English version

Сергей Эстрин: «Потолки дают абсолютный простор для фантазии»

Окончание работ над потолком синагоги на Большой Бронной стало поводом для разговора с автором проекта Сергеем Эстриным о функциональных возможностях и идеологической роли потолка как кульминационного элемента интерьера.

Беседовала:
Лилия Аронова

mainImg
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Архи.ру:
Через десять с лишним лет после окончания реконструкции наконец завершено оформление потолка Зала торжеств московской синагоги. Это значит, что проект теперь полностью закончен? 

Сергей Эстрин:
На самом деле нет, там всё время что-то доделывается. Но Зал торжеств, да, завершен. Десять лет он простоял без потолка. Конечно, световой фонарь в крыше в форме шестиконечной звезды был с самого начала, а теперь от него во все стороны расходятся изогнутые ламели из МДФ. Получился такой крупный элемент, который соответствует масштабу и значимости этого зала. С разных ракурсов – и снизу, и с балкона – остается ощущение цельности пространства. В то же время такая композиция обеспечивает хороший доступ света, и к инженерии легко подобраться, что тоже немаловажно.
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Сложная конструкция…

С.Э.: Не такая сложная, как кажется. От всего этого круга была спроектирована только одна двенадцатая, а потом этот сектор просто повторяется. Но, правда, эта двенадцатая часть состоит из двадцати разных элементов.

Волнообразные балки песочного цвета – это продолжение темы Синайской пустыни, которая задана потолком атриума?

С.Э.: Более или менее. Там другие материалы и другие формы, но по оттенку, а главное, по акценту именно на потолок – можно сказать, что да.
Потолок атриума в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В ваших проектах очень часто можно встретить такие акценты. В чем для Вас преимущества потолков как средства архитектурной выразительности?

С.Э.: Огромное достоинство потолков в том, что они всегда открыты, их нельзя заставить мебелью, по ним не топчутся толпы народа. Кроме того, в процессе движения потолок открывается с разных ракурсов. Короче говоря, это действительно очень выразительный элемент, наверное, один из основных, которые мы используем в интерьерах. Скажем, в вестибюле «Немецкого центра промышленности и торговли» в Технопарке Nagatino i-Land потолок, за счет того что он оригинальный, мощно решенный да ещё отражается в темном стекле, организует всё большое пространство. Подчеркнуто гладкие полы, подчеркнуто простой вид стен – тему задает именно потолок.
Входная зона «Немецкого центра промышленности и торговли» в Технопарке Nagatino i-Land © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Недавно мы доделали общественные пространства в башне «Евразия» в Москва-Сити. Там хотелось создать эффект, как будто солнце просвечивает сквозь кроны деревьев. Очень, кстати, сложно выполнялись эти подвешенные фанерованные элементы, каждый лепесток состоит из четырех частей, хотя швов и не видно. Аналогичная тема, и тоже декоративные элементы совмещены со светильниками, – в жилой части башни, там, где вход в апартаменты. Благодаря тому, что от регулярности нижней части пространства мы постепенно переходим к свободному решению наверху, создается ассоциация с природой, стволами деревьев…
Общественные зоны башни «Евразия» в Москва-Сити © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Башня «Евразия» в Москва-Сити, ресепшн © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А этому проекту уже больше десяти лет. Во входной зоне бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской мы «обматывали» все пространство целиком, но работает в основном опять же потолок, особенно в час пик, когда люди идут потоком и всё остальное закрыто. Поэтому всё самое важное было поднято наверх, и вот эти бешеные завихрения отлично видны, с улицы в том числе. Конструкция достаточно легкая – это пластификаторы, гипс и пустота внутри.
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В интерьере научного центра Schlumberger эффект построен на чередовании зеркальных панелей с открытыми потолками. В одном из клубов World Class мы просто сетку крашеную помяли и подвесили над головами – получилось очень эффектно. В офисе Enter подвесили к потолку зонтики: компания молодежная, помещение замусоренное, там кроме потолка вообще было негде что-то сделать. А для табачной компании Philip Morris оформили потолок переговорной сигаретами. Прием, конечно, достаточно простой, но мы эти сигареты-светильники поместили в такое гипсовое «корыто» с массой изгибов, которые очень удачно отражают свет и в то же время дают какую-то структуру.
Научно-исследовательский центр Schlumberger © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона спортивного клуба World Class на ул. Климашкина © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Офис компании Enter, зона ожидания © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Офис компании Enter © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Переговорная в московском офисе Philip Morris © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В кабинете руководителя «Нордстар Девелопмент» главный выразительный элемент – это, конечно, Москва за панорамными окнами. Поэтому интерьер мы сделали достаточно нейтральный, но потолки снова «при деле». Благодаря крупным световым кругам создается впечатление куполов, как будто над тобой гораздо больше пространства и света, чем в действительности. Свет очень комфортный, красиво приглушается, и потолок играет совсем по-разному, а велюровые панели создают отличную акустику. Плюс эти круги организуют пространство: одна зона над самим руководителем, вторая над столом переговоров, третья над местом для отдыха.
Кабинет руководителя «Нордстар Девелопмент» © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

То есть потолок не только образные, но и функциональные задачи часто решает?

С.Э.: И очень успешно. Например, надо тебе избавиться от тени – тогда можно сделать много источников света, и тень будет рассеянная, как вот в башне «Евразия». А в кафетерии The Visual Care Institute «Johnson & Johnson» мы сделали на потолке такой закругленный телевизор, благо сейчас технологии позволяют. То там маковое поле, то еще какая-нибудь красота. Люди сидят, обедают, кто-то читает или учится, а потом поднимают взгляд – и глаза отдыхают. Приятно и полезно.

А в офисе юридической фирмы «Baker & McKenzie» нужно было оформить вытяжки, спрятав при этом датчики. Мы пошли таким путем: брали карты городов, где у них есть штаб-квартиры, и подбирали под размер вытяжки один из кварталов. Такой прием, кстати, позволяет датчики совмещать с какими-нибудь выдающимися зданиями, например, или монументами.
Кафе в Johnson & Johnson Visual Care Institute © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Фрагмент интерьера московского офиса Baker & McKenzie © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А какие предъявляются требования к материалам, которые используются для оформления потолков? Чтобы не очень тяжёлые, наверное?

С.Э.: Не очень тяжёлые – это не требование, на потолке можно как угодно распределить нагрузку. В башне «Евразия» эти лепестки в принципе тяжёлые, но там много точек подвеса. С точки зрения пожарной безопасности должны быть материалы определенной категорийности, а больше в принципе ограничений нет. Потолки тем и хороши, что дают абсолютный простор для фантазии. Мы делали проект для Новолипецкого металлургического комбината и в качестве одного из вариантов подвешивали к потолку настоящую металлическую полосу. Дерево тоже было – в той же синагоге, в атриуме, плотный потолок из сосны, причем мы её просто обрезали, нас не волновали швы, это была часть дизайна. А в пентхаусе в ЖК «Соколиное гнездо» потолок, он же пол верхнего уровня, частично выполнен из стекла. Бетон, гипс – все эти материалы на потолке вполне уместны. Я только камень не очень люблю, но и его всегда можно сымитировать.
Интерьер частного пентхауса в ЖК «Соколиное гнездо» © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Сейчас же вообще часто без потолков проекты делают… 

С.Э.: Когда я оценивал проекты в жюри конкурса Office Next, обратил внимание на то, что процентов восемьдесят офисов предлагалось делать без потолка – якобы такая вот эстетика. Но это давно уже не оригинально, кроме того – это дороже, чем сделать потолок! Ведь закрыть все коммуникации и прочую ерунду гораздо проще, чем все вычищать, выравнивать, трубы проводить через перегородки… Вот, скажем, в той же компании Enter в зоне ожидания мы сделали печать на подвесном потолке – и художественный прием, и все закрыто, что не нужно видеть.

Традиционно потолок – место размещения источников света. Есть ли у вас предпочтения в этой области?

С.Э.: Когда произошла «светодиодная революция», стало возможно все. Если раньше надо было думать, как ты будешь светильники обслуживать, как быстро они перегорят, то теперь масса вещей решена. Теплоотвод достаточно просто сделать, служат долго… Так что одно удовольствие – создавать какие-то крупные световые композиции. В каталогах трудно найти по-настоящему крупные светильники, которые могли бы стать определяющими элементами интерьера. Другое дело – архитектурные решения, которые создаются с помощью светодиодных лент.Здесь у архитектора «развязаны руки», он может придумывать и воплощать интересные конструкции, полностью меняющие восприятие пространства. В конференц-зале Johnson & Johnson мы использовали совершенно стандартные светильники, но если их правильно организовать, получается целая тема. Здесь они и высоту не съели, и свет дают хороший – комфортный, бестеневой, как раз для конференц-залов.
Конференц-зал в Johnson & Johnson Visual Care Institute © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А конструктивно потолок в современном интерьере может нести какую-то функцию?

С.Э.: Во всех проектах, которые я показывал, это в общем-то декорация. Потолков, которые бы являлись прямо продолжением конструкции и несли какую-то функцию в этом плане, в современных интерьерах практически нет – хотя бы потому, что интерьеры делаются позже, чем строится здание. Если есть возможность это совместить, то получаются такие вещи, как нимейеровские соборы в Бразилии, или Капелла в Роншане Ле Корбюзье, или проекты Калатравы… Но у нас я не назову сейчас проектов, которые были бы построены сразу с переходящими из объема в интерьер элементами – если, конечно, мы не говорим про олимпийские объекты.

Есть ли какие-то приёмы, которые побуждают человека поднять взгляд к потолку? Не всегда же, придя в помещение, ты первым делом задираешь голову вверх.

С.Э.: Разумеется, есть. В той же готике это весь поток вертикальных колонн, который направляет взгляд наверх. Если брать наши проекты, то, например, в башне «Евразия» тема лепестков, существующая в основном на потолке, сначала намёком появляется на полу, чуть больше – на стенах… В «Капитал Тауэр» пространство закручивается внизу и только потом выстреливает наверх. А в офисе Бинбанка мы просто стены перевели в потолок. На самом деле чаще всего, направляясь в какой-то офис, человек сначала входит в здание, оформленное совсем в другой стилистике. Проходит через входную группу, поднимается на этаж, совершенно ещё не настроенный на то место, куда идет. И когда он открывает дверь – тут уже пора перебить ему дыхание. А что он первым делом видит в перспективе? Потолок!
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона Capital Tower на 1-й Брестской © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Потолок – кульминационная точка?

С.Э.: Да, потолок – это один из приемов, позволяющий организовать кульминацию при прохождении через объект. Например, человек из тёмного пространства переходит в светлое или из маленького в просторное: потолки здесь замечательно работают, создавая эмоциональный контраст. Вы были в месте, где много мелких деталей, – и вдруг попадаете в помещение, где только одна деталь, но крупная, яркая. Где такую деталь можно разместить? Если мы говорим не о музее, а об обычном жилом, офисном, торговом пространстве, то потолок там чуть ли не единственный цельный элемент. Он может даже определять иерархию помещений – вот это пространство важное, это кабинет руководителя, это главная конференц-комната… Он не надоедает, он все время рядом с тобой, и если мебель можно переставить, экспозицию поменять, столы в банкетном зале разместить по-другому, то потолок при любых раскладах держит композицию и создает характер интерьера.
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

10 Ноября 2015

Беседовала:

Лилия Аронова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.