Из первых рук

В прошедшее воскресенье состоялась автобусная экскурсия по постройкам мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», организованная «Свободой доступа» в рамках архитектурной биеннале. Экскурсия стала удачным дополнением экспозиции «архитектор года» в ЦДХ – ее участники получили возможность взглянуть на известные архитектурной Москве постройки глазами одного из руководителей мастерской – Сергея Киселева

mainImg

Для поклонников московской старины существует один день в году – день музеев, когда они могут попасть в интерьеры архитектурных памятников, занимаемых частными и государственными организациями. Те, кого интересует современная архитектура, лишены и такой привилегии – в некоторые новые офисные центры, не говоря уже о жилых домах, не то что внутрь не пускают, но и рядом постоять не дают. Проект «Свобода доступа» создавался с целью дать возможность всем желающим проникнуть туда, куда в частном порядке могут не пропустить, увидеть с подсказки автора новые детали, которые самостоятельно можно и не заметить, услышать кулуарные подробности, которые не вычитаешь и в прессе, и спросить о том, о чем давно хотелось узнать, у самого архитектора.

За прошедшие две недели «Свобода доступа» уже провела экскурсии по отдельным объектам мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» – строящемуся деловому кварталу  «Красная Роза» и офисному центру «Эрмитаж-Плаза». Вчерашняя же экскурсия была не «точечной», а обзорной – по самым важным постройкам, которые демонстрируют историю развития узнаваемого стиля этой известной московской мастерской. Такая возможность привлекла более полусотни желающих, чего организатор акции Александр Змеул никак не ожидал, привыкнув на опыте предыдущих мероприятий делить количество зарегистрировавшихся на три. А тут неожиданно пришли все и вовремя – некоторым даже пришлось следовать за автобусом своеобразным кортежем на собственных автомобилях.

Надо сказать, что архитектура мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» исключительно хорошо подходит для автобусных экскурсий. Эта архитектурная компания строит только в Москве, насыщая ее качественной архитектурой на протяжении уже почти двадцати лет. Кроме того, компания – одна из первых крупных частных архитектурных мастерских, в 1990-е и в начале 2000-х в ней успели поработать несколько известных московских архитекторов, которые впоследствии «отделились» и открыли собственные мастерские: Вячеслав Богачкин, Сергей Скуратов, Константин Ходнев. А мастерская растет и развивается, теперь уже осваивая новый масштаб заказов – 300-400-«тысячные» и больше. Поэтому экскурсия по постройкам архитектурной компании «Сергей Киселев и Партнеры» это не только обзор работ одной студии – это во многом взгляд на значительную часть истории становления новой московской архитектуры.

Стартовали из 5-го Монетчиковского переулка, от здания, в верхнем этаже которого располагается офис мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» – оно стало первым объектом  программы. Постройка, возведенная в середине 1990-х годов на крыше советского бомбоубежища, объединяет в одно целое здания, воспроизводящие (с разной степенью точности) некогда существовавшие на этом месте дома – и новый объем, примыкающий к ним со стороны двора. Это был один из первых московских опытов архитектуры, акцентирующей соединение «старого с новым» – имитируя таким образом естественное развитие городской среды. Кроме того, для мастерской это был принципиальный шаг – построить для себя постоянную офисную площадь в центре города, собственное «гнездо». Надо сказать, что в Москве до сих пор немногие архитектурные мастерские обитают в зданиях собственной постройки – помимо «Сергея Киселева и Партнеров», на ум приходят только бюро Алексея Воронцова и Никиты Бирюкова в Филипповском переулке.

Пока автобус переезжал от одного объекта до другого, Сергей Киселев непрерывно что-то рассказывал, шутил и делился с присутствующими разного рода закулисными подробностями из истории своих проектов, что вызывало самый оживленный и неподдельный интерес у слушателей.

Второй объект экскурсионной программы, показанный Сергеем Киселевым, располагается по соседству с мастерской на улице Бахрушина. Это офисный центр, который сейчас занимают «Мегафон» и «ВТБ» – один проектов начала 2000-х гг., который вел Вячеслав Богачкин.

Следующими оказались два жилых дома, принадлежащих к периоду, когда одним из ГАПов компании «Сергей Киселев и Партнеры» был Сергей Скуратов – на Большой Полянке и в Зубовском проезде. Оба здания выдержаны в характерной для мастерской сдержанной стилистике. Дом в Зубовском проезде – одно из известных московских зданий конца девяностых – времени, когда «лужковский стиль» сменялся спокойным и деликатным, особенно в центре города, модернизмом. Он воспет критиками за почти японский лиризм архитектурного решения – силуэт дерева на фоне полосатой стены и прочие тонкачества.

Однако для мастерской с домом в Зубовском проезде связаны также и другие, в большей степени прагматические решения – здесь архитекторы впервые опробовали технологии компьютерного моделирования движения вокруг здания, доказав с помощью видеоролика согласующим инстанциям тот факт, что на этом месте возможен 6-этажный дом вместо разрешенного в порядке «регенерации» 3-этажного. Город получил дом, номинированный в 2001 году на «Золотое сечение» и обласканный критиками, заказчик приобрел 5927 кв. м – почти в семь раз больше первоначально разрешенных для этого участка 870-ти кв. м. А мастерская «Сергей Киселев и Парнеры» освоила новую, теперь активно используемую и очень любимую технологию моделирования проектов с помощью компьютерной анимации. А также – репутацию архитекторов, едва ли не владеющих легендарным «пятым измерением» – способных значительно увеличить объем проектируемого здания и предоставить заказчику максимум желаемых площадей. Не навредив при этом городу, позвольте заметить. Кроме всего прочего, дом в Зубовском оказался еще и первым для мастерской опытом использования на фасадах керамогранита с дорогим скрытым, незаметным снаружи креплением.

Следующим пунктом маршрута стала набережная Москвы-реки в районе Тружениковых переулков и Саввинской набережной. Здесь, на водянистом и непрочном грунте, «Сергей Киселев и Партнеры» недавно возвели жилой дом – не очень высокую, но компактную башню, фасады которой отличает очень старательная (что в Москве, увы, нечасто встречается) «раскладка» пластин керамогранита. Квартал, прилегающий к этому дому, мастерская «разрабатывает» уже давно: рядом, на Саввинской набережной предполагалось реконструировать старую текстильную фабрику, сохранив существующие корпуса и выстроив поверх них (но не опираясь на слабый фундамент) длинную «балку» с двумя новыми этажами. За время существования проекта концепция изменилась – теперь на месте фабрики будут жилые дома, заводские корпуса снесут и на их месте выстроят здания, похожие по размеру и ритму окон на фасаде. В одном из вариантов над домами даже нависает протяженный объем – прежде вынужденный, а теперь декоративный.

Жилой дом 2002 года в 1-м Тружениковом переулке, расположенный неподалеку – спокойный, но стильный и очень аккуратный. Его жильцы за прошедшие годы ни капельки не испортили фасад и не повредили архитектуре дома. Дом замечателен также тем, что, будучи построен, он распродался почти моментально.

Добираясь до следующего пункта программы – офисного центра «Эрмитаж-Плаза», экскурсанты проехали мимо знаменитого дома в Левшинском переулке – спроектированного Ильей Уткиным при поддержке мастерской Сергея Киселева, и взглянули на реконструкцию дома в Чистом переулке, расположенного прямо напротив резиденции Патриарха. Фасад этого дома, образец модерна начала XX века, был отреставрирован, а сам дом – реконструирован, причем его внутренняя площадь увеличилась почти вдвое – с 1300 кв. метров до 2375 – за счет добавленного подземного гаража и дополнительного объема со стороны двора. Площадь стала больше, а квартир (sic!) меньше – всего две квартиры на весь дом. Дом, разумеется, получился роскошным. Он также уникален качеством использованных материалов, уровнем инженерного оборудования и безопасности – по некоторым параметрам сравнимой с уровнем безопасности здания кремлевского Сената, которую «Сергей Киселев и Партнеры» переоборудовали под резиденцию президента РФ несколькими годами ранее.

Около «Эрмитаж-Плазы» экскурсанты несмотря на внезапное похолодание решили все же выбраться из автобуса – тем, кто не испугался непогоды, представилась возможность зайти во внутренний двор, обыкновенно бдительно охраняемый от посторонних, и пофотографировать внутреннюю пешеходную улицу комплекса. Сергей Киселев подробно рассказал историю этого проекта – ставшего результатом заказного конкурса и старательно вписанного в городскую среду. Это здание получилось действительно удачным – оно быстро и успешно нашло своего арендатора (им стал Билайн), и было отмечено многими профессиональными премиями. Дом действительно хорош: со стороны «Маяковки» его длинный и строгий каменный фасад величественен, со стороны Самотеки – гибкий стеклянный нос энергичен и очень современен, хотя прекрасно соседствует с амирным флигелем.

Следующая остановка предполагалась на гигантской стройке комплекса «Миракс-Плаза» – самого крупного реализуемого на данный момент объекта мастерской «Сергей Киселев и Партнеры». Этот комплекс сейчас хорошо известен – он стал вторым архитектурным брендом Миракс-Групп после башни Федерация – и кажется, строят его даже быстрее. Однако менее известно, что несколько лет назад на этом месте собирались построить не деловой центр с двумя башнями, а большую московскую «ИКЕЮ» - «Сергей Киселев и Партнеры» даже сделали вариант проекта. Также не все знают, что проект строящегося комплекса был создан первоначально не для Миракса, а для другого девелопера, который затем продал участок компании Миракс-Групп вместе с архитектурным проектом. Последний внес лишь несколько изменений – в частности, «срезал» объемы башен по косой плоскости.

Далее экскурсанты увидели два автосалона, спроектированные мастерской Сергея Киселева – один, исковерканный позднейшим перестройками, для компании Субару на Аминьевском шоссе, другой с более удачной судьбой – Инфинити на Ленинском проспекте. Этот последний проектировали первоначально с названием «Торговый дом Товары из Санкт-Петербурга». Проект холодноватого, строгого и одновременно легкого здания был номинирован на «Золотое сечение» 2000 года. Затем проект перепродали дилерам автомобилей «Ауди», которые вскоре стали эксклюзивными дистрибьюторами «Инфинити» – в результате здание обогатилось фирменным тыквообразным объемом.

Недалеко от Черемушкинского рынка посреди 12-15 этажной застройки возвышается стройный жилой дом, чем-то похожий на «цековские» дома восьмидесятых. Его объем кажется составленным из красных и розовых кирпичных параллелепипедов разной высоты, сросшихся между собой в подобие ступенчатой башни. Сейчас дом изуродован лоджиями, его сложно узнать и почти невозможно фотографировать. Дом задумывался еще в 1994 г., это одна из самых ранних показанных на экскурсии построек. В те годы здание удалось построить столь высоким, доказав при согласовании, что объем, поставленный под углом 45 градусов к окружающим его домам, возвышаясь, объединит вокруг себя окружающую застройку и завершит композицию квартала. 

Через несколько минут автобус был уже у «Авангарда», который, к слову сказать, стоит на фоне квартала «Царское село» из розово-кирпичных «цековских» домов. Сопоставление позволяет представить себе, насколько разительно изменились представления о жилье за прошедшие десять лет. Правда, не всем это сопоставление по душе – по количеству протестов жителей «Авангард» побил, по словам Сергея Киселева, все рекорды. Это неудивительно – дома-то вокруг цековские, их жители особенно не привыкли к строительству поблизости. Между прочим, «Авангард» низкобюджетный проект, его фасады сделаны из минерита – сравнительно нового для России отделочного материала, который изготовляется по финской технологии. Из всех известных вентилируемых фасадов эти – самые дешевые. Однако у фасадных панелей, которыми отделан «Авангард», есть одна особенность – они самоочищающиеся, поэтому дом не будет тускнеть – а будет сохранять пеструю расцветку, которая делает его привлекательным пятном в ряду монотонной застройки.

За трехчасовую экскурсию Сергей Киселев успел показать наиболее важные «события» творческой биографии мастерской. У слушателей сложилось отчетливое представление о  истории развития архитектуры мастерской Сергея Киселева, о том, как рос масштаб заказов, начиная от небольшой площади жилых домов до гигантских «плаз», о том, как трансформировался стиль. Неизменными остались только основные принципы Сергея Киселева, которые он отметил в своем интервью – всегда быть уместным и умелым, искать разумный компромисс одновременно с городом и заказчиком.

Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
zooming
Офис мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» в 5-м Монетчиковском пер. (проектирование 1995 г.)
zooming
Административное здание на ул. Бахрушина. (проектирование 2000 г.)
zooming
Жилой дом в Зубовском пр. (проектирование 1997-99 гг.)
zooming
Жилой дом в Левшинском пер. (проектирование 2000-2002 гг.)
zooming
Реконструкция жилого дома в Чистом пер. (проктирование 1996-97 гг.)
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» (проектирование 2003-2004 гг.)
Сергей Киселев у жилого дома во 2-м Тружениковом переулке. (проектирование 2002-2003 гг.)
Жилой дом во 2-м Тружениковом переулке (проектирование 2002-2003 гг.)
zooming
Жилой дом в Тружениковом пер., вл. 15а (проектирование 2001 г.)
zooming
Комплекс жилых зданий на территории промышленного предприятия «Гардтекс». Проект. 2001-2002 гг.
Административно-торговый комплекс на ул. Кульнева
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
zooming
Станция технического обслуживания автомобилей Subaru (проектирование 1998-99 гг.)
zooming
Многоэтажный жилой дом на Ленинском проспекте, 7. Строительство: 1995-2000 гг.
Жилой комплекс «Авангард» (проектирование 2003-2004 гг.)

25 Июня 2008

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.