Сергиево-Посадский район, Московская область. Фото А.А. Александрова, 1966–1967 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида». Оформление главного входа павильона «Шестигранник». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида». Оформление главного входа павильона «Шестигранник». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида»
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Эскизный вариант скульптурного оформления главного входа павильона Шестигранник. 1922–1923 г. Дерево, резьба. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида» Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Эскизный вариант скульптурного оформления главного входа павильона Шестигранник. 1922–1923 г. Дерево, резьба. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов. Упаковка памятника «Рабочему». Фото, весна 1924 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов. Упаковка памятника «Рабочему». Фото, весна 1924 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк. 1931–1933 гг. (разрушен в 1975 г.). Иваново-Вознесенск. Модель с разрезом по центральной оси. Макет, 1929–1931 гг. Дерево, бумага, пластик, фанера, окраска, тонировка, 55,0 х 175,1 х 91,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк. 1931–1933 гг. (разрушен в 1975 г.). Иваново-Вознесенск. Модель с разрезом по центральной оси. Макет, 1929–1931 гг. Дерево, бумага, пластик, фанера, окраска, тонировка, 55,0 х 175,1 х 91,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева открыть большое изображение
Н.Н. Савкевич. Колхозный дом культуры со зрительным залом на 180 человек. Конкурсный проект, 1936 г. Аксонометрия.
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, 63,4х86,8. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.Н. Савкевич. Колхозный дом культуры со зрительным залом на 180 человек. Конкурсный проект, 1936 г. Аксонометрия. Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, 63,4х86,8. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Ф.М. Тернавский. Типовой клуб с залом на 200 мест. Конкурсный проект, 1940 г. Перспектива.
Бумага, карандаш, акварель, белила 31,3х43,6. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.М. Тернавский. Типовой клуб с залом на 200 мест. Конкурсный проект, 1940 г. Перспектива. Бумага, карандаш, акварель, белила 31,3х43,6. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
О.А. Вутке. Колхозный дом культуры на 500 человек для северных народов СССР. Конкурсный проект, 1936 г. Перспектива. Бумага, сангина, пастель, 60,5х97. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
О.А. Вутке. Колхозный дом культуры на 500 человек для северных народов СССР. Конкурсный проект, 1936 г. Перспектива. Бумага, сангина, пастель, 60,5х97. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Н.И. Гайгаров. Надгробный памятник над братской могилой. Перспектива, 1943 г. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, 63,8х43,7.
Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.И. Гайгаров. Надгробный памятник над братской могилой. Перспектива, 1943 г. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, 63,8х43,7. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Биндеман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко
  • Станислав Белых
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Васильев
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Василий Крапивин
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Селивохин
  • Наталья Сидорова
  • Антон Барклянский
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Сергей  Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Шилова
  • Антон Лукомский
  • Алексей Курков
  • Александр Бровкин
  • Никита Явейн
  • Сергей Чобан
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Роман Леонидов
  • Антон Ладыгин
  • Зураб Басария
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Александр Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи