Обнимая периптер

Универсальный спортивный зал, спортивный и технологичный, спроектирован для ЧМ-2018 и клуба «Спартак». Помня о том, кто такой Спартак, архитекторы придали стеклянному фасаду сходство с античным храмом, почти Парфеноном.

Автор текста:
Алла Павликова

18 Декабря 2015
mainImg

Мастерская:

ГрандПроектСити

Проект:

Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак»
Россия, Москва, Волоколамское шоссе, вл. 67

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: К. Сапричян, А. Асадов
Главный инженер проекта: В. Адикаев
Главный архитектор проекта: В. Недоступов, А. Рождественский
Архитекторы: В. Березин, И. Гилета, В. Дудина, Т. Лебедева, И. Гулканян
Технология (свет, звук): А. Жуков
Дизайн фасадов при участии: Dexter Moren Associates

Заказчик – ООО Стадион Спартак

2014

Заказчик – ООО Стадион Спартак
Генеральный директор – Федун А.А.
Рядом с новым стадионом футбольного клуба «Спартак» в северо-восточной части аэродрома «Тушино», что в районе Покровское-Стрешнево, планируется возвести универсально-спортивный зал на 12 тысяч зрителей. Стадион, получивший название «Открытие Арена» начал работу в августе 2014 года. Его чешуйчатые фасады, решённые в цветах футбольного клуба, разрабатывало английское бюро Dexter Moren Associates, опираясь на ранее созданный проект арены бюро AECOM. В этом же году была спешно открыта станция метро «Спартак», недостроенная и законсервированная ещё в 1975 году. Строительство универсального зала должно стать финальным шагом в подготовке этой площадки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 1 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак» © ГрандПроектСити
Значительная территория, предназначенная для размещения объектов многофункционального комплекса футбольного стадиона «Спартак», с юга и запада ограничена руслом Москвы-реки, северную границу фиксирует Волоколамское шоссе, а восточную – долина реки Химки. Довольно близко к участку подходят жилые дома и утилитарные постройки. Предполагается, что по окончании всех строительных работ комплекс станет центральной точкой этого района, местом концентрации общественной инфраструктуры и мощным транспортным узлом. Поэтому на новый, ещё не построенный объект автоматически перекладываются все неучтённые ранее функции. Помимо дополнительного футбольного поля, он должен служить и концертным залом, и площадкой для проведения массовых мероприятий. Расположенный ближе к станции метро и значительно закрывающий красно-белый объём арены, зал становится ещё и главным фасадом всего комплекса. Кроме того следует учитывать, что сама площадка находится в крайне стесненных условиях, зажатая между линией метро, существующими постройками и маршрутами движения пешеходов и автомобилей. Такими были исходные данные, предложенные Карену Сапричяну и Александру Асадову для проектирования нового спортивного сооружения.
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Расположение в городе © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Ситуационный план © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак» © ГрандПроектСити
Для строительства универсального зала был выделен участок площадью около 1,34 гектаров к юго-западу от существующего стадиона. В противовес округлому соседу архитекторы нарисовали здесь прямоугольный в плане объём, своей протяжённой гранью развёрнутый к выходу из метро. Сюда же смотрит и центральный вход в здание. Крытая пятиэтажная арена с высокой «шапкой» кровли сначала была задумана авторами ещё более яркой и красочной, чем стадион. Как рассказал Карен Сапричян, всё здание они хотели накрыть аморфной оболочкой, похожей на палантин или русский платок с национальными орнаментами. По мнению авторов, такое решение очень подходило «Спартаку», который всегда был очень национальной, русской командой. Однако заказчик попросил решение по перфорированным фасадам считать вторым вариантом, а в качестве первого разработать современный, стеклянный.

Пойдя на встречу просьбам, архитекторы всё же наделили новый, стеклянный, вариант дополнительным смыслом, вновь апеллируя к «Спартаку», но теперь уже к названию, которое команда носит с 1935 года – к имени героя-гладиатора, вождя римского восстания рабов. Ассоциации с древним Римом заставили придать параллелепипеду крытого футбольного стадиона сходство с периптером античного храма: стеклянная поверхность навесного фасада изогнута равномерными волнами, причем их выступающие части архитекторы покрыли рифлением тонких вертикальным складок, похожим на каннелюры. Впадины, наоборот, гладкие, прозрачные и напоминают интерколумнии. Как будто стеклянное покрывало очерчивает контуры дорической колоннады, превращаясь в зависший в воздухе слепок-воспоминание – у колонн нет ни баз, ни капителей. Ночью все эти особенности фасада будут подчеркнуты светодинамической подсветкой.
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Светодинамическая подсветка © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 2 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 2 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 5 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Фрагмент холодного контура фасада © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Узлы крепления фасада холодного контура © ГрандПроектСити
Верхняя часть здания – аттик лишенного фронтонов «храма», отодвинут сильно вглубь и виден не отовсюду. Его архитекторы покрыли барельефами на темы спортивных состязаний и античных мифов. Архитектор-художник Карен Сапричян, таким образом, не только превратил здание в скульптуру на тему периптера, но и наделил его изрядной долей монументального искусства, будучи верен как идее гезамкуснтверка, так и правилам античности. Хотя надо признать, что «антаблемент» будет хорошо виден лишь издали – при приближении наблюдателя рельефы скроются за кромкой стеклянных волн, – зато можно будет прогуляться под их консолью вдоль стеклянных стен заметно углубленного первого этажа.
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 1 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 3 © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Вариант 4 © ГрандПроектСити
Что же до «пятого фасада» – вида сверху, то здесь отступление от исторического прообраза особенно очевидно. Простая и современная плоская кровля пестрит пирамидками световых фонарей с суммарной площадью проема 384 м2. Они так плотно занимают все пространство над расположенным внизу футбольным полем, что легко обеспечивают внутри достаточное освещение и вентиляцию.

Но как бы ни был интересен придуманный внешний облик здания, его «начинка» важнее. Невероятно сложные конструкции, большепролетные стальные стойки и паутина ферм служат для создания универсального многофункционального пространства. Как уже говорилось, его использование не планируется ограничивать футбольными матчами и тренировками. Уложив на поле специальное покрытие, его можно будет использовать для культмассовых мероприятий, концертов, спектаклей и выставок. Конструкции кровли рассчитаны для того, чтобы нести тяжёлое оборудование и декорации любой сложности. Для проведения зрелищных мероприятий на верхних фермах запроектировано 120 лебедок грузоподъемностью две тонны каждая, что позволит проводить такие неординарные шоу, как «Цирк Дюсолей». В 2018 году в проектируемом здании планируется устроить пресс-центр.
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак» © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак» © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». Разрезы © ГрандПроектСити
Помимо поля и четырёх зрительских трибун, по периметру здания на каждом этаже расположились все необходимые помещения – от вестибюля и буфетов на первом этаже до административных помещений и рабочей зоны сотрудников СМИ с операторскими на четвертом. Гардероб вместе с комнатами хранения спортивного инвентаря разместился в подземном уровне, освободив больше места для парадного фойе наверху. По обе стороны от универсально-спортивного зала расположились высокие наземные гаражи, откликающиеся на стилистику и образ центрального объема. Вокруг петлями легли дороги и мощёные тротуары, зеленый газон и молодые деревья, столбы уличных фонарей и включения городской мебели.
 
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». План 1 этажа © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». План 2 этажа © ГрандПроектСити
Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак». План 3 этажа © ГрандПроектСити


Мастерская:

ГрандПроектСити

Проект:

Многофункциональный комплекс футбольного стадиона «Спартак»
Россия, Москва, Волоколамское шоссе, вл. 67

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: К. Сапричян, А. Асадов
Главный инженер проекта: В. Адикаев
Главный архитектор проекта: В. Недоступов, А. Рождественский
Архитекторы: В. Березин, И. Гилета, В. Дудина, Т. Лебедева, И. Гулканян
Технология (свет, звук): А. Жуков
Дизайн фасадов при участии: Dexter Moren Associates

Заказчик – ООО Стадион Спартак

2014

Заказчик – ООО Стадион Спартак
Генеральный директор – Федун А.А.

18 Декабря 2015

Автор текста:

Алла Павликова

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.