Пять проектов. Сергей Эстрин

Топ-5 объектов, которые московский архитектор и художник-график Сергей Эстрин может изучать бесконечно.

mainImg

Архитектор:

Сергей Эстрин

Сергей Эстрин:
– Я назову только те объекты, которые видел своими глазами, не на фотографиях. Поскольку сейчас немало замечательных фотографов, картинка в журнале не всегда совпадает с живым впечатлением от здания – в особенности это касается современных зданий, но и для исторических также верно. Кроме того, фотографии не всегда передают ощущения, создаваемые средой, а контекст очень важен для понимания архитектуры. Один из критериев, которым я руководствовался при выборе «любимых» мест – возникает ли желание подолгу их рассматривать, вглядываться, обходить, фотографировать с разных ракурсов. Я считаю, что хорошая архитектура не должна быть понятна с первого взгляда, когда через пять минут уже не о чем и говорить. Те пять проектов, которые я выбрал – сложные, вплоть до того, что пятым будет целый город. Даже два сразу.

1.
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту)
Томар, Португалия, XII век

zooming
Сергей Эстрин
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Томар, Португалия, XII век. Фотография © Сергей Эстрин

Это целый комплекс зданий, он расположен на холме. Войдя, за крепостной стеной видишь церковь тамплиеров, где рыцари выстаивали службы, не слезая с коней. Архитектура и история здесь плотно смешаны, объединены общей фактурой, которая очень ощутимо воздействует, в нее буквально сразу погружаешься, как только попадаешь внутрь. Здесь перемешано множество стилевых и хронологических наслоений: романская крепостная архитектура тамплиеров, готика, барокко, стиль мануэлино. Много скульптуры, много декора, но он воспринимается очень цельно, прежде всего за счёт того, что всё сделано из камня одной породы. Обилие пластики создает великолепную светотень – мы провели там довольно много времени, с середины дня до заката, и имели возможность наблюдать, как все меняется при разном освещении. Ходить и рассматривать можно бесконечно. Есть море классных видовых точек, где хочется остановиться, сфотографировать, зарисовать, чтобы хоть как-то оставить в памяти. И вряд ли это случайные точки – мне кажется, что, хотя ансамбль складывался веками, он до мелочей продуман, ощущения просчитаны – пространственно и тематически они работают, формируя целостный и сильный образ.
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Томар, Португалия, XII век. Фотография © Сергей Эстрин
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Томар, Португалия, XII век. Фотография © Сергей Эстрин

Для меня это и есть настоящая архитектура – многообразная, со сложными пространственными композициями, но при этом очень функциональная и подчиненная конкретному идеологическому содержанию. Подобные элементы можно найти и в других объектах, но здесь важно то, что это целостный комплекс: когда ходишь по нему, кажется, что слушаешь законченное музыкальное произведение – в одной и той же «мелодии» всё время открывается что-то новое.

Там множество потрясающих окон с разными рельефами, разновременных – они могут быть разнесены по времени лет на двести, могут накладываться слоями, прятать одно за другим – к примеру, палладианская арка закрывает собой не менее великолепное, но раннее окно. За одно окно из этого комплекса англичане готовы были простить Португалии все долги – настолько оно прекрасно. Но португальцы окно не отдали, потому что для них это тоже была большая ценность, чем государственный долг.
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Томар, Португалия, XII век. Фотография © Сергей Эстрин
Монастырь ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Томар, Португалия, XII век. Фотография © Сергей Эстрин
***

2.
Центр Джона Хэнкока в Чикаго
Skidmore, Owings and Merrill, 1965
1969
Центр Джона Хэнкока в Чикаго. Skidmore, Owings and Merrill, 1965-1969. Фотография © Сергей Эстрин

Как строить небоскребы? Можно как у Миса ван дер Роэ – совсем ровненькие: они здорово смотрелись вначале, но потом стали повторяться. А можно изобрести какой-то новый язык. Здесь, как мне кажется, пластический язык родственен какому-то средневековому монастырю, но с поправкой на высоту в сто этажей. Фактура, цвет, детали – великолепны, металл до сих пор отлично смотрится и блестит в разных местах по-разному. Материалы подобраны очень сильные.

К тому же, разумеется, как в почти любом небоскребе впечатляет сам по себе размер, масштаб здания – но важно, что хотя в такой архитектуре человек неизбежно «говорит на языке великанов», – в данном случае «речь» понятна, ее можно воспринять, охватить сознанием. Масштаб не приводит к величаво-молчаливой замкнутости, напротив, здание все время что-то «рассказывает». Поэтому и смотреть на него тоже можно бесконечно, рассматривание превращается в насыщенное, информативное общение.
Центр Джона Хэнкока в Чикаго. Skidmore, Owings and Merrill, 1965-1969. Фотография © Сергей Эстрин

Там наверху ресторан – с одной стороны видно озеро Мичиган, оно грандиозно и сравнимо по масштабу с этим небоскребом, с другой стороны – город. И ты царишь над всем этим. На девяносто пятом этаже человек чувствует себя комфортно, и это огромное достоинство здания. Небоскреб почти всегда только оболочка, почувствовать его изнутри сложно, но в данном случае – получается.
Центр Джона Хэнкока в Чикаго. Skidmore, Owings and Merrill, 1965-1969. Фотография © Сергей Эстрин
Центр Джона Хэнкока в Чикаго. Skidmore, Owings and Merrill, 1965-1969. Фотография © Сергей Эстрин
***

3.
Музей на набережной Бранли в Париже
Жан Нувель, 2001
2006
Музей на набережной Бранли в Париже. Жан Нувель, 2001-2006. Фотография © Сергей Эстрин

Здание Музея примитивного искусства на набережной Бранли из недавних парижских построек мне нравится больше всего. Оно стоит в самом центре, напротив Трокадеро, рядом с Эйфелевой башней. Рядом – известнейшие постройки XIX века. Конечно, контраст очень жёсткий, не знаю, как бы я это воспринимал, если бы был парижанином. Но в данном случае мы говорим о том, как сделана архитектура. Ты заходишь с набережной – и идёшь сквозь травы, по холмам, то есть буквально попадаешь в другой мир. Таким образом тебя вырывают из городской среды и настраивают на что-то совершенно иное.
 
Музей на набережной Бранли в Париже. Жан Нувель, 2001-2006. Фотография © Сергей Эстрин
Музей на набережной Бранли в Париже. Жан Нувель, 2001-2006. Фотография © Сергей Эстрин
Музей на набережной Бранли в Париже. Жан Нувель, 2001-2006. Фотография © Сергей Эстрин

Архитектура музея – абсолютно современная. Я бы не сказал, что мне нравится именно такая архитектура, хотя там можно найти массу интересных ракурсов, скорее интересен подход – попытка выразить современным языком такую непростую тему, как искусство колоний, удержав интерес зрителей. В экспозицию музея попала малая часть того, что хранится в его запасниках, но то, что выставлено – безумно увлекает и заставляет поражаться таланту так называемых «примитивных» народов. Интересно выстроены маршруты, там легко ходить, пандусы провоцируют к движению, по ходу которого ты вдруг обнаруживаешь в совершенно незнакомой стилистике что-то, что начинает нравиться. Тебя погружают в среду, которая позволяет выработать новые критерии, и ты начинаешь почти любить то, что там показано. Многое в экспозиции сделано вручную: обтянутые кожей листы информации, выжженные по дереву планы. А снаружи стекло отражает подвижную парижскую жизнь. Здание «многословное», что очень хорошо для музея. 
***

4.
Здание Ллойд в Лондоне
Ричард Роджерс, 1978
1986
Здание Ллойд в Лондоне. Ричард Роджерс, 1978-1986. Фотография © Сергей Эстрин

У меня множество фотографий этого здания, в том числе и вместе с соседними постройками, и в отражениях. Каждый раз, когда приезжаю в Лондон, я стараюсь к нему подойти. Судя по ощущениям, по тому, как его хочется рассматривать, – это современное барокко. Классный, интересный язык, обогащающий городскую среду. Тут и матовый металл, и затертый, и загнутый, и повторяющиеся элементы, которые усиливают впечатление, стекло с напечатанным рисунком, бетон… Сзади совсем фантастика, половина труб наверняка пустые, потому что инженерия наверняка не требует их так много, но в рамках данной эстетики такая «избыточность» необходима. Между тем оно очень близко классической архитектуре, даже Палладио: ритмы, пропорции, основные принципы – пусть не буквально, но узнаваемы, ощутимы.

Здание стоит рядом с «Огурцом», который, конечно, известен гораздо лучше. Но его мне почему-то вообще не хотелось фотографировать. Да, мастерски придумано, замечательно, интересно, крупная форма, заметная, узнаваемая. Но вокруг Ллойда можно бесконечно ходить, фотографировать в разном масштабе, потрясающие ракурсы с любого угла, а с «Огурцом» всё ясно – спасибо, посмотрели!
Здание Ллойд в Лондоне. Ричард Роджерс, 1978-1986. Фотография © Сергей Эстрин
Здание Ллойд в Лондоне. Ричард Роджерс, 1978-1986. Фотография © Сергей Эстрин
Здание Ллойд в Лондоне. Ричард Роджерс, 1978-1986. Фотография © Сергей Эстрин
***

5.
Город Бат в Англии и город Ното на Сицилии

Город Бат. Англия. Конец XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин

Все объекты, о которых я тут рассказывал, активно взаимодействуют со средой. Это то, что мне нравится в архитектуре. Я покажу ещё два объекта, но разговор будет об одном и том же.

Город Бат построен во времена увлечения палладианством. Он цельный, из одного материала, в единой стилистике. Разные по функции здания гармонично работают в пространстве. Но архитектура каждого из них индивидуальна, не думаю, что тут есть какие-то типовые решения. Всё вместе смотрится живо и вместе с тем гармонично. Город выстроен на месте старых римских терм, что и определило выбор стилистики: невероятно красивой, мощной, комфортной. Этот город – практически один объект. Ходишь, ловишь ракурсы, и хочется жить в этой архитектуре, ходить по улицам. Совсем не тянет уйти и посмотреть что-то, сделанное, предположим, в резко современной манере.
Город Бат. Англия. Конец XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин
Город Бат. Англия. Конец XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин
Город Бат. Англия. Конец XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин

Очень похожий объект – город Ното на Сицилии, который был сделан тремя архитекторами в течение тридцати лет, после того как античный Ното полностью разрушило землетрясение 1693 года. Не знаю, откуда у них взялись деньги в то время, но они построили город полностью из камня, используя одну и ту же породу, что хорошо работает на целостность образа. Три основные улицы параллельны друг другу и пересекаются площадями. Некоторые здания не достроены, так как замысел был грандиознее, чем то, на что хватило средств. Важно и то, что здания объединены барочной стилистикой – это делает ансамбль города едва ли не уникальным. На той же Сицилии – множество барочных построек, но когда они смешиваются с архитектурой XIX века или с современной архитектурой, то впечатление становится уже другим. Здесь же ты как будто находишься в одном большом здании – это практически идеальный город с внятной концепцией, которая понятна и привлекательна, как я считаю, не только для специалистов.
Город Ното. Сицилия. Начало XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин
Город Ното. Сицилия. Начало XVIII в. Кафедральный собор. Фотография © Сергей Эстрин
Город Ното. Сицилия. Начало XVIII в. Фотография © Сергей Эстрин

 

0

Архитектор:

Сергей Эстрин

15 Января 2016

Беседовали:

Анна Сансиева, Лилия Аронова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Город у большой воды
Концепция масштабной застойки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного простраства, и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.