English version

Фасад современной медицины

На Красной Пресне завершается строительство многопрофильного клинико-диагностического центра группы компаний «МЕДСИ».

mainImg
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра МЕДСИ
Россия, Москва, ул. Красная Пресня, вл. 16/2, стр. 1,2

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Cапричян К., Асадов А.
Главный архитектор проекта: Калинин А.
Архитекторы: Березин В., Завадовский П., Коренев И., Гулканян И.
Изготовление декоративных элементов: ГрандПроектСитиСтрой (руководитель – Сапричян К.)

2014 — 2014 / 2014 — 2015

Заказчик – ЗАО «МЕДСИГРУП»
Генпроектировщик – ЗАО «КАПССТРОЙПРОЕКТ»
Генподрядчик – ООО «ИФСК »АРСК"
Подрядчик монтажа фасадов – ООО ПКП «Вэлко-2000»

 
Новое здание медицинского центра расположилось недалеко от Московского зоопарка и Краснопресненской высотки, на пересечении Красной Пресни и Малой Грузинской улицы, на месте фабрики-кухни, построенной во второй половине двадцатых годов архитектором Сергеем Курабцевым. Здание кухни, как и несколько небольших соседних строений, долгое время принадлежало городской больнице №32. Затем с 2006 года оно пустовало, постепенно ветшая, пока, после долгих переговоров заказчика «МЕДСИГРУП» с городскими властями, в ноябре 2013 года не было принято неоднозначное решение снести конструктивистский дом. Взамен построен новый современный, оборудованный по последнему слову техники частный медицинский центр. Заказчик обязался выделить долю под городскую больницу, а архитектуру новой постройки решить в духе советского конструктивизма – в память об утраченном объекте.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

В качестве генпроектировщика пригласили компанию «КАПСТРОЙПРОЕКТ», которая занималась реализацией проекта, и разрабатывала его планировочную структуру. Авторов же архитектуры нового здания и, в частности, его фасадов выбрали на закрытом конкурсе, в котором участвовали не только российские, но и иностранные бюро. Карен Сапричян, руководитель мастерской «ГрандПроектСити», вместе с Александром Асадовым предложили на этом конкурсе компромиссный вариант, основанный на современной интерпретации мотивов позднего конструктивизма. «Мы стремились сохранить дух места, – рассказывает Карен Сапричян, – и проявить уважение к существующей городской среде Краснопресненского района, застройка которого активно формировалась в период 1930–1980-х годов. Сегодня самое заметное сооружение района – построенный в 1928 универмаг «Госторга» братьев Весниных. Кроме того, стилистика позднего конструктивизма показалась нам наиболее актуальной для медицинского учреждения: именно так решены, скажем, Кремлевская поликлиника на Воздвиженке или поликлиника РАО РЖД». Конкурс был выигран и авторы приступили к проектированию.

В первом варианте, предложенном архитекторами, аллюзии на поздний конструктивизм были достаточно сильны: скругленный эркер, выходящий на Красную Пресню, крупные окна и сдвоенные полуколонны, горизонтальные пояса-карнизы напоминали, в частности, здания Ивана Фомина. Городские власти проект одобрили. Заказчик, однако, не согласился с предложением, согласованным и даже получившим АГР: здание, связанное с качественной медициной нового тысячелетия, по его убеждению не должно было напоминать советскую архитектуру, а наоборот, принадлежать новому веку, указывая своим видом на новейшие технологии. Заказчик даже планировал реализовать другой проект, с полностью стеклянными фасадами.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Проектное предложение © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Концепция © ГранПроектСити

Однако, как рассказывает Карен Сапричян, «благодаря твердой позиции главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова был выбран наш вариант, выполненный в духе московского конструктивизма». Архитектуру, однако, пришлось в значительной степени преобразовать в ответ на предпочтения МЕДСИГРУПП. Решение, способное удовлетворить всех – и город, и заказчика, и неравнодушных к происходящему жителей, и самих авторов – искали долго, несмотря на цейтнот: здание планировали построить (и в итоге построили) очень быстро – менее, чем за два года, с осени 2013 к лету 2015.

Второй и окончательный вариант, устроивший всех участников процесса, меньше напоминает об архитектурном авангарде и ранней неоклассике, зато архитекторы добавили аллюзий на «ажурный дом» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте. Та же бетонная сетка, выступающая из стеклянной, с металлическим каркасом, «внутренней» поверхности; только здесь стекла больше, перемычки расставлены шире, местами объединяя, как принято в наше время, по два этажа. То же преобладание вертикалей – но здесь они реже, плотнее, и покрыты не имитацией венецианского мрамора, как то было у Бурова, а тонким рустом. К слову, руст, рельефные лопатки, «слоистость» фасада с ребристыми, утопленными горизонталями, – становятся реакцией на городское окружение, попадая в резонанс с видимой отсюда в перспективе краснопресненской высоткой Посохина-Мндоянца.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Проектное предложение © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

Но главное – ажурные панели. Их рисунок обобщен и напоминает готическую паутину с абстрактной, подчиненной дугам, хотя и не вполне оторванной от растительных мотивов, пластикой.

Барельефы выполнены из скульптурной глины в натуральную величину: от 3,5 до 8 метров по авторским эскизам Карена Сапричяна. Формовали и изготавливали их также командой «ГрандПроектСити». «Вариантов рисунка – рассказывает автор, – было много: абстрактный, перекликающийся с оформлением порталов железнодорожных туннелей в Адлере, исполненных мною к Олимпиаде 2014; растительный, простой геометрический и другие». Ажурные рельефы, надо сказать, оказались почти идеальным решением проблемы сочетания исторического контекстуализма, в рамках которого хотели остаться архитекторы, и острой современности, на которой настаивал заказчик – как известно, мало что так актуально в архитектуре нашего времени, как умеренно-абстрактный орнамент. Иными словами, панели сделали здание одновременно и историчным, и современным. Для работ бюро Карена Сапричяна, архитектора-скульптора, это решение также очень характерно, можно сказать, что в данном случае особенность авторского почерка помогла быстро преодолеть целый узел противоречий, в то же время наделив здание узнаваемой «изюминкой».
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

В целом же архитектурное решение здесь построено на сочетании зеленоватого стекла – это фирменный цвет МЕДСИ по бренд-буку, что позволило авторам использовать «цвет» в качестве аргумента и во многом продвинуло процесс согласования с заказчиком, – со светлым, похожим на камень архитектурным стеклофибробетоном , образующим на фасадах рельефную сетку, которая на продольных фасадах объединяет визуально по два этажа, а на уличном торце изменяет свой ритм, очерчивая каждый этаж. По словам архитекторов, они сознательно варьировали различные архитектурные элементы, используя их «с разным нажимом»: более сдержанно во дворе и активнее «на важных визуальных точках» со стороны улиц, – все это призвано создать необходимый контраст и сформировать акценты в рамках некоторой общности приемов.

Один из заметных пластических приемов унаследован от первоначального варианта – это полукруглый эркер, обращенный в сторону высотки, повисающий внизу аккуратной консолью и намеренно не доведенный до уровня кровли – узнаваемая цитата. Угол со стороны перекрестка вторит выступу плавным скруглением.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

Главный вход, расположенный посередине пластины здания со стороны Малой Грузинской, наоборот, подчеркнут легким уступом – фасад переламывается широким углом наподобие книги (вспоминаем Калининский проспект, он же Новый Арбат, или здание СЭВ, хотя здесь сходство менее буквально). В месте перелома фасад становится преимущественно стеклянным, а тонкие рельефные межэтажные карнизы левой и правой половины здания обрываются, встречаясь наподобие сведенных в замок пальцев руки – через одного. Таким образом, через различие ритма и чередование двухэтажных полос архитекторам удалось визуально разбить протяженное здание на два объема, как будто бы сросшихся «на шарнире» вестибюля. Со стороны двора в этом ключевом месте – уступ.
 
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Вид со стороны Красной Пресни © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

И кроме того, новое здание неплохо вписалось в ряд советских девятиэтажек на Красной Пресне – рост, цвет, все почти как родное.

Важную роль в создании индивидуального образа здания играет архитектурная подсветка, с помощью которой авторы выявляют структуру фасадов, подчеркивают индивидуальность пластических приемов. Ажурные прорезные панели получили особый «бонус» – RGB подсветку в полном световом спектре; она деликатно акцентирует вставки, не разрушая цельности фасадной ткани.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити

Комплекс на Пресне удалось построить очень быстро, невзирая на сложности участка и проблемы, связанные со сносом существующего дома. Строительство началось в 2014 году, а уже во второй половине 2015 центр обещают открыть для пациентов. Посетителям будут доступны все отделения – от терапии до аллергологии и иммунологии. Предусматривается также дневной стационар, операционный и диагностический блоки. Для столицы – это шаг вперед в развитии медицины, пусть и платной, а для городской среды – своего рода прививка, пример почти буквального, визуально отрефлексированного «срастания» воспоминаний о старом с идеями новизны.
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Концепция © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Фасады © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Фасады © ГранПроектСити
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра. Фрагмент фасада с обозначением отделочных материалов © ГранПроектСити
Архитектор:
Карен Сапричян
Александр Асадов
Мастерская:
ГрандПроектСити http://saprichyan.ru/
Проект:
Архитектурное решение фасадов клинико-диагностического центра МЕДСИ
Россия, Москва, ул. Красная Пресня, вл. 16/2, стр. 1,2

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Cапричян К., Асадов А.
Главный архитектор проекта: Калинин А.
Архитекторы: Березин В., Завадовский П., Коренев И., Гулканян И.
Изготовление декоративных элементов: ГрандПроектСитиСтрой (руководитель – Сапричян К.)

2014 — 2014 / 2014 — 2015

Заказчик – ЗАО «МЕДСИГРУП»
Генпроектировщик – ЗАО «КАПССТРОЙПРОЕКТ»
Генподрядчик – ООО «ИФСК »АРСК"
Подрядчик монтажа фасадов – ООО ПКП «Вэлко-2000»

 

24 Сентября 2015

ГрандПроектСити: другие проекты
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Дом под солнцем
Комплекс апартаментов «Ландыши» спроектирован Кареном Сапричяном и Александром Асадовым, но затем реализацию передали в другие руки и проект потерял довольно много деталей, сохранив черты замысла в целом. Рассматриваем, что ушло и что осталось.
Дом на Пальме
Дом, спроектированный Кареном Сапричяном на искусственном острове Дубая, обладает всеми качествами курортного luxury, и в то же время остается городским, не теряя стройности и демонстрируя размышления о контексте как культурном, так и приморском.
Рукодельный дом
Между Домом-кораблем на Тульской и Шуховской башней выросло компактное в плане здание со сложными фасадами и яркими всполохами в цветовой палитре. Проект Александра Асадова и Карена Сапричяна.
Модернизм устал
Для центра Калуги Александр Асадов и Карен Сапричян разработали проект жилого комплекса, соединившего в себе целый ряд архетипов современной архитектуры и при этом деликатно взаимодействующего с историческим окружением.
Обнимая периптер
Универсальный спортивный зал, спортивный и технологичный, спроектирован для ЧМ-2018 и клуба «Спартак». Помня о том, кто такой Спартак, архитекторы придали стеклянному фасаду сходство с античным храмом, почти Парфеноном.
Положение обязывает
Для конкурса на концепцию гостиничного комплекса Radisson Blue Moscow Riverside команда под руководством Александра и Андрея Асадовых и Карена Сапричяна спроектировала сложносочиненную композицию из нескольких объемов, меняющуюся до неузнаваемости в зависимости от угла обзора. Виртуальная экскурсия позволит объединить картинки в единое целое.
Каждый охотник желает знать...
«Астана – город будущего» – под таким девизом уже более десяти лет строится новая столица Казахстана. К ее нынешнему облику приложили руку самые известные мировые архитекторы – Кисё Курокава, Норман Фостер, Манфреди Николетти, бюро BIG. Институт Генплана Астаны не останавливается на достигнутом и ежегодно проводит новые международные архитектурные конкурсы. В этом году к участию в одном из них – на проект Дворца творчества школьников – была приглашена мастерская А.Асадова. Свой комплекс, составленный из разноцветных лучей-корпусов, архитекторы назвали «Палитра».
Похожие статьи
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.