Ольга Севан о новой книге «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».
Обложка книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Издательство «Кучково поле» выпустило в свет двухтомник «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», подготовленный сотрудниками Музея архитектуры при помощи специалистов в области истории, реставрации и сохранения деревянной архитектуры. Можно смело сказать, что это издание – уникальное. Первый том охватывает памятники XV–XIX веков: образцы культового зодчества, жилые дома; он также касается российских музеев под открытым небом, благодаря которым удалось сохранить многие из описываемых памятников. Второй том посвящен более позднему и богатому примерами периоду: от неорусского стиля XIX века до сегодняшего дня – XXI века, в нём рассматривается как история, так и типология разнообразных сооружений из дерева.
Книга – результат работы над большой выставкой, проходившей в Москве в конце 2015 – начале 2016 года. Издание также, как и выставка, стало «эпическим полотном» развернутой экспозиции развития деревянной архитектуры, рассказывая о сохранившихся и утраченных памятниках, равно как и о новых постройках. Но книга широко и значительно глубже представила развернутую картину поддержания, сохранения, ремонта, реставрации и развития деревянной архитектуры вплоть до настоящего времени, чем выставка. Трудно определить её жанр – это и каталог, и сборник статей на разные темы, тяготеющий к коллективной монографии, и шикарный альбом проектов, рисунков, живописи, фотоматериалов, макетов… Всё это, будучи подчинено определенной структуре изложения, представлено в каждом томе. Книга обобщила работу архитекторов, художников, искусствоведов, музейщиков и множества людей, неравнодушных к «русскому деревянному».
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Первый том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Разворот книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». Второй том. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Издание, как и предшествовавшая ему выставка, имеет образовательный характер. Рассказ начинается с небольшого введения о значении деревянной архитектуры, её роли в формировании идентичности страны и шире – её культуры, которая во многом – мы даже не всегда представляем себе, насколько, – проявляет себя именно в постройках из дерева. Далее читателям представлено большое число известных и новых имен специалистов, их исследований, проектов, многие из которых так или иначе были опубликованы ранее, – особенно в том, что касается наследия: М.В. Красовский, В.В. Суслов, Л.В. Даль, И.Э. Грабарь, А.В. Ополовников... Но особенно важна и открывает новую страницу в российской архитектуре демонстрация неизвестных работ как классиков советского периода (И.В. Жолтовского, В.А. Щуко, И.А. Голосова, К.С. Мельникова, Н.Д. Колли, М.Я. Гинзбурга), так и малоизвестных специалистов по деревянному строительству, особенно двадцатых – пятидесятых годов XX века.
А. В. Ополовников. Преображенская церковь на о. Кижи. Западный фасад. 1714 г. Реставрационный чертеж, 1949 г. Из собрания Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»
Ф.О. Шехтель. Дача С.Я. Левенсона. Московская область. Фасад, 1900 г. Бумага, карандаш, коричневая тушь, акварель, гуашь 34,2х46,2. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.О. Шехтель. Павильоны России на Международной выставке в Глазго, 1901 г. Общий вид. Фототипия, 1901 г., 20,0х30,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.А. Коровин, Л.Н. Кекушев. Павильон Крайнего Севера
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, 1896 г. Фото М.П. Дмитриева, 1896 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли,
И.И. Нивинский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Арка главного входа.
Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
И.А. Голосов. Павильон Дальнего Востока. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Боковой фасад, 1923 г. Бумага на картоне, акварель, лак, тушь 43х73,5. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
К.С. Мельников. Павильон «Махорка». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Макет, 1982 г. Макетная мастерская Художественного комбината МК РСФСР. Дерево, бумага, пластик, окраска, роспись, 42,5 х 70,1 х 39,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Составители и авторы не обошли вниманием современных архитекторов, принимающих участие в фестивалях «Города», в конкурсе АРХИWOOD Николая Малинина и в работе Ассоциации деревянного домостроения. Особого внимания среди современников уделено работам Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Елены Головиной.
Книга раскрывает проблемы сохранения памятников деревянной архитектуры, ценных, уязвимых и во многом уже утраченных. С другой стороны, она демонстрирует динамику развития и ценность дерева как материала: живого, экологичного, возобновляемого и теплого. Оно привлекало и привлекает к себе как жителей российской глубинки, так и столичную интеллигенцию: людей, понимающих ценность памятников деревянной архитектуры и знающих толк в деревянных постройках. Интерес к дереву как растет даже и в деловых кругах, представители которых вечно заняты, но обладают сильнейшей интуицией; вероятно, она им и говорит о достоинствах и перспективах этого материала. В книге опубликовано огромное количество архивных материалов из фондов Музея архитектуры, с чем можно поздравить как его прежних сотрудников, сохранивших всё это богатство, так и их нынешних коллег. И, несомненно нужно поздравить издателей и дизайнеров, оформивших книгу с любовью и пониманием.
В.А. Гартман. Русский павильон на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Проект оформления входной части в Морской отдел, 1873 г. Картон, карандаш, тушь, акварель, гуашь 29,4 х 21,9. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Беседка «Избушка на курьих ножках» архитектора В.М. Васнецова, 1882 г. Поселок Абрамцево, Сергиево-Посадский район, Московская область. Фото А.А. Александрова, 1966–1967 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида». Оформление главного входа павильона «Шестигранник». Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Фото, 1923 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.Т. Коненков. Скульптура «Кариатида»
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года. Эскизный вариант скульптурного оформления главного входа павильона Шестигранник. 1922–1923 г. Дерево, резьба. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов. Упаковка памятника «Рабочему». Фото, весна 1924 г. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк. 1931–1933 гг. (разрушен в 1975 г.). Иваново-Вознесенск. Модель с разрезом по центральной оси. Макет, 1929–1931 гг. Дерево, бумага, пластик, фанера, окраска, тонировка, 55,0 х 175,1 х 91,0. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.Н. Савкевич. Колхозный дом культуры со зрительным залом на 180 человек. Конкурсный проект, 1936 г. Аксонометрия.
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, 63,4х86,8. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Ф.М. Тернавский. Типовой клуб с залом на 200 мест. Конкурсный проект, 1940 г. Перспектива.
Бумага, карандаш, акварель, белила 31,3х43,6. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
О.А. Вутке. Колхозный дом культуры на 500 человек для северных народов СССР. Конкурсный проект, 1936 г. Перспектива. Бумага, сангина, пастель, 60,5х97. Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Н.И. Гайгаров. Надгробный памятник над братской могилой. Перспектива, 1943 г. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, 63,8х43,7.
Из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева